`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Обратно в рост

Статья опубликована в №3 (714) от 2 февраля

0 
 

Первое негативное влияние экономического кризиса на мировой рынок ПК было отмечено еще в III квартале 2008 г., по результатам которого все без исключения регионы отчитались резким снижением поставок с характерным наращиванием складских запасов в канале. Однако уже во второй четверти прошлого года зрелые рынки США и Западной Европы, а также традиционно сильный китайский рынок подавали нередкие обнадеживающие сигналы, указывающие на постепенное преодоление провала. Впрочем, о полноценном восстановлении докризисных кондиций говорить все еще рано.

Нашли выход

Ключевым фактором оживления продаж во время рецессии следует считать массовую миграцию пользователей с настольных на портативные решения, подкрепленную широким выбором привлекательных по соотношению цена-функции нетбуков. Вместе с бюджетными версиями лэптопов эти устройства обрели высокую популярность в период, когда потребители оказались особенно чувствительными к стоимости продукта. Именно недорогие мобильные системы легко решали проблему поиска второго ПК в зрелых регионах и становились выгодной покупкой первого устройства для жителей развивающихся стран. Кроме того, сравнительно низкий уровень ASP нетбуков заинтересовал телекоммуникационных операторов, приступивших к дотационной реализации устройств в комплекте с пакетами мобильного интернет-доступа по собственным каналам.

Во втором полугодии включились действенные компенсаторные механизмы, направленные на поддержание и нормализацию основных жизненных функций рынка. В частности, позитивная динамика поставок была подкреплена рядом правительственных инициатив в странах – ключевых потребителях ПК. В США спрос на электронику получил отчетливый импульс после принятия Конгрессом антикризисного плана, предусматривающего выделение 787 млрд долл. на налоговые субсидии для бизнеса и физических лиц, а также поддержку рынка потребительского кредитования через программу TALF. Китайское правительство в свою очередь приступило к масштабному субсидированию покупок бюджетных версий компьютеров жителями многомиллионных сельских провинций. Эффект от упомянутых мер не заставил себя ждать, и наряду с общим улучшением макроэкономического климата, а также стабильно высоким сезоном «снова в школу» по итогам третьей четверти поставки ПК в мире возросли на 18% (Gartner) относительно предыдущего квартала. С октября по декабрь дальнейшее выздоровление отрасли поддерживалось традиционно урожайным рождественским сезоном, усиленным высоким спросом на устройства под управлением получившей в целом позитивные отзывы Windows 7. Тем не менее ввиду увеличения количества продуктов с низкой нормой прибыли в общей массе реализуемых ПК доходность бизнеса многих игроков в потребительском сегменте рынка оставляла желать лучшего.

Справедливости ради стоит заметить, что на фоне тотального сокращения ИТ-бюджетов уровень корпоративных продаж в течение всего года был довольно низким. В итоге наибольший удар ощутили вендоры, прежде всего Dell и Lenovo, бизнес которых глубоко завязан на коммерческий сегмент. Предполагается, что ситуация с продажами на корпоративном направлении изменится к лучшему с началом очередного цикла обновления компьютерного парка (его старт ожидается не ранее второй половины текущего года).

Ожидали худшего

Китай вывел страны APeJ на место регионального локомотива. В заключительной четверти года Поднебесная нарастила потребление ПК на 31% в годовом сравнении. Благодаря щедрым предпраздничным предложениям на рекордные 24% возросли продажи в США. В регионе EMEA, ставшим в 2008 г. безоговорочным лидером по освоению новых ПК, кризис начался позднее, из-за чего ему лишь в конце года удалось переломить негативные для себя тенденции. Уместно напомнить, что после бума покупательской активности, подкрепленного наличием недорогих кредитных ресурсов, во II квартале 2009 г. впервые за восемь лет в странах EMEA произошел обвал потребления ПК в годовом сравнении. Согласно наблюдениям IDC, в указанный период пикового спада поставки сократились на довольно ощутимые 10%, причем в странах Центральной и Восточной Европы (CEE) этот показатель упал катастрофически – на 41%. Благо уже в конце года наблюдатели зафиксировали частичное восстановление позитивной динамики продаж в CEE. Хотя некоторые страны региона все еще находятся под влиянием экономической нестабильности, два крупнейших локальных рынка – Россия и Украина – постепенно возвращаются к былым темпам развития. Как результат, общие квартальные продажи EMEA в IV квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 3,5% – до 29,3 млн ПК. В целом за 2009 г. вендоры отгрузили в EMEA 96,7 млн устройств, что свидетельствует о падении поставок на 5,3% в годовом сопоставлении. Напомним: по версии IDC, годом ранее регион освоил свыше 102 млн ПК.

Стало быть, за рассматриваемый календарный период мировой рынок все же не подтвердил резко негативные прогнозы экспертов. По предварительным подсчетам Gartner, в прошлом году мировой объем поставок достиг 305,8 млн устройств, увеличившись на 5,2% в штучном выражении. Исходя из данных IDC, совместными усилиями вендоры отгрузили 294,2 млн ПК, тем самым на 2,3% улучшив прошлогоднее достижение. Различие в оценках двух ведущих аналитических структур связаны не только с тем, что в первом случае также учитывались продажи серверов х86, но и с тем, что Gartner принимает во внимание лишь количество заказанных у вендоров ПК, в то время как по методологии IDC считаются исключительно отгруженные в канал устройства.

Личный счет

Взяв под контроль пятую часть глобального рынка, фаворитом поставок осталась HP. Превысив среднерыночные показатели продаж во всех регионах за исключением EMEA, особенно сильно вендор выступил в Китае. Благодаря этому по итогам года рост продаж компании в APeJ составил 34%, что дало возможность вплотную приблизиться к локальному лидеру Lenovo. Основательно выстроенный розничный канал и актуальная продуктовая линейка позволили достойно встретить период подготовки к учебному и предрождественскому сезонам, а закрепить успех удалось подписанием крупных контрактов на продвижение нетбуков HP Mini через операторов беспроводного доступа в Сеть.

Сделав ставку на недорогие портативные решения, Acer показала лучший в отрасли рост (34%, IDC) в годовом сравнении. Неоднократно пересматривая прогнозы продаж этих устройств в сторону увеличения, осенью компания назвала окончательную цель – 30 млн устройств, которую с легкостью достигла. Портативный прорыв позволил тайваньскому игроку наконец-то дотянуться до Dell по итогам 2009 г. Согласно версии IDC, разрыв между соперниками оказался в границах статистической погрешности, а в Gartner настаивают на бесспорной рокировке вендоров. В наступившем году Acer запланировала реализовать не менее 40 млн ноутбуков, тем самым заявив серьезные претензии на первую строчку Топ 5.

Беспрецедентное сужение вотчины Dell – корпоративного сегмента – сокрушило позиции вендора, заставив впервые за последние несколько лет опуститься на третью ступень. Чтобы исправить положение, был предпринят ряд результативных мер, среди которых уход от прямых продаж через достижение выгодных договоренностей с ведущими мировыми дистрибьюторами – американскими Ingram Micro и Tech Data. Заслуживают внимания и весомые успехи на перспективных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, чего стоят только крупные соглашения с локальными сервис-провайдерами Китая по поставке нетбуков. Как результат, в конце прошлого года вендору удалось показать позитивную динамику продаж, взяв под контроль около 13% мирового рынка, а Китай стал для Dell вторым после США рынком по объемам выручки.

Потерю позиций на традиционно приоритетном рынке Северной Америки Lenovo с лихвой компенсировала победами в Китае и Индии. Тем не менее от квартала к кварталу ее сопровождали операционные убытки, в большей степени связанные с кардинальной реструктуризацией бизнеса. Пытаясь уйти от жесткой привязки к корпоративному сегменту, сохранившейся еще со времен приобретения бизнеса ПК у IBM, компания оперативно перестраивалась на удовлетворение нужд Китая и других развивающихся экономик в потребительских устройствах, четко разграничивая существующие продуктовые линейки по ценовому критерию. Первые результаты налицо – оставаясь лидером региона APeJ, где была извлечена максимальная выгода от китайской государственной программы субсидирования покупки ПК и прочей техники сельским населением, вендор также нарастил присутствие в Японии и Западной Европе.

Мобилизация ускоряется

Среди прочих факторов, способных благоприятно повлиять на бизнес-показатели отраслевых игроков в текущем году, следует упомянуть освоение продуктовых ниш с более высокой нормой прибыли. Все вендоры первого эшелона уже сделали ставку на стремительно развивающий-ся сегмент смартфонов. По оценкам Gartner, в прошедшем году в мире было продано 180 млн обладающих высокой маржой конвергентных устройств. Увеличившись в годовом сопоставлении на 29%, продажи смартфонов значительно превзошли показатели по ноутбукам. Более того, в 2012 г. доходы от реализации смартфонов достигнут 191 млрд долл., в то время как для портативных ПК – едва превысит 152 млрд. Как следствие, на протяжении второй половины года фиксировались нередкие шаги ПК-сборщиков в новом направлении. В частности, Lenovo усилилась, выкупив у группы инвесторов бизнес Lenovo Mobile, и уже объявила о выпуске весной Android-смартфона. Устройства под управлением Windows Mobile и Android представила Acer, успешно освоившая заделы выкупленной в свое время E-Ten. Довольно результативными стали совместные работы альянса ASUS–Garmin. В структуре Dell сформировано телекоммуникационное подразделение, уже приступившее к поставкам смартфона Dell Mini 3i по крупным контрактам с операторами Китая и Бразилии. Череду анонсов провела HP, объявившая о скором выходе новых членов семейства iPAQ. Однако, несмотря на активность вендоров, в экспертной среде уверены, что в ближайшие три года ни один производитель ПК из Топ 5 не сможет захватить свыше 2% сегмента смартфонов. Свою роль в этом сыграет не только сильная конкуренция со стороны старожилов рынка Nokia, Apple, RIM, но и отсутствие мощных дистрибьюторских каналов, контроль над которыми принадлежит преимущественно мобильным операторам.

IС-фактор

Описанные выше события не преминули отразиться на полупроводниковой индустрии, свыше 60% продукции которой по-прежнему уходит на нужды производителей ПК и сотовых телефонов – ее доходы за последние 25 лет индустрии упали в шестой раз. В стане Gartner заявляют, что в прошедшем году объем выручки достиг 226 млрд долл., «просев» на 11,8% относительно 2008 г. Первые месяцы характеризовались тотальным спадом поставок, однако на рубеже полугодий уровень загрузки производственных мощностей стал плавно возвращаться в прежнее русло, что подтверждалось сокращением складских запасов у дистрибьюторов. Во втором полугодии используемый Gartner индекс загруженности складов DASI продолжил уменьшаться, переместившись с уровня «серьезного перенасыщения» в зону «умеренного затоваривания». Ожидается, что в 2009 г. он будет крайне редко переходить границу, указывающую на затоваренность складов и требующую от дистрибьюторов снижения цен на продукцию для повышения сбыта. Хотя уход за рубеж, при котором наблюдается нехватка товара, также маловероятен.

По данным Gartner, лидерство на рынке полупроводников восемнадцатый год подряд удерживает Intel, в 2009 г. ее доля составила 14,2%. В соответствии с представленной информацией доход отраслевого гиганта в IV квартале достиг 10,6 млрд долл., что почти равняется трети ее общегодового результата – 35,1 млрд. Рентабельность компании достигла рекордных 65% благодаря массовому выпуску чипов для крайне востребованных мобильных платформ.

Помимо Intel, только три из десяти крупнейших IC-производителей закончили год с ростом. Увеличение оборота двух из них – Samsung и Hynix – связано преимущественно с прекращением падения цен на память. Оперативно осваивая техпроцесс 50 нм и увеличивая долю DDR3 в общей массе выпускаемых продуктов, корейские производители неизменно удерживают верхние строки IC-рейтинга. После ощутимого снижения доходов в 2007–2008 гг. сегмент памяти начал восстанавливаться – компании кардинально урезали капиталовложения, что привело к сокращению выпуска и повышению цен на чипы DRAM и NAND. В результате с октября по декабрь стоимость чипов DRAM возросла в среднем на 26% в квартальном сравнении. На руку лидерам сыграло также банкротство Qimonda и уход некоторых тайваньских игроков.

Из представителей Топ 10 четыре компании завершили год с падением более чем на 10%, сильнее других пострадала Infineon – ее доходы снизились на 46,5% из-за потерь в сегменте памяти и продажи бизнеса, связанного с беспроводными коммуникациями.

Стабильно вверх

В наступившем году ситуация со спросом на компьютеры окончательно нормализуется – IDC прогнозирует реализацию свыше 321 млн устройств, что будет соответствовать годовому росту в пределах 10,3%. Что характерно, позитивная динамика продаж сохранится вплоть до 2014 г. Развивающиеся регионы, на сегодняшний день контролирующие около половины глобального рынка, по итогам текущего года добьются увеличения продаж, описываемого двузначным числом. Не менее высокие темпы роста поставок будут свойственны и зрелым регионам. Как и прежде, главным двигателем останутся портативные решения. Не без помощи доступных CULV-устройств с диагональю 11,6–12" и средней отпускной ценой менее $500 общие продажи в этом сегменте возрастут на 18%. Вопреки непрерывному снижению ASP решений портативного модельного ряда наращивание объемов их поставок сгладит негативный для вендоров эффект от снижения средних отпускных цен. В то же время позиции настольных ПК останутся крайне слабыми – за год они предположительно увеличатся лишь на 0,1%.

Развитие мирового рынка ПК
Позиция Вендор 2009 г. 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 59 942 20,3 54 293 18,9 10,4
2 Dell 38 416 13,1 42 388 14,7 -9,4
3 Acer 38 377 13,0 31 377 10,9 22,3
4 Lenovo 24 887 8,5 21 870 7,6 13,8
5 Toshiba 15 878 5,4 13 727 4,8 15,7
  Другие 116 709 39,7 123 910 43,1 -5,8
  Всего 294 208 100,0 287 566 100,0 2,3
По данным IDC.
Развитие рынка ПК в регионе EMEA
Вендор Поставки ПК, млн шт. Рыночная доля, % Изменение, %
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
HP 20,6 19,9 20,2 20,7 - 3,0
Acer 16,7 19,5 16,4 20,2 16,4
Dell 10,9 9,2 10,7 9,6 -15,4
ASUS 6,4 6,1 6,3 6,4 -4,2
Toshiba 6,0 5,6 6,0 5,9 -7,0
Другие 41,1 35,9 40,3 37,2 -12,7
Всего 102,0 96,5 100,0 100,0 -5,3
По данным IDC.

Дополнительные материалы:

Таблица развития мирового рынка ПК в 2008–2013 гг.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT