`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Начало конца эры DRM?

Статья опубликована в №14 (582) от 10 апреля

–22
голоса

На минувшей неделе все же произошло событие, о котором много говорили в последнее время. Онлайн-магазин iTunes Store объявил, что в мае начнет продажу записей в формате, лишенном цифровой защиты копирайта (DRM-free).

DRM (Digital Rights Management) – система защиты медиаматериалов от незаконного копирования) многими воспринимается как вселенское зло, как «цифровая чума» XXI века. Еще бы, ведь эта система не только предотвращает несанкционированное копирование материала, но и ограничивает свободу пользователей в том, что они могут делать с приобретенным «товаром».

Сторонниками DRM в основном выступали музыкальные компании (Warner, Sony BMG, Universal, EMI) или представители голливудских студий. Среди противников как сами потребители, так и различные организации, которые защищают их права. До недавнего времени дискуссия сводилась лишь к обмену мнениями, которые не воспринимала ни одна из сторон. Пока за дело не взялся Стив Джобс.

Несколько месяцев назад он опубликовал на сайте Apple письмо «Мысли о музыке», в котором изложил свое видение продаж цифровой музыки, а также объяснил, почему в iTunes Store, самом популярном онлайн-магазине, применяется DRM. Система DRM FairPlay была разработана и внедрена по требованию все тех же Warner, Sony Music и др. Со временем Apple обвинили в том, что DRM используется для привязки приобретенной музыки к ее плееру iPod. В своем обращении Джобс утверждал, что это не так, что Apple и рада бы избавиться от DRM, да звукозаписывающие студии не дают. В ответ представители Sony BMG, Universal и Warner еще раз заявили о том, что DRM – необходимая технология. Однако последняя компания из «большой четверки» – EMI Group – хранила молчание по данному поводу, и неспроста. В это время она уже экспериментировала с продажей музыки без DRM через онлайн-магазин Yahoo! Music, выставляя то сингл Норы Джонс, то альбомы менее известных исполнителей в MP3 – упомянутый формат был разработан в то время, когда о DRM еще не задумывались.

И вот 2 апреля EMI Group созвала журналистов на пресс-конференцию в главный офис в Лондоне. Вместе с директором EMI Эриком Николи (Eric Nicoli) на мероприятии присутствовал и Стив Джобс. Здесь было объявлено о том, что весь каталог EMI, доступный на iTunes Store, будет продаваться без какой-либо системы DRM, начиная с мая 2007 г. Кроме того, музыкальные композиции исполнителей и групп, работающих с EMI, будут доступны в более высоком качестве – 256 Kbps (до этого было лишь 128 Kbps).

Однако есть один нюанс – музыка без DRM и в более высоком качестве будет стоить не 99 центов за трек, как это было раньше, а $1,29. Ранее купленную музыку можно будет обновить до нового формата за 30 центов. Также все видеоклипы исполнителей EMI Group будут доступны с iTunes Store без DRM по $1,99 за единицу.

Старая модель продажи музыки – по 99 центов за композицию с DRM (исполнителей EMI Group) – пока что остается в силе. По словам Стива Джобса, это было сделано для того, чтобы дать пользователям возможность выбора.

Теперь о том, что осталось за кадром этой пресс-конференции. Сделка с iTunes Store не является эксклюзивной, поэтому любой онлайн-магазин, будь то Napster, Rhapsody или Zune Marketplace, также может продавать музыку EMI без системы защиты. Причем в любом формате и качестве, которые им больше подходят – использование AAC и 256 Kbps в iTunes Store было идеей Apple.

EMI делает ставку на то, что продажи CD в ближайшие несколько лет будут уменьшаться, а сбыт музыки в Интернете – расти.

Главное достижение отказа от DRM заключается в возможности использования музыки с iTunes Store с другими плеерами – для этого устройству достаточно поддерживать формат ААС. В противном случае незащищенную музыку можно будет конвертировать в MP3 с помощью приложения iTunes.

Многие аналитики даже высказали предположение: в следующих версиях iTunes появится даже поддержка плееров сторонних компаний, а не только iPod. Однако вряд ли Apple пойдет на этот шаг. Одно из преимуществ всей экосистемы iTunes Store-iTunes-iPod в сквозной интеграции и в удобном и простом решении по работе с композициями и плеером. Поэтому мало вероятно, что Apple согласится «поделиться» с другими производителями этой «приманкой» для пользователя.

Самый главный вопрос: что будут делать остальные гиганты – Sony BMG, Universal и Warner? Точнее, когда они согласятся на продажу музыки без DRM? Вероятно, не ранее чем EMI объявит об успехах своего начинания.

Для Apple такой шаг означает скорее всего увеличение продаж музыки в iTunes Store и плееров iPod. Впрочем, этого же следует ждать и другим производителям музыкальных плееров.

Понедельник 2 апреля 2007 г., безусловно, войдет в историю онлайн-торговли как важная веха. И хотя об отказе от DRM говорили многие, все лавры достанутся Стиву Джобсу, Apple и EMI – именно они сделали первый публичный шаг и открыли «музыку для всех».

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

–22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT