Результаты продаж мобильных телефонов в IV квартале 2005 г. позволили увидеть общую картину на данном рынке за прошедший год. Согласно данным IDC, объем реализованных телефонов в 2005 г. составил 825,5 млн шт., что на 16,7% больше, чем годом ранее, и превосходит прогнозы даже самых смелых аналитиков (агентство iSuppli ожидало лишь незначительного превышения планки в 800 млн).
Gartner, которая составляет отчеты по фактическим продажам телефонов конечным пользователям, рапортует о более скромной цифре – 816,6 млн шт., однако рост рынка, по ее мнению, оказался бо2льшим – 21%. При этом шесть ведущих поставщиков смогли увеличить суммарную долю до 79,4%, причем по итогам продаж в последние три месяца она составила 84%.
Минувший год оказался весьма успешным прежде всего для Nokia, которая вопреки мнениям некоторых экспертов вернула свои позиции на рынке. В последнем квартале 2005 г. ее продажи достигли уровня в 83,7 млн, что на 26,6% больше прошлогоднего показателя. Таким образом, в IV квартале Nokia принадлежало 35% рынка сотовых терминалов – компании потребовалось почти два года для того, чтобы вернуть контроль над ним после неудачного запуска нескольких бюджетных моделей. Напомним, что в I квартале 2004 г. рыночная доля финского вендора упала до 28,9%.
Во многом своим успехом Nokia обязана популярности аппаратов на платформе S60, а также смартфону N70 – лидеру по продажам среди WCDMA-устройств. Заслуживающим внимания фактом стал выход имиджевого аппарата N91, оснащенного встроенным жестким диском емкостью 4 GB.
Стоит напомнить, что наибольший показатель рыночной активности за всю историю Nokia наблюдался в 2002 г. – согласно данным Gartner, тогда он равнялся 35,8%. В целом же в 2005 г. на долю финской компании пришлось 32,5% рынка мобильных аппаратов, а в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке она была более чем втрое успешнее ближайшего конкурента – Motorola. Аналитики Gartner даже полагают, что сегодня у Nokia есть все предпосылки для того, чтобы перейти рубеж в 40% уже в I квартале 2006 г.
Впрочем, американская компания сдаваться не собирается: как и Nokia, Motorola продемонстрировала рекордный уровень продаж в IV квартале 2005 г. (44,7 млн мобильных устройств против 31,8 млн за аналогичный период 2004 г.). Находясь на волне успеха, вызванного активными продажами имиджевого телефона RAZR, Motorola модифицировала флагманскую линейку, включив в нее «лезвийные» модели с поддержкой EV-DO и UMTS, а также решения в других цветовых вариантах и формфакторах.
Тройку лидеров по-прежнему замыкает Samsung, добившаяся роста продаж в 19% за год, при этом ее квартальный показатель вырос на 1,5%, что несколько увеличило ее разрыв с Motorola. Одной из причин этого стало решение компании ввязываться в ценовые войны на развивающихся рынках. Ну а среди наиболее успешных моделей Samsung стоит выделить бизнес-слайдер D600, который по уровню продаж уже превзошел своего предшественника – D500.
Количество реализованных сотовых терминалов еще одного корейского производителя – LG Electronics – в IV квартале составило 16,2 млн, что позволило компании сохранить четвертое место в Top 5, правда, своего ближайшего конкурента, Sony Ericsson, компания опередила лишь на 100 тыс. телефонов. Эксперты считают, что успех LG был закреплен запуском имиджевой серии Black Label, а также расширением линейки 3G-продуктов.
Sony Ericsson сокращает разрыв с корейцами – результат ее работы в IV квартале на 27,8% лучше, чем годом ранее. В значительной мере этому способствовало расширение серии телефонов-плееров Walkman. По результатам исследования Krusell, терминалы K750i/K750c/W800 стали самыми продаваемыми в 2005 г. Вполне возможно, что и в нынешнем году Sony Ericsson выйдет на четвертое место (если, конечно, LG не предложит что-то радикально новое) благодаря пополнению серии Walkman, а также недавно запущенной линейке «фототелефонов» Cyber-shot.
Перестановка позиций в нижней части рейтинга может быть вызвана активизацией еще одного вендора – BenQ Mobile. В IV квартале 2005 г., по данным Gartner, компания контролировала лишь 4,7% рынка, продав чуть более 11 млн телефонов. Однако уже в начале 2006 г. она представила шесть новых моделей, которые, по предварительным оценкам, могут достойно конкурировать с продукцией ведущих вендоров, правда, только в том случае, если BenQ Mobile учтет стратегические ошибки Siemens и не будет затягивать с поставками новых моделей на прилавки магазинов.
В целом же в прошлом году, а особенно к его завершению, можно отметить развитие нескольких тенденций. Повсеместное внедрение мультимедийных функций, рост спроса на смартфоны, появление моделей со встроенными жесткими дисками, максимальная конвергентность аппаратов – это лишь верхушка айсберга. Так, по прогнозам iSuppli, доходы только на рынке мобильного контента премиум-класса (мобильное ТВ, игровые и музыкальные сервисы) к 2010 г. вырастут до 43 млрд долл. (по сравнению с 5,2 млрд долл. в 2004 г.), и от того, насколько своевременно компании будут реализовывать подобные технологии в своих устройствах, во многом зависят их позиции в будущем.
Что же касается ближайшей перспективы, то исследователи ожидают не менее впечатляющего роста рынка в 2006 г. При этом, принимая во внимание итоги двух месяцев нынешнего года, в I квартале ожидается спад продаж на 5–8% по сравнению с IV кварталом 2005 г.
Мировые поставки сотовых телефонов
Компания |
2005 г. |
2004 г. |
Изменение, % |
Объем поставок, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Nokia |
264,9 |
32,1 |
207,6 |
29,4 |
27,6 |
Motorola |
145,9 |
17,7 |
104,5 |
14,8 |
39,7 |
Samsung |
102,9 |
12,5 |
86,5 |
12,2 |
19,0 |
LG Electronics |
55 |
6,7 |
44,4 |
6,3 |
23,8 |
Sony Ericsson |
51,2 |
6,2 |
42,5 |
6,0 |
20,4 |
Остальные |
205,6 |
24,9 |
221,8 |
31,4 |
-7,3 |
Всего |
825,5 |
100,0 |
707,3 |
100,0 |
16,7 |
Мировые продажи сотовых телефонов конечным пользователям
Компания |
2005 г. |
2004 г. |
Объем поставок, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, млн шт. |
Рыночная доля, % |
Nokia |
265,6 |
32,5 |
207,2 |
30,7 |
Motorola |
144,9 |
17,7 |
104,1 |
15,4 |
Samsung |
103,8 |
12,7 |
85,2 |
12,6 |
LG |
54,9 |
6,7 |
42,3 |
6,3 |
Sony Ericsson |
51,8 |
6,3 |
42,0 |
6,2 |
Siemens |
28,6 |
3,5 |
48,5 |
7,2 |
Остальные |
167,0 |
20,6 |
144,6 |
21,6 |
Всего |
816,6 |
100,0 |
674,0 |
100,0 |
Терминалы-лидеры мировых продаж в 2005 г.
1 |
Sony Ericsson K750i/K750c/W800 |
2 |
PalmOne Treo 600/650 |
3 |
Motorola RAZR V3/V3i/V3c |
4 |
Nokia 6230/6230i |
5 |
Qtek S100/I-mate JAM |
6 |
Qtek 9090/I-mate PDA 2k |
7 |
Sony Ericsson K700i/K700c |
8 |
Nokia 5140/5140i |
9 |
Nokia 6680/6681/6682 |
10 |
HP iPAQ HW 65xx/6700 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365