Широкая гамма электроники с ЖК-экранами дала возможность поставщикам панелей извлечь пользу от гибкой переналадки производственных линий и диверсификации каналов сбыта выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, помогло отрасли в числе первых справиться с негативными последствиями глобального макроэкономического спада, установив по итогам года новый абсолютный рекорд по объему отгруженных устройств.
За двенадцать месяцев 2009 г. результативность стержневого рыночного сегмента, объединяющего крупноформатные панели (от 10" и выше), улучшилась в годовом сравнении на 20%, до 527 млн заготовок. Аналитики DispalySearch связали отмеченную позитивную динамику с устойчивым спросом на ЖК ТВ, нетбуки и информационные дисплеи. Кроме того, новые факторы в сохраняющиеся продолжительное время тенденции были привнесены за счет стабильной востребованности на бытовую технику со стороны Китая, а также постепенного восстановления потребительской активности преодолевающими последствия рецессии экономиками Северной Америки и Европы.
К росту готовы
Поставки панелей для мониторов приблизились к отметке 177 млн единиц. Учитывая, что годом ранее этот показатель едва превысил 174 млн устройств, налицо позитивная динамика продаж в пределах 2%. Не трудно заметить, как резко приведенные цифры контрастируют с результатом сегмента настольных ПК, упавшим за год на 15,9%. Возникший дисбаланс свидетельствует об оживленной замене пользователями не ПК в целом, а лишь морально устаревших ЭЛТ-мониторов. Более того, общую картину рынка улучшили владельцы портативных решений, предпочитавшие стационарные мониторы для работы с ноутбуками в условиях, не требующих мобильности.
Ожидается, что дальнейшее стимулирование спроса будет происходить за счет миграции потребителей на идеальный для просмотра материала Full HD формат 16:9 и стремления использовать менее габаритные и более энергоэффективные LED-решения. Нельзя сбрасывать со счетов и возрастающий интерес к сенсорным мониторам, работу с которыми поддерживают новые ОС, в частности Windows 7. В числе не менее сильных стимуляторов могут оказаться также приобретающие популярность 3D-мониторы. Наконец, растет привлекательность ПК категории all-in-one. Если в минувшем году их доля составляла около 5% сегмента мониторов, то в 2010 г. благодаря более компактным продуктам на этот формфактор придется не менее 9% рынка.
Учитывая политику тотального сокращения ИТ-расходов корпоративными заказчиками, именно потребительский сегмент остается ключевым для поставщиков мониторов. Однако уже в нынешнем году на фоне усилившегося крена предпочтений в сторону портативных ПК и ускоренного восстановления корпоративного сектора соотношение может измениться в пользу бизнес-решений. Как результат, уже в 2013 г. может быть реализовано 211,5 млн мониторов, тем самым среднегодовой рост рынка будет находиться в пределах 4,5%.
«Плоский» фактор
Общее снижение покупательной способности не отразилось на сегменте ЖК ТВ, продажи в котором по итогам года возросли на 45%, до 163 млн устройств. Стабильно высокий спрос со стороны развивающихся экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона (только в Китае годовые темпы роста продаж превысили 100%) позволил ЖК ТВ впервые взять под контроль 75% мирового рынка телевизоров, сконцентрировав свыше 90% доходов.
Ключевым стимулятором сегмента стало стремительное падение ASP устройств, связанное не только с удешевлением компонентов, но и с уменьшением маржи на уровнях стоимости бренда и розничных продаж. Средняя отпускная цена ЖК ТВ за год снизилась на 24%, в то время как общая ASP на телевизоры – лишь на 8%.
Что характерно, LED-подсветка использовалась в 4% ЖК ТВ, реализованных по итогам финальной четверти года. Однако в устройствах с диагоналями 40 и 50" уровень проникновения светодиодов уже достиг 11 и 24% соответственно.
Портативный вектор
Не менее высокая динамика была свойственна сегменту панелей для портативных систем, годовые поставки которых возросли на 25%, до 175 млн единиц. Что характерно, в сегменте панелей для нетбуков был зафиксирован рекордный рост этого показателя в 603% (33 млн панелей). Учитывая высокие темпы восстановления индустрии ПК, по итогам текущего года объем поставок портативных панелей может преодолеть знаковый рубеж 200 млн изделий. Подтверждение прогнозу можно найти у аналитиков IDC, ожидающих увеличения рынка этих устройств на 21,4%, до 205 млн единиц.
Дефицит на горизонте
Возвращаясь к LED, стоит отметить, что если в 2008 г. потребление светодиодов производителями панелей составило 57 млрд штук, то по итогам 2009 г. на их нужды ушло не менее 63 млрд полупроводниковых приборов. Таким образом, объем вплотную приблизился к максимальной загрузке мощностей существующих LED-фабрик, которая на сегодняшний день составляет порядка 75 млрд светодиодов в год.
Отталкиваясь от собственного прогноза, согласно которому на протяжении ближайших трех лет рост рынка LED в годовом сравнении будет характеризоваться исключительно двузначным числом, эксперты iSuppli выразили уверенность, что проблема нехватки этих компонентов возникнет уже в текущем году.
Наиболее остро упомянутая проблема может коснуться LED-панелей, применяемых для крупноформатных телевизоров. Объясняется это тем, что в отличие от ноутбуков и мониторов, для подсветки экранов которых достаточно не более 50 и 100 светодиодов соответственно, современным телевизорам необходимо 300–500 элементов в одной панели из-за повышенных требований к равномерности подсветки матрицы.
Пытаясь оперативно исправить ситуацию, крупнейшие производители светодиодов, в числе которых Aixtron и Veeco Instruments, уже объявили о планах по увеличению к концу 2010 г. нынешних мощностей в два раза. Кроме того, дабы сгладить проблемы с нехваткой LED, ведущие поставщики панелей приступили к усилению своей вертикальной интеграции. Так, Samsung Electronics объединилась в СП с аффилированным Samsung Electro-Mechanics. Аналогичным путем пошли LG Display и LG Innotek. Активно работают над развитием собственных производств светодиодов CMO и AUO.
Таким образом, в экспертной среде уверены, что уже в 2011 г. LED-подсветка опередит по использованию в формфакторе от 10" и выше панели с лампами CCFL/EEFL. К 2013 г. уровень проникновения светодиодов достигнет 74%, а объем отгруженных панелей возрастет со 114 млн в прошлом году до 770 млн в 2015 г.
Корейская монополия
Исходя из объемов отгруженных в 2009 г. панелей первая позиция с долей 24,9% принадлежит LG Display. На незначительном удалении от нее разместилась Samsung, взявшая под контроль 24,5% рынка. Тем не менее Samsung оказалась лидером по общей площади отгруженных панелей и полученным производственным доходам. Вместе с тем, усилив отрыв от конкурентов в основных продуктовых нишах, корейский лагерь нарастил совокупную площадь выпущенных панелей с 46,2% в 2008 г. до 52,8% в 2009 г. Замкнули первую четверку AU Optronics и Chi Mei Optoelectronics, которая после завершения объединения с Innolux Display стала называться Chimei Innolux. В прошлом году этим тайваньским компаниям удалось завладеть 17 и 14% рынка крупноформатных панелей соответственно.
Динамика развития рынка ЖК-панелей
Продуктовая группа |
Поставки, млн шт. |
Годовое изменение, % |
2008 г. |
2009 г. |
Мониторы |
174 |
177 |
2 |
Ноутбуки |
135 |
141 |
5 |
Нетбуки |
5 |
33 |
603 |
ЖК ТВ |
113 |
163 |
45 |
Информационные панели |
0,6 |
1,1 |
93 |
Другие |
13 |
11 |
-12 |
Всего |
439 |
527 |
20 |
Ведущие поставщики крупноформатных панелей в 2009 г.
Продуктовая категория |
Позиция исходя из количества отгруженных изделий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мониторы |
LG Display |
Samsung |
CMO |
AUO |
Innolux |
Ноутбуки |
LG Display |
Samsung |
AUO |
CMO |
Innolux |
Нетбуки |
HannStar |
AUO |
LG Display |
Samsung |
CMO |
ЖК ТВ |
Samsung |
LG Display |
CMO |
AUO |
Sharp |
Информационные панели |
Samsung |
LG Display |
AUO |
Sharp |
CMO |
Другие |
AUO |
Sharp |
LG Display |
Innolux |
Epson |
Всего |
LG Display |
Samsung |
AUO |
CMO |
HannStar |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365