02 голоса |
Интервью журналу Fortune Дивьи Нарендры дает возможность извлечь самый ценный урок из фильма The Social Network. Всякий раз, когда на пороге появляются инициативные люди с предложением совместного бизнеса, где "за мной – идея, за тобой – исполнение", таких людей стоит обходить стороной. Дивье, допустим, такой разброс кажется вполне нормальным:
Together, we had a good mix of technical skills and entrepreneurial spirit, but none of us had programming expertise.
Подобные предложения вроде как редко случаются в других профессиях. Группа людей редко когда приходит к писателю с проектом "Короче, слушай. Идея такова, что группа людей попадает на какой-то остров. И там, значит, ситуация такова, что вот есть одно здание, типа замок, и на столе десять негритят. И каждую ночь один из них умирает, и со стола пропадает один негритенок. Ну понимаешь, да? Давай так, что исполнение – твое, а мы займемся всякими бизнес-делами, типа переговорами с издателем, распространением, а ты как профессиональный писатель додумай детали, придумай там интригу, чтобы герои ярко выражены были, ну сам понимаешь. Деньги пополам".
Людей, которые приносят в бизнес только идею, в будущем трудно будет переубедить в необходимости сменить фокус либо же радикально изменить стратегию компании. Под идеей они видят себя, и назвать их единственный вклад неадекватным – это путь к обидам и склокам. Поэтому большинство венчурных капиталистов всегда упирают на качество команд, а не качество идей. Хрестоматийный пример такого подхода – Paypal, который запускался как инфракрасная почтовая система для платформы Palm Pilot, и который вроде как должен был получить толчок с развитием смартфонов. Хорошая команда сумела радикально перекроить продукт и сконцентрировать усилия на новом рынке.
Зачастую необходимость в бизнес-партнере в уме технического основателя обьясняется страхом перед неизвестным. При этом добрая доля как крупных компаний, так и технологических стартапов работает над оптимизацией именно бизнес-процессов – Indinero работает над бухучетом в онлайне, Jobvite занимается поиском кандидатов и рекрутингом сотрудников, Google AdSense дает возможность искать клиентов по ключевым словам, социальные сети позволяют купить рекламу по демографике, KickStarter и целый ряд других каналов позволяют поднять деньги. И если на первых порах кажется, что с бизнес-частью компании все равно не справиться, не стоит забывать, что среди выпускников элитных МВА-программ процент невыплат по студенческим ссудам к этому месяцу достиг 20%, т.е. при желании и острой необходимости свежего MBA с приличным дипломом вроде как можно будет найти. Самый яркий пример тому – Google. Компания основана в 1998 г., Эрик Шмидт стал гендиректором в 2001 г. Ну и цитата вдогонку:
Все успешные интернет-компании мира управляются программистами. А любые попытки передать управление непрограммистам имели плачевные последствия. – Юрий Мильнер, МВА
Есть ли случаи, когда софтверному стартапу все-таки нужен сооснователь с бизнес-опытом? Мне кажется, что список примерно следующий:
- Со-основатель приведет основных покупателей. Стартап концентрируется на весьма узком рынке с высоким порогом вхождения. Скажем, если вы оптимизируете программное обеспечение для обслуживания регистрации пассажиров авиалиний, либо же пишете единую систему скидок для супермаркетов, то говорить с потенциальными клиентами легче всего будет опытному человеку из нужной отрасли, и чтобы такого человека привлечь, необходим статус со-основателя.
- Со-основатель создаст партнерскую сеть. Если стартапу для успешной работы нужно большое количество партнеров (скажем, стартап занимается музыкой, хотя этого делать не надо), то кто-то должен провести немало времени в самолетах, за подготовкой презентаций, заполучить столь нужный пакет договоров и, возможно, нанять группу таких же людей на рынках, на которые планируется выйти. Здесь бизнес-люди нужны не столько в роли business management, сколько для business development.
Материалы для дополнительного чтения:
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
02 голоса |
Очередной однобокий взгляд на вещи, популярный на сообществах разработчиков типа HN, который там уже обсасывался не раз и не два.
Погоджуюся з Дмитром, погляд справді однобокий.
Якщо справді спробувати отримати урок з цього фільму, то партнери з бізнес-досвідом Цукербергеру були потрібні постійно -- спочатку ідею щодо проекту він отримав саме від того ж Дівє та близнюків, а потім Фейсбук став тим чим він став завдяки Шону Паркеру.
Можна заперечити, що Паркер сам програміст. Але він не виступав у цій ролі у Фейсбук, він дав проекту саме те, що бракувало програмерам -- стратегічне бачення.
Головна заслуга Цукербергера не вміння програмувати -- він умів знайти потрібних людей на кожному етапі проекту і використати їх. Ось це і є головний урок фільму.