`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Мандренко, Агропросперис: «Работа с внешними заказчиками усиливает позиции нашего ИТ-отдела»

+44
голоса

У нас в гостях Павел Мандренко, ИТ-директор Группы компаний Агропросперис, победитель BEST CIO 2016 и BEST CIO 2017 в категории «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС». Мы поговорили с ним о том, как вдохновить команду на достижение стратегических целей, о технологиях (инновациях), которые меняют агропромышленный комплекс, о собственном продукте AP Agronomist и затронули в нашей беседе еще ряд интересных тем. А интервью мы начали с традиционного вопроса о профессиональном пути.

Я закончил КПИ, факультет “Информатики и вычислительной техники”. Начинал свой профессиональный путь в компании “Райз”, в то время они занимались в основном дистрибуцией сельскохозяйственной продукции. Работал администратором баз данных в отделе логистики, потом перешел в ИТ-департамент программистом «1С», а заканчивал руководителем отдела разработки по бизнес-направлению.

 «Работа с внешними заказчиками усиливает позиции нашего ИТ-отдела»

В Группу компаний Агропросперис я пришел в феврале 2008 г. заместителем ИТ-директора одного из производственных холдингов, Латагро. Главным образом я занимался внедрением и разработкой учетной системы, построенной на базе «1С: Предприятие 7». На тот момент в каждом холдинге была своя отдельная система учета.

В 2009 г. я занял позицию ИТ-директора двух холдингов, Латагро и Био Агро, и руководил командой из 4 человек. В их задачи входили поддержка пользователей, обслуживание серверов и программирование. В то время на каждой производственной агрокомпании, или Агропросперис-заводе (АПЗ), и элеваторе был свой системный администратор, который занимался обслуживанием оборудования и поддержкой пользователей.

В 2010 г. инвестором было принято решение внедрить единую учетную систему для всех компаний Группы. С этой целью на базе элеваторного холдинга Агросити-Инвест был создан централизованный ИТ-департамент, который я возглавил. Сюда перешли работать программисты «1С» из всех управляющих компаний холдингов Группы. В апреле 2011 г. мы закрыли первый квартал в общей для всех холдингов «1С», по единым стандартам. В 2013 г. было принято решение о полной централизации и создании ИТ-отдела на уровне Группы, который объединил всех специалистов по программному и аппаратному обеспечению. В конце 2014 г. мы провели реорганизацию работы региональных ИТ-сотрудников, после которой 1 специалист стал обслуживать 8-9 АПЗ в радиусе 120 км. Департамент ИТ Группы с 70 человек сократился до 30. И вот с 2014 г. я работаю директором централизованного ИТ-отдела Группы компаний Агропросперис.

Как проходит ваш типичный рабочий день?

Как правило, большая часть дня посвящена совещаниям – планирование, подведение итогов, плюс встречи проектных групп с коллегами из других отделов, которые выступают нашими внутренними заказчиками. А также совещания с сотрудниками, где мы обсуждаем их KPI или вопросы по текущим задачам. На протяжении последних шести месяцев в среднем раз в неделю провожу встречи с компаниями-потенциальными покупателями решений, разработанных нашим отделом и внедренных в компаниях Группы, например, ПО AP Agronomist.

Что сегодня представляет собой Агропросперис?

Группа компаний Агропросперис работает в Украине с 2006 г. Она объединяет 50 АПЗ, которые ведут агропроизводство на общей площади около 400 тыс. га, а также 12 элеваторов в 14 областях Украины. Ежегодно мы финансируем производство и экспорт более 2,5 млн т агропродукции в 32 страны мира. Основным инвестором Агропросперис выступает NCH Capital (США) – компания, которая с 1993 г. сформировала 25 фондов, предназначенных для открытия доступа к финансам рынкам развивающихся стран.

У нас два бизнес-направления. Первое – агропромышленное производство, объединенное под управлением 6 холдингов. Второе – цепочка добавленной стоимости агропроизводителя «от поля к столу» (supply chain), в рамках этого направления мы обеспечиваем для агропроизводителя полный комплекс услуг, для того чтобы он мог сфокусироваться только на производстве. Т.е. это поставки, хранение, логистика, экспорт, финансирование, в общем, все, что необходимо для агропроизводства.

Как бы вы охарактеризовали состояние ИТ-инфраструктуры Агропросперис до вашего прихода?

ИТ-инфраструктура Группы всегда находилась на высоком уровне и развивалась по мере расширения бизнеса, согласно его возрастающим требованиям. С 2014 г. мы начали развивать цепочку добавленной стоимости для малых и средних агропроизводителей Украины, в связи с чем у бизнеса появились новые задачи. Для их реализации мы вводим в эксплуатацию новое оборудование, разрабатываем специализированные программные продукты, в частности, для команд по закупкам и продажам – АП Тендер, АП Трейдинг, собственную CRM. Для обеспечения бесперебойной работы компаний Группы и наших клиентов мы настроили работу двух серверных площадок за пределами Украины, с высоким уровнем отказоустойчивости.

В анкете BEST CIO вы указывали в качестве своего профессионального приоритета формирование и настрой команды на достижение стратегических целей ИТ, так и бизнеса. Расскажите, пожалуйста, как это происходит.

В Группе Агропросперис действует программа участия в прибыли, которая внедрена и эффективно работает уже много лет и предусматривает получение сотрудниками процента от прибыли, и партнерская программа, в рамках которой сотрудники имеют возможность вложить собственные средства в компанию и получить дополнительную прибыль в зависимости от финансовых результатов по итогам года. Таким образом, все сотрудники Агропросперис мотивированы работать так, чтобы бизнес Группы получал наивысший финансовый результат.

Также в течение двух лет мы с командой разбирались на конкретных примерах, как качество работы ИТ-специалиста может влиять на бизнес, и оценивали это влияние в деньгах. Например, насколько важна безотказная работа ПО, которое отвечает за приемку и отгрузку зерна на элеваторах, и в какие суммы выливается возможный простой при сбое ПО? Скажем, по причине, связанной непосредственно с ИТ, инициируется перезагрузка сервера. Раньше, лет 10 назад, такая операция в рабочее время была допустимой. Однако при этом останавливалась приемка на элеваторе, а 5 минут простоя на элеваторе – это 3000 грн незаработанных денег. Вот такой прямой перевод. Соответственно, если мы обеспечиваем бесперебойную работу элеватора, мы позволяем основному бизнесу зарабатывать.

Так, шаг за шагом, у каждого сотрудника ИТ-отдела сформировалось четкое понимание своего вклада и ориентированность на результаты бизнеса.

На ваш взгляд, какие новые идеи и технологии меняют агропромышленный комплекс в Украине?

Я считаю, что меняют АПК инновации, которые изначально ориентированы на то, чтобы дать бизнесу финансовый результат через сокращение постоянных расходов и повышение эффективности работы специалистов на местах. Во внедренных нами разработках это происходит благодаря экономии или более рациональному использованию ресурсов, оптимизации штата через автоматизацию процессов контроля и учета, экономию времени и труда на документооборот, отчетность, повышению скорости принятия управленческих решений. По всем внедренным в Группе ИТ-продуктам мы можем с уверенностью это сказать!

Например, система Gurtam Wialon позволяет нам из централизованного диспетчерского центра в режиме реального времени круглосуточно контролировать всю с/х-технику: километраж, использование топлива, скорость проведения технологических операций (культивация, посев, внесение удобрений, обработка средствами защиты растений, сбор урожая). Она играет важную роль в получении расчетных финансовых результатов. Также благодаря Wialon мы осуществляем посекундную тарификацию работы механизаторов и выведение этих данных в рейтинги на плазмы по каждому АПЗ. Как мы видим по результатам внедрения, это повысило мотивацию и ответственность механизаторов – 99% техопераций проводятся с соблюдением скоростных режимов.

В свое время у нас была другая система GPS-навигации. Мы арендовали ее как сервис. Но столкнулись с проблемой – поставщик сервиса не мог обеспечивать хранение данных в нужных количествах. Поэтому мы купили сервер и ПО, и теперь храним столько данных, сколько необходимо. Это 400 дней в оперативном режиме и бэкапы – за весь период. Мы можем поднять трек любого транспортного средства с момента внедрения Wialon.

Вы чаще покупаете готовые решения или разрабатываете собственное ПО?

В 80% мы разрабатываем свое ПО, исходя из потребностей бизнеса. Например, в нашей централизованной «1С: Предприятие 8» внедрены карты рентабельности полей с полной историей производства и внесения ТМЦ по годам, рейтинги специалистов производственного ядра по KPI, сюда же в режиме реального времени поступают данные по полевым работам из AP Agronomist и сразу списываются ТМЦ, и многое другое.

Чем это продиктовано?

Готовые решения под наши нужды, специфику и философию ведения бизнеса трудно найти. Всегда есть какие-то свои уникальные моменты.

Почему мы разрабатываем своими силами, а не нанимаем сторонних разработчиков на аутсорсинговой основе? Потому что я считаю, что в Украине пока еще не созрели компании по разработке ПО необходимого уровня. Причем не только в агропромышленной сфере. Так, например, с моей точки зрения, у нас нет компаний-франчайзи «1С» должного уровня. Как правило, 80% проектов у имеющихся подрядчиков заканчиваются «лишь бы закончить». Мы тоже с таким сталкивались, и после этого приняли решение обеспечивать оперативную разработку своими силами. Конечно, это все отражается на финансах, поскольку нужно содержать постоянный штат программистов. Но зато это позволяет полностью контролировать процесс и получать нужный результат.

Наши инструменты постоянно улучшаются. Взять, к примеру, зернотрейдинговую компанию Группы. Первоначально, в 2014 г., ее задача состояла в том, чтобы организовать централизованные продажи с наших АПЗ. После того как они этот процесс наладили, было принято решение грузить продукцию на корабли, т.е. условия продажи уже не просто CPT (Carriage Paid To), а фрахтовка кораблей. И сейчас мы уже 70-80% наших грузов доставляем своими кораблями до портов покупателей. Т.е. бизнес развивается, и ПО требует постоянной доработки.

У нас есть порядка 300 вагонов, мы еще занялись перевозками. И под все это нужно разрабатывать решения на базе ПО. Поэтому данное направление очень динамично развивается.

И в случае с AP Agronomist вы пошли путем собственной разработки, поскольку не было нужного инструмента на рынке?

Мы изначально решили сами разрабатывать решение для своего бизнеса. Начинали писать AP Agronomist на базе мобильной платформы «1С», а в 2015 г. реализовали нативное мобильное приложение для ОС Android.

Нам нужно было прежде всего дать возможность агрономам фиксировать выполненные ими работы в одной системе. Конечно, каждый агроном знает параметры своих полей и хозяйств. Но мы столкнулись с тем, что, когда специалист от нас уходит, мы теряем всю эту ценную информацию. Благодаря AP Agronomist у нас вся история полей сохранена (с момента внедрения продукта – с конца 2013 г.).

Этот инструмент значительно упростил и стандартизировал задачи агронома, благодаря чему эффективность работы выросла в несколько раз. Через AP Agronomist прямо с планшета каждый агроном видит остатки ТМЦ, перемещает их и контролирует списание, фиксирует проведенные технологические операции, количество внесенных удобрений и средств защиты растений, данные о механизаторах, которые работали на этом поле и еще множество данных. Программа помогает планировать полевые работы, сама определяет перечень необходимых операций, а также техники и агрегатов с учетом их доступности в этот день. Благодаря актуальности и согласованности списков полей, ТМЦ, техники и сотрудников агроном работает точнее и быстрее. Применяя аналитику в AP Agronomist, агроном легко сравнивает текущие показатели с показателями предыдущих периодов, с запланированными, с показателями других компаний Группы.

С помощью продукта агроном на поле может, скажем, в 6 часов утра зафиксировать факт выполнения работ, а в 10 часов бухгалтерия уже отображает списание ТМЦ в это поле. Т.е. в течение нескольких часов! Для сравнения – еще несколько лет назад это происходило в конце месяца, когда агроном приходил с кучей бумаг. Возможность оперативно определять потребность в закупках отсутствовала. Другое дело, когда списание идет в рамках часов, при этом можно хранить минимальный склад.

Как результат, сотрудники Агропросперис, использующие AP Agronomist, высоко оценивают его преимущества и считают незаменимым помощником, который дает быстрый доступ ко всей истории поля, позволяет хранить фото состояния посевов, видеть урожайность, точку безубыточности, грамотно планировать технологические операции. И все это – в электронном виде!

Как вы пришли к решению о продаже AP Agronomist для использования в другой компании? С какими сложностями столкнулись при внедрении системы на стороне клиента?

Идея продажи пришла, когда об успешно внедренной нами разработке узнали на рынке. Мы начали проводить переговоры с потенциальными покупателями и уже заключили несколько сделок по продаже AP Agronomist.

Из сложностей могу отметить прием продукта заказчиком, когда возникают вопросы и предложения как от руководства, так и от рядовых пользователей. Здесь нам очень помогает накопленный опыт, практика внедрения и дальнейшей разработки, которые происходят в постоянном диалоге с 200 агрономами и профильными специалистами Группы Агропросперис. 

Есть ли разница в работе с внутренним и внешним заказчиком?

Есть внешние заказчики, которые более щепетильно относятся, поскольку платят свои деньги. А есть и те, кто, получив готовый продукт, принимают его таким, как он есть. При этом хочу отметить, что наши агрономы понимают, что мы сами разрабатываем инструмент и требуют постоянных улучшений и развития функциональности.

Как поменялась ваша работа внутри Группы в связи с началом оказания услуг внешнему заказчику?

У нас есть 50 производственных компаний. Появилась еще одна. За счет внедрений ПО у третьих лиц сам ИТ-отдел становится более конкурентоспособным в рамках Группы. Мы повышаем свой уровень и не обязываем производственные компании покупать наши услуги. Наша позиция такая: если вы хотите – можете при выборе решения смотреть и на других поставщиков, мы готовы конкурировать с ними.

Денежные поступления от продаж решения идут в ИТ-отдел или в общую копилку?

В общую копилку. У нас было предложение от инвесторов сделать так, чтобы они шли в ИТ. Но я считаю, что это не совсем правильно, поскольку каждый отдел работает на общее благо.

Ваш совет другим CIO.

Верить в себя, в свой профессионализм, постоянно развивать себя и команду. Искренне вникать в задачи бизнеса, в его потребности сегодня и завтра, быть бизнес-партнером на всех этапах, совместными силами с управленческой командой и коллегами на местах формировать картину будущего и реализовывать его. Только тогда ИТ будет неотъемлемой частью бизнеса и поможет продвигать его вперед на максимальных скоростях. Особое внимание нужно уделить построению команды. Ядро моей команды, которым я особо горжусь: Алексей Токовенко, Евгений Гринчук, Александр Рудченко, Игорь Козаченко и Олег Крамарский.

 

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT