`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ПК и платформы: эволюция, трансформация или перелом?

0 
 

2005 г. можно назвать в высшей степени необычным применительно к основным компонентам ПК – процессорам, чипсетам и видеокартам. На протяжении всего года на рынке происходили странные события, с не менее странной реакцией на них околокомпьютерной публики. Ну а 2006-й обещает быть столь же необычным...

Хотя небольшая аналитическая часть присутствовала во всех наших материалах, посвященных тестированию тех или иных комплектующих, вопросов к началу нового года накопилось действительно много. Но прежде давайте вспомним наши прошлогодние прогнозы и посмотрим, какие же из них сбылись.

«Золотой век ноутбуков не за горами» – именно так ровно год назад в итоговой статье мы предсказывали значительное усиление конкуренции между ноутбуками и настольными компьютерами, как по производительности, так и по цене – и не ошиблись. Среди офисных настольных систем наибольшим спросом сейчас пользуются бюджетные решения, в то время как в сфере мобильных ПК приобретаются в основном mainstream-модели. Ну а спорить с тем, что компактная система на Pentium M сможет без труда потягаться с любым десктопным Celeron, сегодня уже никто не будет.

К тому же цены на переносные компьютеры в прошедшем году нас, мягко говоря, удивили: около $600 за новый и, что немаловажно, современный ноутбук еще несколько лет назад даже для рынка США можно было считать сенсацией – теперь же это реальность даже в нашей стране. Поэтому наш прошлогодний прогноз остается в силе и сейчас: эпоха ноутбуков грядет, и уже ничто не в силах остановить ее приход.

Процессоры-2005: двухъядерность по принуждению

А вот с десктопными ПК ситуация далеко не столь однозначна. Несомненно, главным событием прошедшего года стал выпуск обоими производителями двухъядерных CPU под уже существующие разъемы Socket 775 и Socket 939. Бурная предварительная раскрутка и сопровождающая их старт шумиха в прессе сделали свое дело – этих CPU ждали как «основоположников нового цифрового движения» или на худой конец «новых пророков многопоточных вычислений». Однако в результате... появились просто более компактные модели привычных двухпроцессорных систем. Индустрия же оказалась неготова к их приходу: практически полное отсутствие массового ПО с поддержкой SMP, высокая цена таких процессоров, повышенное тепловыделение, старые, не обновленные ядра и – главное – непонимание среди потребителей, зачем вообще нужны такие CPU.

Все это привело к тому, что говорить о наступлении эпохи двухъядерности было бы слишком опрометчиво. Давайте взглянем на проблемы 2005 г. шире: вспомним последние тенденции, которые характерны для развития современных процессоров.

64-bit в десктопных процессорах. Вот уже три года, как увеличенная разрядность так и остается красивым маркетинговым лозунгом; впрочем, в последнее время его привлекательность несколько поблекла. Все попытки создать соответствующие решения в области действительно полезного ПО – пока далеко не промышленного масштаба. Существующие игры с поддержкой AMD64/EM64T – это всего лишь перекомпилированные версии 32-битового кода, без преимущества в производительности (иногда даже наоборот); программы для работы с графикой и медиаданными по-прежнему в «бессрочной» стадии разработки. Вопрос напрашивается сам собой: если, как ранее утверждалось, использовать 64-битовые регистры действительно так легко, просто и удобно, где же соответствующее ПО? Ведь три года – это более чем достаточный срок не только для оптимизации существующих пакетов, но и для создания новых.

Мультимедийные команды SSE3 (не за горами SSE4). Аналогично вот уже три года мы имеем дело с новым набором инструкций, которые сейчас поддерживаются обоими производителями CPU. Однако, скажем, драйверы видеокарт по-прежнему игнорируют SSE3 – по причине отсутствия прироста быстродействия. Чуть лучше ситуация обстоит с кодеками, однако разницу между использованием SSE2 и SSE3 заметной назвать нельзя, так что и тут реального прорыва все еще не видно.

Увеличение объема кэш-памяти. Оба производителя продолжают наращивать объем быстрой памяти внутри своих процессоров, но, как и в предыдущем случае, особого выигрыша это не дает. Мы уже не раз писали, что большой объем кэш-памяти на самом деле далеко не всегда идет во благо: это и высокая латентность из-за необходимости равного времени доступа к различным ячейкам, и, разумеется, возросшее тепловыделение.

Для каждой технологии существует определенный порог насыщения, когда увеличение ни частоты, ни объема уже не дает ожидаемого прироста производительности. Однако маркетологи, видимо, считают иначе, поэтому сегодняшние 2 MB кэша наверняка еще не предел.

Многопоточность/двухъядерность. В очередной раз вспомним, что же нам на сегодня дает технология Hyper-Threading? Выполнение многочисленных вспомогательных процессов Windows на виртуальном CPU, когда общая загрузка не превышает 50%; увеличение скорости рендеринга в пакетах 3D-моделирования; распараллеливание обработки GUI и вычислительных процессов в некоторых профессиональных пакетах работы с графикой и медиаданными. Не так уж и мало, однако все же недостаточно, учитывая четырехлетнее присутствие в современных процессорах. Игровая индустрия, как и ранее, безмолвствует, на ум приходит разве что экспериментальный «Периметр», в котором логический или физический дополнительный CPU реально задействовался для расчета AI. Можно, конечно, вспомнить и Quake 4, однако там SMP-режим ничем не отличается от аналогичного в Quake 3, т. е. используется он только для OpenGL-рендеринга (далеко не всегда принося при этом пользу).

Двухъядерность в данном случае находится в том же «интересном положении», что и Hyper-Threading, – для игр она пока бесполезна, для программ а-ля Photoshop выигрыш, разумеется, более существенный, хотя заметить его могут только профессиональные дизайнеры.

Технологии виртуализации. Если индустрия вот уже сколько лет не может толком применить 64 бита и многопроцессорность для пользовательских задач, то что говорить о более тонких материях, таких как виртуализация аппаратных ресурсов? Иногда вообще задаешься вопросом: а так ли уж нужно все это домохозяйкам, менеджерам, студентам и геймерам? Для успешного применения таких технологий от пользователей понадобится совершенно другой уровень общения с ПК, либо же вся система должна быть настолько интеллектуальной, чтобы практически полностью скрывать от них технические подробности происходящих процессов – а до этого еще очень далеко, причем как компьютерам, так и их владельцам.

Управление энергопотреблением. Вот, пожалуй, единственное направление, которое развивается в правильном русле. Однако общая тенденция к увеличению энергопотребления сохраняется, а для двухъядерных процессоров она особенно сильна. Поэтому производители стремятся всеми силами удержать тепловую мощность своих детищ в рамках, когда воздушное охлаждение все еще адекватно. Но хватит ли нам обычного кулера для охлаждения многоядерных кристаллов? Если не будет придумано ничего радикально нового, то скорее нет, чем да.

Собственно говоря, о [бес]полезности многих инноваций и до этого сказано было немало. Мы убеждены, что со времен выпуска Pentium 4 (Prescott) и Athlon 64/Opteron все дальнейшие манипуляции над процессорами имеют исключительно косметический характер; а ведь за три года можно было придумать и что-нибудь поновее. Но проблема даже не в этом – к сожалению, все эти изменения почти не отражаются на производительности и функциональности конечных решений, а значит, полезность от их применения весьма сомнительна. В качестве аргумента можно взять Pentium 4 3,4 GHz (Northwood) трехгодичной давности, в котором нет большинства вышеупомянутых нововведений, и сравнить его результаты с современными CPU.

Процессоры-2006: надежда есть

По утверждениям Intel и AMD, 2006 г. станет следующим этапом в развитии многопотоковых вычислений. В очередной раз обещается повсеместное стимулирование разработчиков ПО, чтобы двухъядерные чипы смогли наконец показать прирост быстродействия не только в бенчмарках.

AMD планирует сделать очередной шаг в эволюции своих десктопных CPU – уже с большой уверенностью можно говорить о грядущем обновлении интегрированного контроллера памяти до DDR2-533, которое может стать началом очередного этапа увеличения производительности. Учитывая достаточно быструю шину FSB (8 GBps) и предполагаемую низкую латентность, можно ожидать прироста в скорости работы с памятью до 20% по сравнению с моделями аналогичной частоты, но рассчитанных на DDR400. Также велика вероятность перевода мобильных чипов AMD Turion 64 на двухканальный контроллер (пока только DDR400), что благотворно скажется на их быстродействии. Между тем о новой платформе AMD пока никаких данных нет, как и о предполагаемых сроках ее появления на рынке.

Intel, в свою очередь, готовит нам гораздо больше сюрпризов. В самом начале года вышла новая мобильная платформа Centrino Duo с двухъядерными CPU, впоследствии ожидается выпуск аналогичного процессора в серверном исполнении. Мы уже исследовали быстродействие Pentium M вне ноутбуков, и действительно результаты были весьма впечатляющими. Если же, скажем, перевести Dothan на шину 800 MHz, «догнать» частоту хотя бы до 2,5 GHz, разместить два таких ядра на одном кристалле и для острастки добавить 64-битовые регистры, может получиться очень производительный процессор – с тепловыделением менее 100 Вт. Эти выводы очевидны, поэтому вероятность такого развития событий велика.

Двухъядерные процессоры Pentium D в этом году перейдут на 65-нанометровый процесс, обзаведутся 4 MB L2-кэшем (2×2 MB) и, возможно, шиной в 266 (1066) MHz. Такие метаморфозы позволят Intel еще какое-то время конкурировать с AMD Athlon 64 X2. Скорее всего, продолжит свое существование и Pentium 4 6xx, но также в 65-нанометровом исполнении и, вероятно, с бо2льшими частотами FSB.

Чипсеты и материнские платы-2005: не все так плохо

Заявление о том, что брендов на данном рынке становится все меньше, уже успело набить оскомину, но, к сожалению, до сих пор остается актуальным. Производство материнских плат потеряло свою привлекательность, к тому же они уже не так востребованы рынком, как прежде: из-за наступления ноутбуков. Поэтому небольшие компании, сделавшие ставку лишь на массовые недорогие решения для сборщиков, не смогли конкурировать с крупными многопрофильными производителями, особенно в период чипсетного кризиса. Относительным утешением может служить тот факт, что оставшиеся бренды имеют широчайший модельный ряд, так что проблем с выбором у покупателя возникнуть не должно.

Чипсетов за прошедший год было выпущено явно больше, чем требовалось, особенно это касается продукции Intel и NVIDIA. Каждая из них является лидером на своей платформе (Socket 775 и Socket 939), однако из общего списка наборов логики минимум половину можно считать техническими (искусственно созданными) решениями сомнительной полезности. Так, некоторое недоумение вызывают hi-end-решения, появившиеся от вышеперечисленных компаний в конце 2005 г. Чипсеты nForce 4 SLI X16 и 975X Express оказались слишком дорогими, несвоевременными и не продемонстрировали большего быстродействия по сравнению с mainstream-продуктами. Еще пару таких попыток, и пользователь может окончательно потерять доверие к комплектующим класса hi-end, а этого наверняка сильно не хотелось бы производителям.

Чипсеты и материнские платы-2006: перераспределение сил

Intel ближе ко второму кварталу должна представить новые массовые наборы логики 965P/G, которые сменят 945P/G. Интерес вызывают два момента: будет ли 965P официально поддерживать возможность установки двух видеокарт (хотя бы совместимых с ATI Crossfire) и будет ли интегрированное графическое ядро в 965G чем-то принципиально новым по сравнению с IGMA 950?

Также непонятны перспективы взаимоотношений Intel и NVIDIA в плане взаимопроникновения технологий. NVIDIA действительно во многом перешла дорогу Intel, ни для кого не секрет, что AMD своим головокружительным успехом на 50% обязана чипсетам серии nForce4. Если бы не они, Athlon 64 так бы и остался красивой разработкой, не более. Также NVIDIA до сих пор не открыла свои драйверы для других наборов логики, поэтому SLI по-прежнему работает только на nForce. Учитывая вышеизложенное, неясно, разрешит ли Intel графическому гиганту производить бюджетные наборы логики с графическим ядром GeForce 6100/150 под Socket 775, а NVIDIA, в свою очередь, – использовать SLI на чипсете 975X. Пока же вырисовываются очевидные «группировки»: AMD+ NVIDIA и Intel+ATI, а что будет дальше, покажет время.

Появление новых Athlon 64 с интегрированным контроллером DDR2 и новым сокетом однозначно спровоцирует выпуск целой плеяды чипсетов от NVIDIA, ATI, SiS и VIA, технические спецификации которых пока неизвестны.

Графические акселераторы-2005: и вновь продолжается бой

Ушедший в прошлое год запомнился очередным раундом противостояния извечных соперников – компаний ATI и NVIDIA. Его итогом стало значительное укрепление позиций последней, особенно в сегменте высокопроизводительных решений. В условиях проблем с выпуском и работой CrossFire технология SLI фактически монопольно занимает на сегодняшний день нишу hi-end. Примечательно, что коммерчески успешной SLI стала и в среднем, и даже в бюджетном классах. Причиной тому – особенности функционирования канала сбыта, маркетинговые успехи и доступность таких решений. Весьма удачными, продуманными и адекватными рынку были практически все анонсированные продукты калифорнийской компании. Завершающим аккордом стал выход GeForce 7800 GTX 512 MB под занавес года.

Тем не менее у обеих компаний есть свои тузы в рукавах, поэтому важнейшее значение приобретает умение грамотно их использовать. Пока же формально констатируем прорыв NVIDIA и занятие ею лидирующего на сегодняшний день положения на рынке.

Графические акселераторы-2006: а хватит ли сил?

Судя по всему, производители игрового программного обеспечения взяли слишком высокий темп, поспеть за которым аппаратной части будет очень непросто. Девиз «Даешь Шрек в реал-тайме!» все же пока очень далек от своего воплощения. И хотя HDR, global illumination и кинематографические технологии фильтрации и полноэкранного сглаживания уже поддерживаются современными видеокартами, они все еще слишком тяжеловесны для игрового применения. Просчитать в режиме реального времени красивый и реалистичный трехмерный ролик, где все происходит по заранее известному скрипту, системам на базе SLI и CrossFire под силу; а вот создать игру с таким же качеством, да еще выполняющуюся с приемлемой скоростью – пока задача невыполнимая.

Ну а сотворить что-то существенно более мощное, чем 7800 GTX 512 MB и X1800 XT 512 MB, в следующем году вряд ли удастся – это пока и так максимум, на что способны производители GPU и микросхем памяти. А значит, можно предположить что в 2006 г. упор будет сделан на применение нескольких видеокарт, причем совсем не обязательно дело ограничится только двумя акселераторами. Очень вероятна ситуация массового предложения карт с двумя графическими процессорами (их и в 2005 г. было выпущено немало), но при этом с поддержкой SLI, чтобы в результате получить четыре физических GPU. Также никто не мешает производителям материнских плат установить не два порта PCI Express, а скажем, четыре, и распределить мощности по формуле 4×4 (либо 8×4 в случае с двумя мостами).

С точки зрения новых графических технологий нас вряд ли смогут чем-то удивить, а тем более порадовать. Возможности Shader Model 3.0 и OpenGL 2.0 все еще слишком далеки от истощения, так что выдумывать что-то новое необходимости нет.

Что ж, по всем параметрам 2006 г. обещает стать периодом дорогих либо очень дорогих технологий. Двухъядерные процессоры с огромными кэшами и высокими частотами, видеокарты с несколькими чипами с сотнями миллионов транзисторов в каждом, чипсеты с суммарной пропускной способностью шин под 20 GBps... Разработка, внедрение и производство таких решений требует огромных денег. Платить же за все ускоряющуюся гонку вооружений в IT-технологиях придется пользователям – кому же еще?

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT