Украинский сегмент ИТ-розницы в первом полугодии достаточно сильно почувствовал на себе влияние рецессии, а точнее, одного из ее последствий – сворачивания программ потребительского кредитования. Данный период ознаменовался масштабным сокращением и переформатированием торговых площадей и громкими банкротствами крупных сетей магазинов. Оставшиеся на плаву компании не питают особых надежд на будущее и в один голос выражают уверенность в неизбежности «второй волны» экономического кризиса.
|
По информации компании GfK Ukraine, в первом полугодии в розничных торговых точках было реализовано около 323 тыс. персональных компьютеров и периферийных устройств, что означает падение по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 46,1%. В национальной валюте объем рынка ИТ-розницы с января по июнь 2009 г. составил около 881 млн грн: сокращение в данном выражении по отношению к 2008 г. равняется 37,9%. Статистика по товарным группам говорит о том, что наибольшее падение продаж произошло в сегменте настольных ПК – 63% в штучном и 58% в денежном выражении, – а самой «кризисоустойчивой» продукцией на розничных полках стали ноутбуки, объем сбыта которых сократился на 25 и 26% соответственно.
Динамика цен на ИТ-продукты в первые шесть месяцев текущего года была различной. Так, по оценкам GfK Ukraine, стоимость продаваемых в ритейле ноутбуков, ПК и сканеров уменьшилась в среднем на 8,7%, в то время как для печатной периферии – принтеров и МФУ – этот показатель вырос на 14,3%.
По словам игроков рынка, одной из основных тенденций розницы в первом полугодии стало резкое сокращение ассортимента как крупных сетевых магазинов, так и специализированных торговых точек. Вызвано это не только физическим уменьшением торговых площадей и витрин, но и фактическим отсутствием кредитования бизнеса со стороны банков и поставщиков, ранее позволявшего магазинам соревноваться друг с другом в количестве представленных моделей техники. Следует отметить, что большинство участников рынка, с которыми мы беседовали, оценивают такое изменение как положительное и способствующее будущему оздоровлению канала продаж. Также розничные игроки ожидают, что волна снижения числа представленных на полках моделей по каждой из товарных групп дойдет и до вендоров, которым придется сократить широкие линейки продукции, поставляемой в нашу страну. Похожие процессы ранее проходили в близкой к нам Восточной Европе – правда, там они были гораздо более плавными в отсутствие такого мощного катализатора, как экономический кризис.
Константин Дубинин,
генеральный директор компании «КПИ-Сервис»
В первом полугодии результаты компании соответствуют показателям 2007 г., в сравнении же с 2008 г. падение в среднем достигло 48%. При этом доля «КПИ-Сервис» на украинском ИТ-рынке – порядка 7%. В связи с перераспределением рынка и небольшой долей продаж в кредит, которая для нашей сети составляла около 15%, мы рассчитываем на рост по итогам 2009 г., расширяя сеть франчайзинговых партнеров, насчитывающую на сегодня 50 представительств.
В связи со снижением покупательной способности населения большинство продаж ИТ-техники сместилось в бюджетную нишу. Причем речь идет не о росте реализации в нижнем ценовом диапазоне, а о падении среднего и премиум-сегмента. Стоит также отметить тенденцию к увеличению объемов сбыта мобильных ПК по сравнению с традиционными стационарными компьютерами.
То, что в настоящее время происходит на украинском рынке ИТ-розницы, можно назвать стагнацией. Если сейчас его объем сократился на 40–50%, то столько же игроков должны с него уйти. Мы рассматриваем это как очередной этап развития.
Говорить о возможности улучшения ситуации нельзя в силу политической и экономической нестабильности в стране, которая продлится еще не менее полугода. Полный же выход из кризиса – длительный процесс, который, я думаю, займет не меньше 3–4 лет.
Александр Макурин,
коммерческий директор сети магазинов «Комп'ютерний Всесвіт»
Перед нашей розничной сетью стояла задача минимизировать потери, связанные с наступлением кризиса, провести оптимизацию бизнес-процессов, сохранить коллектив и выйти на положительные показатели по итогам II квартала, что и удалось выполнить.
Как мы и ожидали, спрос сместился в сторону бюджетных моделей всех видов техники, сократились продажи настольных ПК и повысилась востребованность комплектующих. Также мы расширили ассортимент мониторов и ноутбуков, благодаря чему во II квартале объемы продаж последних выросли на 10% относительно аналогичного периода прошлого года.
ИТ-рынок Украины еще не завершил свой «период полураспада», по-прежнему продолжает лихорадить отдельные компании, да и благосостояние населения не способствует развитию розницы. Несмотря на сложившуюся экономическую обстановку в стране, мы планируем увеличить темпы роста реализации по сравнению с первым полугодием: довести продажи настольных ПК до объемов прошлого года, а сбыт ноутбуков увеличить в 1,5 раза. Достижение этих результатов возможно за счет более агрессивной маркетинговой и ценовой политики, расширения ассортимента на полках.
Еще одно последствие рецессии в розничном сегменте, которое нельзя отнести к однозначно негативным, – наметившаяся на рынке тенденция возвращения сетей к узкой специализации. Проявляется она как, например, в супер- и гипермаркетах бытовой электроники, сокращающих ассортимент компьютерной техники, так и в ИТ-магазинах, избавляющихся от «непрофильной» продукции. По оценкам GfK Ukraine, в первом полугодии доля специализированных компьютерных магазинов в структуре розничных продаж ИТ-техники в штучном выражении выросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 7,38% и составила 58,8%. При этом доля «универсальных» сетей потребительской электроники упала почти на 5%. Есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и во второй половине текущего года. Способствуют сокращению в структуре сбыта долей крупных розничных сетей и банкротства последних. Во II квартале о начале процедуры банкротства объявили две компании – «МКС» и «Домотехника».
|
Говоря о прогнозах на второе полугодие, большинство игроков рынка ИТ-ритейла не выказывают особого оптимизма. Основные причины настороженного отношения к ситуации – экономическая и политическая нестабильность, волнообразные скачки курса национальной валюты и неуверенность потенциальных покупателей в собственном будущем. Впрочем, небольшого сезонного роста активности в начале учебного года участники рынка все-таки ждут, однако не исключают, что он в любой момент может перейти в очередное «пике» отечественной экономики, связанное с новым витком банковского кризиса и предстоящими президентскими выборами.
Представители интернет-розницы настроены оптимистичнее своих «офлайновых» коллег. В связи со снижением покупательной способности населения и сворачиванием кредитования потребители в конце прошлого и первой половине нынешнего года предваряли любую покупку техники тщательным сравнением цен, в котором зачастую побеждали онлайн-витрины. Увеличение числа продаж через Сеть способствовало, по мнению игроков данного рынка, росту доверия покупателей к интернет-магазинам в целом, благодаря чему сетевые продавцы рассчитывают по окончании кризиса получить достаточно большое количество лояльных клиентов.
Владимир Колодюк,
президент компании Unitrade Group
Для нас первое полугодие было не таким хорошим, как ожидалось, однако на данный момент мы можем отметить некоторую стабилизацию рынка и наших показателей. В рамках антикризисной оптимизации были сокращены торговые точки, закрыты сеть магазинов Melofon и дистрибьюторская компания Udicom. По результатам данного периода мы вернулись к уровню 2005 г.
Потребительский спрос сократился примерно на 50% и сместился в сторону бюджетного сегмента. Играет свою роль и сезонность ИТ-рынка: например, объем реализации цифровых фото- и видеокамер упал не так ощутимо благодаря началу периода отпусков. В сегменте стационарных ПК, продаваемых в наших магазинах, увеличивается доля А-брендов: по нашим оценкам, к концу года этот показатель может подняться до 20%.
Вместе с метаморфозами рынка меняются отношения в канале продаж, и я думаю, что из кризиса выйдет заметно меньше игроков во всех сегментах с другими схемами взаимодействия. Одним из положительных итогов станет возвращение многих розничных сетей к узкой специализации и сокращение непомерно раздутого ассортимента. На мой взгляд, мы прошли только одну из промежуточных точек рецессии, и в дальнейшем стоит ожидать усугубления негативных процессов на рынке. По моим прогнозам, «свет в конце тоннеля» мы увидим не раньше I квартала 2010 г.
Александр Смогоржевский
руководитель отдела ИТ компании «Сокол»
Несмотря на кризисную ситуацию на рынке, наша компания демонстрирует рост в первом полугодии: оборот за II квартал превысил результат первого. Показатели всего полугодия превзошли аналогичный период 2008 г. При этом сегодня продажи во всех товарных группах идут как в бюджетном сегменте, так и в среднем и высшем ценовых диапазонах. В нынешнем году наиболее востребованными продуктами являются ноутбуки, а также жесткие диски и флэш-память.
Кризис диктует свои условия, и на сегодняшний день изменилась сама схема бизнеса. Основной тенденцией в этом плане можно считать сокращение количества посредников между вендором и конечным покупателем. В силу падения оборотов дистрибьюторы готовы плотно сотрудничать не только с крупнейшими оптовиками, как раньше, но и с небольшими игроками рынка.
Не исключено, что «дно» продаж еще не достигнуто, и если оно наступит осенью, в сезон, до которого большинство компаний надеялись «дотянуть», чтобы компенсировать потери и проблемы, начавшиеся в конце 2008 г., то расстановка сил на рынке изменится непредсказуемо. Если же каких-либо потрясений и катаклизмов не будет, то вторая половина этого года пройдет с уверенным ростом и для нашей компании, и для всего ИT-рынка.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365