`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

NMS-системы: упреждающее управление сетевой инфраструктурой

0 
 

Оптимальная система управления глазами заказчика

Крупные корпорации, информационная система которых содержит более миллиона устройств от разных фирм, использующая многообразие стандартов и технологий и распределенная географически, заинтересованы в решениях для осуществления мониторинга и управления, способных адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям, подстраиваясь под производственные нужды. Компании хотят видеть всю свою информационную сеть целиком и управлять ею как единым и слаженным механизмом.

Когда сеть выходит из строя, это сказывается на работе пользователей и операционных процессах. Современные информационные системы уже недостаточно рассматривать как разрозненные элементы, такие, например, как сетевая инфраструктура, приложения, базы данных, хранилища информации и т. п. Для обеспечения контроля над каждым ресурсом необходимо получить унифицированное и прозрачное представление всей ИС.

IT-специалисты ищут возможность исследовать каждое событие, происходящее в сети, и оценить степень его воздействия на другие устройства в виде ясных и простых для понимания графических образов. Компании стремятся повысить качество предоставляемых услуг и обеспечить непрерывность ведения операций, они изыскивают способы уменьшить время простоев и получить возможность быстро находить решения возникших проблем -- прежде чем последние успеют сказаться на пользователях, клиентах и бизнесе.

В "здоровой" ИС сетевые ресурсы должны быть доступны с надежностью "пять девяток" (99,999%), особенно для тех компаний, где это критично. Чтобы обеспечить такой высокий уровень доступности, сетевые администраторы должны быть уведомлены о потенциальных проблемах еще до того, как функционирование ИС будет нарушено. Они должны иметь возможность с хирургической точностью определить место отказа и понять главную причину возникшей неисправности для минимизации простоя.

Другими словами, требуется упреждающий, или, как теперь говорят, проактивный контроль за сетевой инфраструктурой с помощью унифицированного интеллектуального решения по управлению неисправностями, позволяющего заглянуть "внутрь" проблемного устройства вплоть до уровня индивидуального порта. Вместо того, чтобы говорить "это не работает, и его надо починить", система управления должна сообщать "это может поломаться, если вы ничего не будете делать".

Кроме того, поскольку IT-индустрия очень динамична, нужно, чтобы платформа управления корпоративной ИС масштабировалась вместе с повышающимися требованиями к разрастающейся сетевой инфраструктуре.

Данные требования формировались в течение последних тридцати лет, и на сегодняшний день не являются чем-то законченным. И разумеется, взгляды IT-менеджеров на задачу по управлению ИС все это время не оставались неизменными.


От настройки индивидуальных устройств до управления операционными процессами

Раньше для конфигурирования сетевых устройств администраторы использовали терминалы и командную строку. Сегодня каждый производитель управляемого сетевого оборудования включает в комплект поставки инструмент для мониторинга и удаленного конфигурирования. Но с ростом самих сетей становилось все сложнее ими управлять, и стало ясно, что необходим централизованный мониторинг и контроль за всей сетью. Так, в начале 90-х годов появились системы управления сетями NMS (Network Management System). Наиболее заметные среди них -- HP OpenView, IBM NetView, Aprisma, Spectrum, SunNet Manager. Примерно в то же время начали появляться продукты, позволяющие анализировать объем и тип сетевого трафика, -- TMS (Traffic Management System).

Сразу после этого в 1992 г. зародился интерес к управлению Unix-серверами, а также рабочими станциями и серверами Windows -- в результате была разработана SMS (System Management System). Идея заключалась в удаленном мониторинге и контроле над любым количеством систем посредством графического интерфейса. К таким продуктам относятся Tivoli TME, CA UniCenter, BMC Patrol, Metrix Vision 64.

Важно понимать разницу между NMS и SMS. Типичные задачи NMS включают автоматический поиск и создание моделей устройств, построение карты сети, контроль и мониторинг настроек сетевых устройств, производительности сети, а также построение отчетов. Дополнительная важная задача -- обнаружение корреляций между событиями, для чего NMS просматривает и анализирует все сигналы о событиях, приходящие от каждого устройства, таким образом выявляя неисправность или показывая общее состояние сети. SMS же отслеживает состояние работоспособности систем, представляющих собой часть ИС. Типичные задачи включают конфигурирование и анализ продуктивности (загрузка процессора, размер свободного места на диске), сюда также может добавляться управление безопасностью. Очевидно, оба класса систем дополняют друг друга в решении вопроса полного сквозного управления.

Далее пришел черед интеграции по принципу "ни один производитель не может обеспечить все решения", и такое положение вещей сохраняется в индустрии по сей день.

В 1994 г. появилось новое направление -- системы управления приложениями AMS (Application Management System). Производители начали осознавать, что заказчиков интересует состояние приложений больше, чем сетей и компьютерных систем, в которых они установлены. Типичными бизнес-приложениями являются SAP R/3, базы данных, электронная почта, Microsoft Exchange, Web-приложения. Современные ASM (BMC Patrol, Concord eHealth Application Insight, Tivoli) осуществляют мониторинг простоев/неработоспособного состояния, производительности, времени отклика или его вариативности (jitter).

В 1996 г. на рынок пришел продукт для интегрированного управления инфраструктурой под новым названием -- системы управления инфраструктурой больших предприятий (Enterprise Management System -- EMS). В нем ничего не было нового, кроме этого названия, за которым скрывалась интеграция четырех существовавших систем управления: NMS, TMS, SMS, AMS. К настоящему времени сформировался первый эшелон -- четверка лидеров отрасли (IBM, HP, Aprisma, CA), за ней вплотную следуют Cisco/Micromuse, BMC и NetIQ.


Управление качеством предоставляемых услуг

Весь этот длинный эволюционный путь был пройден, чтобы подобраться к полному сквозному управлению качеством предоставляемых услуг -- SLM (Service Level Management). Предметом внимания менеджеров здесь являются некие абстракции сетевой инфраструктуры предприятия, так называемые сервисы.

У каждой компании существует свой набор основных сервисов, однако к характерным примерам можно отнести следующие: обмен информацией по глобальным и локальным сетям, электронная коммерция с использованием Web-технологий, видеоконференции, голосовые соединения. Однако надо понимать, что SLM -- это не следующий этап развития систем управления сетями, приложениями и системами, скорее, они являются фундаментом, на котором строится SLM. Если обобщить сказанное, то необходимо найти способ отображения элементов глобальной инфраструктуры предприятия (сетевые устройства, системы, приложения) в сервисы, чтобы получить возможность измерять уровень продуктивности последних. Такой способ целиком ориентирован на клиента, его удовлетворенность от использования предлагаемых услуг.

Для SLM существует проблема нестыковки: с одной стороны, параметры, используемые специалистами сетевых технологий для измерения состояния сети, трудно воспринимаются простыми заказчиками. С другой, параметры, которыми оперируют заказчики, непросто измерять сетевым специалистам. Разница в том, как первые понимают свою инфраструктуру и как вторые ее видят. Главный параметр, важный для заказчика, но трудно поддающийся измерению -- удовлетворенность конечного пользователя. Ее степень зависит от надежности приложения, времени отклика, степени его вариабельности.

Теперь попытаемся ответить на вопрос, чем компаниям интересен SLM? При этом примем во внимание следующее.

1. Корпоративная сеть является лишь транспортной средой для передачи данных для современного глобального ведения бизнеса. Его успех зависит от уникальных операционных процессов, которые поддерживаются IT-инфраструктурой. Поэтому важно, чтобы они были идентифицированы, поняты и взяты под контроль в соответствии с выработанной процедурой.

2. Многие заказчики сделали значительные инвестиции в свои сети, системы и приложения, или, другими словами, понесли существенные капитальные затраты. Однако им не под силу оценить долю этих затрат в прибыли. Получив список операционных процессов и осознав связь между ними и прибылью, предприятие может посчитать отдачу имеющихся ресурсов.

3. Целью IT-департамента является поддержка основных производственных процессов с помощью корпоративной сети. IT-департамент должен понять и описать сервисы, которыми пользуются другие департаменты в своей деятельности.

Таким образом, хорошая SLM-программа позволит выявить слабые места в задаче предоставления сервисов и предложит способы их укрепления.


Начинаем с управления сетевой инфраструктурой

Ваша компания растет, но у вас нет ресурсов для увеличения технического персонала. В этом случае на помощь приходят NMS-системы, причем некоторые фирмы, использующие системы мониторинга сетевой инфраструктурой, обходятся одним администратором, занятым неполный рабочий день.

Продукты NMS позволяют заказчикам лучше видеть свою инфраструктуру и системы. При этом используется протокол SNMP. Следует помнить, что его третья версия более предпочтительна, поскольку за счет авторизации повышается безопасность обмена информацией между сервером управления и SNMP-агентом. NMS самостоятельно периодически опрашивают устройства, а также обрабатывают пришедшие от них прерывания, вырабатываемые при возникновении непредусмотренных ситуаций (traps), и формируют предупреждающие и диагностические сообщения. Иначе говоря, системы такого класса не только уведомляют о том, что у вас имеется определенная проблема, но и что явилось причиной ее возникновения и как ее исправить. В конечном итоге, это помогает снизить капитальные затраты путем консолидации и перераспределения ресурсов, уменьшить операционные расходы путем автоматизации повторяющихся задач и понижения расходов на "управление" самой системой управления, минимизировать потери от простоев за счет локализации неисправности.

Среди продуктов подобного класса в Spectrum, например, реализован подход, при котором формируется система замкнутого цикла: проактивный мониторинг ->интеллектуальный анализ -> восстановление сервисов. Более детально: система управления осуществляет непрерывный мониторинг всей инфраструктуры, далее она анализирует, как взаимосвязаны ее компоненты (оборудование, системы, приложения) и как они связаны с пользователями и операционными процессами. И наконец, обеспечивает вас средствами быстрого восстановления сервисов.

Возможность доступа к приложениям, информации, сервисам является главнейшей задачей, и NMS помогает ее решить, создавая программную модель каждого устройства, сервиса, пользователя или приложения в ИС. Эти модели могут обмениваться информацией о своем статусе и продуктивности, позволяя администраторам видеть, какие именно пользователи и сервисы страдают, когда возникает проблема доступа или производительности.

Современные глобальные сети включают устройства от разных производителей, являются мультипротокольными и базируются на различных технологиях. Одна из задач, которую выполняет NMS сразу после инсталляции, -- построение топологической модели. Автоматизированный процесс позволяет администратору визуализировать топологию на физическом и логическом уровнях (при использовании VLAN).


Управление рабочими станциями

В настоящее время задача управления рабочими станциями отделилась от управления системами. Именно первая, по мнению автора, получит наибольшее развитие в этом году в нашей стране. Эффективность подобных средств оценят предприятия с числом рабочих станций свыше 150--200 или те, которые имеют офисы в различных регионах. Типичные задачи для системы управления десктопами -- управление конфигурацией, распространение системного и прикладного ПО, инвентаризация аппаратных и программных ресурсов, удаленный контроль, мониторинг в реальном режиме времени.

Одним из лидеров данной отрасли является продукт Precision v.5 от Criston. Этой компанией специально была спроектирована архитектура федеративного, или неявного, сервера с независимыми "умными" агентами, которые могут входить друг с другом в контакт для диагностики и разрешения проблем. Такой метод позволяет обходить узкие места в сети и при этом одновременно управлять тысячами рабочих станций.


Как избежать подводных камней

Существует два основных подхода к разработке NMS-систем с точки зрения их дальнейшего внедрения и конфигурирования.

Первый (реализован в Spectrum) предполагает, что продукт можно сразу использовать "из коробки". Другие системы (например, HP OpenView) больше похожи на конструктор, и сборщик самостоятельно определяет, какие компоненты для построения законченной работоспособной системы необходимы заказчику и как они стыкуются друг с другом.

Из всего сказанного следует, что выбор продукта, наилучшим образом соответствующего запросам заказчика, -- дело непростое и длительное. Правильным путем пойдут компании, протестирующие возможности одного или, при наличии времени и ресурсов, нескольких продуктов на своей ИС. Проверка соответствия одного пакета ПО сформулированным требованиям займет не меньше месяца. Немаловажным фактором является и грамотный выбор системного интегратора, который будет непосредственно участвовать в процессе испытаний.

Чтобы обезопасить себя от приобретения shelf-ware, т. е. продукта с большим потенциалом, все возможности которого по тем или иным причинам не используются в вашем бизнесе, следует критически подходить к процессу тестирования, если его время переваливает за двухмесячный рубеж, -- внедрение системы также очевидно превысит разумные сроки.

И наконец, постарайтесь избежать главной ошибки, которую совершают компании, приобретая дорогостоящее ПО, -- системы такого класса должны обеспечивать бесперебойную работу основного производства, а не только облегчать жизнь IT-департаменту.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT