Национальный проект «Вiдкритий свiт» уже с 1 сентября 2012 г. охватит более 60 тыс. школьников

3 май, 2012 - 11:15Елена Дериева

Будущее нашей страны определяет сегодняшняя система образования. Устаревшие, неэффективные методы преподавания и обучения, очевидно, не могут дать современному ребенку знания и навыки, необходимые для его будущей жизни, в его будущей профессиональной деятельности. Внедрение инновационных методов в систему образования давно стоит на повестке дня, более того, в Украине даже есть Институт инновационных технологий и содержания образования. Вот только ИТ-технологии, ставшие важнейшим инструментом и порой конкурентным преимуществом во всех областях экономики, до сих пор практически не используются в украинской школе.

Национальный проект «Вiдкритий свiт» уже с 1 сентября 2012 г. охватит более 60 тыс. школьников
Владислав Каськив: «Украина — большая страна с достаточно высоким уровнем образования, но с точки зрения методологии за последние 20 лет изменений практически не произошло. Устранить диспропорцию в качестве образования по регионам, влиться в мировое образовательное пространство за счет экстенсивных методов обучения нельзя»

Изменить сложившуюся ситуацию призван национальный проект «Вiдкритий свiт», который предполагает сотрудничество государства и бизнеса в сфере образования. Открывая международную конференцию «Национальный проект «Вiдкритий свiт» — старт школы будущего», глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив отметил, что этот проект чрезвычайно амбициозный, способный изменить лицо страны и ее будущее, решить проблему конкурентоспособности будущих поколений.

Национальный проект «Вiдкритий свiт» под руководством Игоря Куруса начал свою работу в декабре 2010 г. Задача этого проекта — на основе партнерства государства и бизнеса устранить вакуум, образовавшийся в системе образования за последние 20 лет и заложить основы для построения в будущем конкурентоспособной наукоемкой модели экономики. В течение прошлого года был проведен анализ образовательного процесса, подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, наработан значительный контент, варианты уроков, пр., а в январе-марте 2012 г. проведен пилотный проект, в котором приняли участие учителя и ученики 704 общеобразовательных школ из 23 областей Украины. Помимо прочего, на этапе подготовки оценивалось и влияние применения ПК в учебном процессе на здоровье учеников. Как отметил руководитель проекта «Вiдкритий свiт» Игорь Курус, реализация данной программы потребует не только технического обеспечения школ, учеников, учителей, но и кардинальной смены методик. На сегодняшний день уровень владения компьютерной техникой среди преподавательского состава преимущественно начальный (20%) и средний (64%), таким образом, потребуются значительные усилия по переподготовке кадров.

Следующий этап реализации проекта, который начнется 1 сентября 2012 г., охватит 7% учеников. До начала учебного года все участники, а это более 60 тыс. учеников и более 23 тыс. учителей, будут обеспечены ПК, 2 тыс. школ будут оснащены интерактивными досками, в течение лета в сотрудничестве с компаниями Microsoft и Intel будут проведены тренинги для 24 тыс. учителей, заработает многофункциональный образовательный портал. В 2013–2014 учебном году предполагается вовлечь в проект 35% учащихся, в 2014-2015 — 85%, а в 2015-2016 г. охватить все школы Украины.

Проект предусматривает создание современного инфраструктурного комплекса, обеспечение всех школ Украины широкополосным доступом в Интернет за счет разных технологий, с использованием существующих ВОЛС, 3G и 4G LTE — последние оказываются наиболее экономически эффективными для отдаленных районов. Это важно не только для системы образования, но и для экономики в целом — как показывают исследования, рост скорости доступа в Интернет на 10% влечет за собой увеличение ВВП на 1%.

Национальный проект «Вiдкритий свiт» уже с 1 сентября 2012 г. охватит более 60 тыс. школьников
Джойс Фернандес, Microsoft: «Не нужно ждать специальных условий. Образовательный проект означает вовлечение не только учеников, но и родителей, студентов, означает повышение компьютерной грамотности в целом и коренным меняет экономику — растут инвестиции в наукоемкие технологии»

Для реализации такого масштабного проекта нужны значительные средства. на первом этапе государство намерено вложить 1,2 млрд гривен, в 2012 г. — более 300 млн прямого финансирования и 600 млн государственных гарантий. Около 20 млн грн предполагается привлечь от грантодателей, часть за счет инвестиций крупных ИТ компаний и частных партнеров (согласно оценкам экспертов, около 3,6 млрд грн, расчетный период окупаемости 10 лет), последние будут обеспечивать преимущественно коммуникационную часть проекта. Государство намерено оплатить разработку контента, оконечные устройства будет предоставляться за счет частично социальных программ (для малообеспеченных детей) и беспроцентного кредитования (т.е. часть затрат по реализации госпрограммы придется все-таки взять на себя родителем сегодняшних школьников).

Об опыте внедрения образовательных проектов в разных странах рассказали специалисты крупнейших ИТ-компаний. Так, глобальный директор по государственно-частному партнерству компании Microsoft Джойс Фернандес (Joice Fernandes) принимал непосредственное участие в проекте Magalhães в Португалии. В 2007-2011 г. все ученики португальских школ были обеспечены персональными ПК, с которыми могли работать и в школе, и дома, шла массированная рекламная компания, объясняющая детям, для чего им этот инструмент, и что они должны требовать от учителя использования компьютера в образовательном процессе. Был создан огромный объем контента — к этой деятельности подключились не только учителя, но и вузы. Под проект (а только на первом этапе требовалось около 500 тыс. ПК) было налажено собственное производство учебных компьютеров Magalhães с 8,9-дюймовым экраном, 1 ГБ памяти, 30 ГБ диском.

Как отметил директор образовательных программ Intel Брайан Гонзалез (Brian Gonzalez), пять лет усердной работы над школьным образованием в Португалии уже дали значительный результат — значительно вырос интерес к обучению (ведь теперь процесс обучения мало чем отличается от ИТ-развлечений, в который дети успешно были вовлечены ранее), произошел взрыв локальной ИТ-индустрии, и в области аппаратного обеспечения, и в сегменте ПО и сервисов, а Португалия превратилась в крупнейшего экспортера систем обучения и образовательного контента. Используя португальский опыт, трансформацией образования серьезно занялись в Аргентине, Боливии, Уругвае, Турции, пр.

В дискуссии о проблемах ИТ в образовании приняли участие также руководитель группы инновационных проектов Nokia Siemens Networks Михаэль Книснер (Michael Kniesner), который поделился опытом использования LTE в организации доступа школ к Интернету, а также директор департамента взаимодействия с госструктурами и отраслевыми организациями Ericsson Михаэль Хелен (Mikael Halen), генеральный директор Alcatel-Lucent в Украине Алексей Хахлюк и заместитель главы представительства Cisco в Украине Валерий Фищук, которые рассказали о ключевых ценностях технологий их компаний для организации обучения с ресурсами в «облачных» приложениях.