Мировой рынок ПК: первый спад за всю историю

21 август, 2001 - 12:44Алексей Гвозденко

Продолжая публикацию архивных материалов, предлагаем вашему вниманию материал из № 30-31 (300) «Компьютерного Обозрения» от 21 августа 2001 г. Двадцать лет назад был зафиксирован первый спад на рынке ПК.

В конце июля две ведущие аналитические фирмы — Dataquest и ЮС — по традиции опубликовали результаты исследований рынка ПК за второй квартал 2001 г.

Данные, обнародованные Dataquest и IDC, вряд ли могут порадовать производителей ПК: во втором квартале объем поставок компьютеров на мировом рынке в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшился приблизительно на 2%. Как подчеркивают аналитики, подобное снижение наблюдается впервые за всю историю.

Мировой рынок ПК: первый спад за всю историю

В принципе, к таким вещам в течение полугодового спада в 1Т-индустрии можно было бы и привыкнуть, но, тем не менее, представленные результаты для многих наблюдателей стали определенной неожиданностью. Однако обо всем по порядку.

На самом крупном (и самом «проблемном» на данный момент) региональном рынке — американском — снижение продаж в сравнении с прошлым годом составило 8,1%, а с первым кварталом текущего года — 1,3%. (Как отмечает IDC, в период с 1994 по 1999 гг. средний прирост поставок ПК в Америке во втором квартале по сравнению с первым равнялся 4,1%, а в 2000 г. данный показатель оказался отрицательным.) При этом в сфере бизнеса продолжают крайне осторожно подходить к вопросам приобретения новой техники, потребители тоже не проявляют особой активности. К слову, согласно опубликованному в начале лета прогнозу, в 2001 г. на рынке персональных компьютеров США впервые произойдет спад по сравнению с предыдущим годом: поставки уменьшатся более чем на 6%. Но, с другой стороны, ряд экспертов подчеркивают, что, хотя объемы продаж ПК сейчас ниже, чем в 2000 г., пока они все-таки остаются более или менее стабильными.

Мировой рынок ПК: первый спад за всю историю

В Японии роста продаж практически не наблюдалось, и именно это серьезно встревожило аналитиков: они ожидали большего, исходя из того, что средние темпы прироста в прошлом году здесь, несмотря на относительно неблагоприятную общую экономическую ситуацию, равнялись 30%. Кое-где прозвучали даже предположения, что подобная картина может являться признаком грядущих длительных проблем для всей индустрии, тем более что спрос на японском рынке упал и в корпоративном, и в потребительском сегменте (при том что японские покупатели традиционно считаются одними из самых активных).

Отмечается и существенное уменьшение во втором квартале темпов развития других крупных азиатских рынков, прежде всего китайского и индийского, объясняемое снижением потребительского спроса и сокращением затрат на информатизацию со стороны правительственных организаций. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, который поставщиками ПК рассматривался в качестве основного рынка, квартальный прирост, согласно предварительным прогнозам, вряд ли превысит 10%. Еще на двух крупных региональных рынках — южнокорейском и австралийском — рост продаж тоже оказался очень незначительным.

Что касается Европы, то здесь, по словам аналитиков, ситуация остается (и в обозримом будущем скорее всего останется) наиболее стабильной: темпы развития рынка ПК хотя и снизились, но не очень серьезно. Падение потребительского спроса компенсируется его увеличением со стороны сферы бизнеса, причем подобная картина наблюдается уже в течение весьма длительного времени. Однако обращается внимание на заметное замедление темпов прироста в сравнении с предыдущими кварталами в секторе ноутбуков, хотя он, как известно, в глобальном масштабе на текущий момент считается достаточно перспективным.

Самым крупным поставщиком на мировом компьютерном рынке (см. таблицы) продолжает оставаться Dell Computer, вышедшая на лидирующую позицию по итогам первого квартала нынешнего года (это была единственная смена лидера за последние семь лет). Во втором квартале компания заметно упрочила свой отрыв, оказавшись единственной из ведущей пятерки, у которой объем поставок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился. При этом прирост ее продаж в регионах был выше, чем прирост всего рынка (в каждом конкретном регионе). К примеру, в США поставки компании выросли на 10%, а на азиатском рынке — на 40%.

Как подчеркивают наблюдатели, достижению подобного успеха Dell во многом способствовала стратегия прямых продаж, позволившая ей приспособиться к изменению рыночных условий, в частности к быстрому снижению цен на компоненты. Кроме того, свою роль сыграла ориентация на корпоративный сектор. Отмечается, что благодаря всем этим факторам фирма смогла предложить свою продукцию по более низким ценам без уменьшения уровня прибыльности.

Здесь уместным будет вспомнить высказывания Майкла Делла (Michael Dell), заявившего около полутора месяцев назад, что нынешний спад на рынке ПК поможет Dell очень серьезно укрепить свои позиции. По его словам, воспользоваться подъемом, когда он вновь начнется, сумеют лишь наиболее сильные игроки, а слабые будут оттеснены. Делл считает, что его компании по силам добиться контроля над 40% мирового рынка.

Compaq Computer в течение второго квартала удалось значительно сократить складские запасы продукции, и это, как полагают эксперты, в ближайшем времени должно помочь ей улучшить свои показатели. Она, как и IBM, продемонстрировала неплохие результаты на японском рынке, в то время как Hewlett-Packard — на европейском (в азиатском регионе HP не смогла достичь особых успехов). В США показатели Compaq, IBM и HP, наоборот, оказались ниже среднерыночных: они не присоединились в полной мере к «предложенному» Dell снижению цен, и в результате их рыночная доля уменьшилась.

Мировой рынок ПК: первый спад за всю историю

Какие же меры необходимо сейчас принять производителям? Как считает аналитик Dataquest Тодд Корт (Todd Kort), им нужно отойти от исповедовавшейся длительное время схемы, предполагавшей, что спрос на ПК определяется главным образом соотношением цена/производительность. По его мнению, толчок дальнейшему росту способно дать изменение подхода к проектированию ПК, которые должны стать в гораздо большей мере «оптимизированными» под нужды пользователей, чем сейчас.

Здесь можно еще вспомнить вот о чем. Как известно, одним из следствий спада на рынке стало сокращение практически всеми ведущими поставщиками ПК значительной части персонала, и кое-кто из специалистов высказывает опасение, что подобные меры способны привести к ухудшению качества продукции.

Спад в компьютерной индустрии начался в Соединенных Штатах, а значит, по логике, там же должен вновь начаться и подъем. В этой связи очень важными будут показатели третьего и четвертого кварталов (старт нового бизнес-сезона и предрождественские продажи) -именно они, по мнению большинства наблюдателей, позволят судить о дальнейших перспективах мирового рынка.

В общем же, несмотря ни на что, немало экспертов сохраняют оптимизм, указывая, что ситуация на рынке во втором квартале оказалась соответствующей ожиданиям, поэтому есть надежда, что кризис все-таки не будет глубже, чем прогнозировалось ранее.