`

СПЕЦИАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТА

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Москалюк

Нужны ли софтверному стартапу со-основатели с бизнес-бэкграундом?

02
голоса

Интервью журналу Fortune Дивьи Нарендры дает возможность извлечь самый ценный урок из фильма The Social Network. Всякий раз, когда на пороге появляются инициативные люди с предложением совместного бизнеса, где "за мной – идея, за тобой – исполнение", таких людей стоит обходить стороной. Дивье, допустим, такой разброс кажется вполне нормальным:

Together, we had a good mix of technical skills and entrepreneurial spirit, but none of us had programming expertise.

Подобные предложения вроде как редко случаются в других профессиях. Группа людей редко когда приходит к писателю с проектом "Короче, слушай. Идея такова, что группа людей попадает на какой-то остров. И там, значит, ситуация такова, что вот есть одно здание, типа замок, и на столе десять негритят. И каждую ночь один из них умирает, и со стола пропадает один негритенок. Ну понимаешь, да? Давай так, что исполнение – твое, а мы займемся всякими бизнес-делами, типа переговорами с издателем, распространением, а ты как профессиональный писатель додумай детали, придумай там интригу, чтобы герои ярко выражены были, ну сам понимаешь. Деньги пополам".

Людей, которые приносят в бизнес только идею, в будущем трудно будет переубедить в необходимости сменить фокус либо же радикально изменить стратегию компании. Под идеей они видят себя, и назвать их единственный вклад неадекватным – это путь к обидам и склокам. Поэтому большинство венчурных капиталистов всегда упирают на качество команд, а не качество идей. Хрестоматийный пример такого подхода – Paypal, который запускался как инфракрасная почтовая система для платформы Palm Pilot, и который вроде как должен был получить толчок с развитием смартфонов. Хорошая команда сумела радикально перекроить продукт и сконцентрировать усилия на новом рынке.

Зачастую необходимость в бизнес-партнере в уме технического основателя обьясняется страхом перед неизвестным. При этом добрая доля как крупных компаний, так и технологических стартапов работает над оптимизацией именно бизнес-процессов – Indinero работает над бухучетом в онлайне, Jobvite занимается поиском кандидатов и рекрутингом сотрудников, Google AdSense дает возможность искать клиентов по ключевым словам, социальные сети позволяют купить рекламу по демографике, KickStarter и целый ряд других каналов позволяют поднять деньги. И если на первых порах кажется, что с бизнес-частью компании все равно не справиться, не стоит забывать, что среди выпускников элитных МВА-программ процент невыплат по студенческим ссудам к этому месяцу достиг 20%, т.е. при желании и острой необходимости свежего MBA с приличным дипломом вроде как можно будет найти. Самый яркий пример тому – Google. Компания основана в 1998 г., Эрик Шмидт стал гендиректором в 2001 г. Ну и цитата вдогонку:

Все успешные интернет-компании мира управляются программистами. А любые попытки передать управление непрограммистам имели плачевные последствия. – Юрий Мильнер, МВА

Есть ли случаи, когда софтверному стартапу все-таки нужен сооснователь с бизнес-опытом? Мне кажется, что список примерно следующий:

  1. Со-основатель приведет основных покупателей. Стартап концентрируется на весьма узком рынке с высоким порогом вхождения. Скажем, если вы оптимизируете программное обеспечение для обслуживания регистрации пассажиров авиалиний, либо же пишете единую систему скидок для супермаркетов, то говорить с потенциальными клиентами легче всего будет опытному человеку из нужной отрасли, и чтобы такого человека привлечь, необходим статус со-основателя.
  2. Со-основатель создаст партнерскую сеть. Если стартапу для успешной работы нужно большое количество партнеров (скажем, стартап занимается музыкой, хотя этого делать не надо), то  кто-то должен провести немало времени в самолетах, за подготовкой презентаций, заполучить столь нужный пакет договоров и, возможно, нанять группу таких же людей на рынках, на которые планируется выйти. Здесь бизнес-люди нужны не столько в роли business management, сколько для business development.

Материалы для дополнительного чтения:

Як протидіяти DDoS та цілеспрямованим атакам на інфраструктуру

02
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Очередной однобокий взгляд на вещи, популярный на сообществах разработчиков типа HN, который там уже обсасывался не раз и не два.

Погоджуюся з Дмитром, погляд справді однобокий.
Якщо справді спробувати отримати урок з цього фільму, то партнери з бізнес-досвідом Цукербергеру були потрібні постійно -- спочатку ідею щодо проекту він отримав саме від того ж Дівє та близнюків, а потім Фейсбук став тим чим він став завдяки Шону Паркеру.
Можна заперечити, що Паркер сам програміст. Але він не виступав у цій ролі у Фейсбук, він дав проекту саме те, що бракувало програмерам -- стратегічне бачення.
Головна заслуга Цукербергера не вміння програмувати -- він умів знайти потрібних людей на кожному етапі проекту і використати їх. Ось це і є головний урок фільму.

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT