`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Возврат к истокам

Статья опубликована в №27-28 (694) от 18 августа

+11
голос

Украинский сегмент ИТ-розницы в первом полугодии достаточно сильно почувствовал на себе влияние рецессии, а точнее, одного из ее последствий – сворачивания программ потребительского кредитования. Данный период ознаменовался масштабным сокращением и переформатированием торговых площадей и громкими банкротствами крупных сетей магазинов. Оставшиеся на плаву компании не питают особых надежд на будущее и в один голос выражают уверенность в неизбежности «второй волны» экономического кризиса.

Возврат к истокам

По информации компании GfK Ukraine, в первом полугодии в розничных торговых точках было реализовано около 323 тыс. персональных компьютеров и периферийных устройств, что означает падение по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 46,1%. В национальной валюте объем рынка ИТ-розницы с января по июнь 2009 г. составил около 881 млн грн: сокращение в данном выражении по отношению к 2008 г. равняется 37,9%. Статистика по товарным группам говорит о том, что наибольшее падение продаж произошло в сегменте настольных ПК – 63% в штучном и 58% в денежном выражении, – а самой «кризисоустойчивой» продукцией на розничных полках стали ноутбуки, объем сбыта которых сократился на 25 и 26% соответственно.

Динамика цен на ИТ-продукты в первые шесть месяцев текущего года была различной. Так, по оценкам GfK Ukraine, стоимость продаваемых в ритейле ноутбуков, ПК и сканеров уменьшилась в среднем на 8,7%, в то время как для печатной периферии – принтеров и МФУ – этот показатель вырос на 14,3%.

По словам игроков рынка, одной из основных тенденций розницы в первом полугодии стало резкое сокращение ассортимента как крупных сетевых магазинов, так и специализированных торговых точек. Вызвано это не только физическим уменьшением торговых площадей и витрин, но и фактическим отсутствием кредитования бизнеса со стороны банков и поставщиков, ранее позволявшего магазинам соревноваться друг с другом в количестве представленных моделей техники. Следует отметить, что большинство участников рынка, с которыми мы беседовали, оценивают такое изменение как положительное и способствующее будущему оздоровлению канала продаж. Также розничные игроки ожидают, что волна снижения числа представленных на полках моделей по каждой из товарных групп дойдет и до вендоров, которым придется сократить широкие линейки продукции, поставляемой в нашу страну. Похожие процессы ранее проходили в близкой к нам Восточной Европе – правда, там они были гораздо более плавными в отсутствие такого мощного катализатора, как экономический кризис.

Возврат к истокам

Константин Дубинин,
генеральный директор компании «КПИ-Сервис»

В первом полугодии результаты компании соответствуют показателям 2007 г., в сравнении же с 2008 г. падение в среднем достигло 48%. При этом доля «КПИ-Сервис» на украинском ИТ-рынке – порядка 7%. В связи с перераспределением рынка и небольшой долей продаж в кредит, которая для нашей сети составляла около 15%, мы рассчитываем на рост по итогам 2009 г., расширяя сеть франчайзинговых партнеров, насчитывающую на сегодня 50 представительств.

В связи со снижением покупательной способности населения большинство продаж ИТ-техники сместилось в бюджетную нишу. Причем речь идет не о росте реализации в нижнем ценовом диапазоне, а о падении среднего и премиум-сегмента. Стоит также отметить тенденцию к увеличению объемов сбыта мобильных ПК по сравнению с традиционными стационарными компьютерами.

То, что в настоящее время происходит на украинском рынке ИТ-розницы, можно назвать стагнацией. Если сейчас его объем сократился на 40–50%, то столько же игроков должны с него уйти. Мы рассматриваем это как очередной этап развития.

Говорить о возможности улучшения ситуации нельзя в силу политической и экономической нестабильности в стране, которая продлится еще не менее полугода. Полный же выход из кризиса – длительный процесс, который, я думаю, займет не меньше 3–4 лет.

Возврат к истокам

Александр Макурин,
коммерческий директор сети магазинов «Комп'ютерний Всесвіт»

Перед нашей розничной сетью стояла задача минимизировать потери, связанные с наступлением кризиса, провести оптимизацию бизнес-процессов, сохранить коллектив и выйти на положительные показатели по итогам II квартала, что и удалось выполнить.

Как мы и ожидали, спрос сместился в сторону бюджетных моделей всех видов техники, сократились продажи настольных ПК и повысилась востребованность комплектующих. Также мы расширили ассортимент мониторов и ноутбуков, благодаря чему во II квартале объемы продаж последних выросли на 10% относительно аналогичного периода прошлого года.

ИТ-рынок Украины еще не завершил свой «период полураспада», по-прежнему продолжает лихорадить отдельные компании, да и благосостояние населения не способствует развитию розницы. Несмотря на сложившуюся экономическую обстановку в стране, мы планируем увеличить темпы роста реализации по сравнению с первым полугодием: довести продажи настольных ПК до объемов прошлого года, а сбыт ноутбуков увеличить в 1,5 раза. Достижение этих результатов возможно за счет более агрессивной маркетинговой и ценовой политики, расширения ассортимента на полках.

Еще одно последствие рецессии в розничном сегменте, которое нельзя отнести к однозначно негативным, – наметившаяся на рынке тенденция возвращения сетей к узкой специализации. Проявляется она как, например, в супер- и гипермаркетах бытовой электроники, сокращающих ассортимент компьютерной техники, так и в ИТ-магазинах, избавляющихся от «непрофильной» продукции. По оценкам GfK Ukraine, в первом полугодии доля специализированных компьютерных магазинов в структуре розничных продаж ИТ-техники в штучном выражении выросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 7,38% и составила 58,8%. При этом доля «универсальных» сетей потребительской электроники упала почти на 5%. Есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и во второй половине текущего года. Способствуют сокращению в структуре сбыта долей крупных розничных сетей и банкротства последних. Во II квартале о начале процедуры банкротства объявили две компании – «МКС» и «Домотехника».

Возврат к истокам

Говоря о прогнозах на второе полугодие, большинство игроков рынка ИТ-ритейла не выказывают особого оптимизма. Основные причины настороженного отношения к ситуации – экономическая и политическая нестабильность, волнообразные скачки курса национальной валюты и неуверенность потенциальных покупателей в собственном будущем. Впрочем, небольшого сезонного роста активности в начале учебного года участники рынка все-таки ждут, однако не исключают, что он в любой момент может перейти в очередное «пике» отечественной экономики, связанное с новым витком банковского кризиса и предстоящими президентскими выборами.

Представители интернет-розницы настроены оптимистичнее своих «офлайновых» коллег. В связи со снижением покупательной способности населения и сворачиванием кредитования потребители в конце прошлого и первой половине нынешнего года предваряли любую покупку техники тщательным сравнением цен, в котором зачастую побеждали онлайн-витрины. Увеличение числа продаж через Сеть способствовало, по мнению игроков данного рынка, росту доверия покупателей к интернет-магазинам в целом, благодаря чему сетевые продавцы рассчитывают по окончании кризиса получить достаточно большое количество лояльных клиентов.

Возврат к истокам

Владимир Колодюк,
президент компании Unitrade Group

Для нас первое полугодие было не таким хорошим, как ожидалось, однако на данный момент мы можем отметить некоторую стабилизацию рынка и наших показателей. В рамках антикризисной оптимизации были сокращены торговые точки, закрыты сеть магазинов Melofon и дистрибьюторская компания Udicom. По результатам данного периода мы вернулись к уровню 2005 г.

Потребительский спрос сократился примерно на 50% и сместился в сторону бюджетного сегмента. Играет свою роль и сезонность ИТ-рынка: например, объем реализации цифровых фото- и видеокамер упал не так ощутимо благодаря началу периода отпусков. В сегменте стационарных ПК, продаваемых в наших магазинах, увеличивается доля А-брендов: по нашим оценкам, к концу года этот показатель может подняться до 20%.

Вместе с метаморфозами рынка меняются отношения в канале продаж, и я думаю, что из кризиса выйдет заметно меньше игроков во всех сегментах с другими схемами взаимодействия. Одним из положительных итогов станет возвращение многих розничных сетей к узкой специализации и сокращение непомерно раздутого ассортимента. На мой взгляд, мы прошли только одну из промежуточных точек рецессии, и в дальнейшем стоит ожидать усугубления негативных процессов на рынке. По моим прогнозам, «свет в конце тоннеля» мы увидим не раньше I квартала 2010 г.

Возврат к истокам

Александр Смогоржевский
руководитель отдела ИТ компании «Сокол»

Несмотря на кризисную ситуацию на рынке, наша компания демонстрирует рост в первом полугодии: оборот за II квартал превысил результат первого. Показатели всего полугодия превзошли аналогичный период 2008 г. При этом сегодня продажи во всех товарных группах идут как в бюджетном сегменте, так и в среднем и высшем ценовых диапазонах. В нынешнем году наиболее востребованными продуктами являются ноутбуки, а также жесткие диски и флэш-память.

Кризис диктует свои условия, и на сегодняшний день изменилась сама схема бизнеса. Основной тенденцией в этом плане можно считать сокращение количества посредников между вендором и конечным покупателем. В силу падения оборотов дистрибьюторы готовы плотно сотрудничать не только с крупнейшими оптовиками, как раньше, но и с небольшими игроками рынка.

Не исключено, что «дно» продаж еще не достигнуто, и если оно наступит осенью, в сезон, до которого большинство компаний надеялись «дотянуть», чтобы компенсировать потери и проблемы, начавшиеся в конце 2008 г., то расстановка сил на рынке изменится непредсказуемо. Если же каких-либо потрясений и катаклизмов не будет, то вторая половина этого года пройдет с уверенным ростом и для нашей компании, и для всего ИT-рынка.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT