`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мировой рынок IT: основные события и тенденции

0 
 

Древние римляне назвали январь в честь двуликого бога дверей Януса, который всегда смотрит вперед и назад (вход и выход). И надо же такому случиться, что именно январь стал в современном летоисчислении первым месяцем года, месяцем, когда традиционно принято подводить итоги и оценивать перспективы. Судя по данным для некоторых сегментов мирового IT-рынка, представленным ниже, индустрия переживает не худшие времена.

С тех пор как персональные компьютеры стремительно ворвались в нашу жизнь, именно они стали той лакмусовой бумажкой, по которой определяют состояние рынка IT. Действительно, без ПК нечего было бы объединять в локальные сети, не понадобились бы серверы, коммутаторы, технологии широкополосного доступа, огромные количества оперативной памяти, жестких дисков, мониторов, не возникло бы целой игровой индустрии, персонального ПО и многого чего еще. Поэтому по рынку ПК, как по пульсу, можно судить о «здоровье» IT-индустрии. А его состояние в 2005 г. оказалось лучше ожидаемого.

После шока 2001–2002 гг. многие были впечатлены объемами продаж ПК в 2004 г., однако сомневались в длительности этого роста. Считалось, что он обусловлен обновлением компьютерного парка в корпоративном и пользовательском сегментах. Поэтому в начале 2005 г. прогнозировался только 9%-ный рост рынка ПК, в то время как в 2004 г. он составил 15,3%. Однако согласно представленному IDC в декабре скорректированному отчету среднегодовой рост рынка ПК в 2005 г. достиг 15,8%. Правда, по прогнозам этой же компании, 2006 г. не будет столь же успешным. Хотя привлекательность недорогих десктопов и портативных компьютеров по-прежнему даст двузначный (в процентах) рост объемов продаж, но его значение достигнет лишь 10,5%.

Что касается цифр за третий квартал (которыми мы только и располагаем на данный момент), то первое место по отгруженным единицам техники занимает Dell с рыночной долей 16,8%, следом за ней идут Hewlett-Packard (15,2%) и Lenovo (7,4%). Скорее всего, четвертый квартал вряд ли изменит последовательность компаний в лидирующей тройке.

В 2006 г. рынок ПК ожидает много новинок. В их числе – очередная генерация процессоров от Intel, ПК от Apple, новая версия ОС Windows, более широкий выбор ПК на базе двухъядерных процессоров. Но эксперты полагают, что ни одна из этих (и других) новинок не окажет существенного влияния на динамику рынка ПК в 2006 г. Более того, по мнению аналитика из NPD Group Стефена Бейкера (Stephen Baker), активность потребительского сектора, где реализуется около 60% ПК, может уменьшиться вследствие еще одного цикла обновления – на этот раз телевизоров. К концу 2006 г. цены на HDTV будут начинаться с отметки около $1000, поэтому выбирать в качестве рождественского подарка ноутбук за $800 или 42-дюймовый плазменный телевизор станет труднее, чем на прошедшее Рождество, когда эти суммы равнялись $800 и $2500 соответственно.

Теперь посмотрим, как выглядел рынок серверов в прошедшем году. Здесь основную роль в увеличении объема продаж сыграл массовый сегмент, среднегодовой доход в котором вырос на 14,8%. Значительно меньше, по итогам третьего квартала, оказался рост сбыта в секторе серверов среднего уровня – всего 3,8%, а вот рынок серверов корпоративного класса продемонстрировал спад на 1,2%. Причем это четвертый подряд квартал со снижением продаж высокоуровневых серверов. «Хотя приобретались продукты всех трех классов, объем реализации серверов начального и среднего уровней показал, что IT-департаменты стремились максимально сократить расходы на покупку техники, что зачастую достигалось с помощью консолидации и виртуализации вычислительных ресурсов, – сказал вице-президент отдела Worldwide Server Research из IDC. – При этом для достижения необходимой вычислительной мощности использовались обе модели виртуализации – scale-out (решение крупной задачи на множестве серверов) и scale-up (решение нескольких задач на одном мощном сервере)».

Что касается производителей, то первое место по доходам фабрик занимает IBM с долей мирового рынка 32,3%. Корпорация HP продолжает удерживать второе место по этому же показателю (27,8%), на третьем месте расположилась Dell (10,5%), далее идут Sun Microsystems (7,6%) и Fujitsu/Fujitsu Siemens (6,1%). Картина несколько меняется, если оперировать количеством отгруженной предприятиями продукции. Здесь на первую позицию выходит HP с 28,8%, а на вторую – Dell (23,9%).

Неплохой была динамика роста рынка серверов архитектуры х86, включая 32- и 64-разрядные процессоры, – среднегодовой доход фабрик увеличился на 16%, достигнув почти 6,3 млрд долл. В то же время сегмент серверов архитектуры х86-64 увеличился более чем в семь раз, тогда как в секторе серверов х86-32 доход снизился на 60,7%. Фактически на архитектуру х86-64 пришлось 69% всех затрат на приобретение серверов х86.

Однако наиболее впечатляющим был рост сегмента лезвийных серверов. Количество отгруженной продукции в среднегодовом исчислении увеличилось на 72,1%, а доход фабрик возрос на 96,8%. IBM также занимает первое место на этом рынке с долей 42% (доходы фабрик), на втором и третьем – HP (31,6%) и Dell (9%) соответственно.

Активным в прошедшем году был и рынок памяти. Он характеризовался быстрым ростом производственных мощностей, выравниванием цен на память DDR1 и DDR2, развитием DDR3 и увеличением количества приложений NAND Flash. Не обошлось и без интересных предсказаний. Так, на конференции JEDEX, прошедшей в Сан-Хосе в апреле 2005 г., Т. С. Юнг (T. S. Jung) из Samsung провозгласил начало «цифрового шторма». Потребление памяти будет стремительно набирать обороты благодаря проникновению вычислительных устройств на потребительский рынок. А д-р Ванг (Wang), исполнительный директор Samsung Electronics, считает, что изменится и структура рынка памяти. ПК как потребители памяти отойдут на второй план, а на первый выйдет бытовая электроника. И в целом память для ПК составит менее 50% полного объема выпускаемых чипов. Самым привлекательным для множества производителей станет сегмент памяти NAND. Тот же д-р Ванг прогнозирует ажиотажный спрос на флэш-память этого типа. Здесь среди основных потребителей будут плееры типа iPod, «музыкальные» сотовые телефоны, способные хранить сотни песен, и камерафоны, которые вскоре начнут оснащать 5- и даже 8-мегапиксельными сенсорными матрицами и, следовательно, им понадобится память NAND для хранения фотографий.

Полагают, что в 2006 г. DDR2 наконец получит признание как основной тип памяти. Попытку переключить рынок на DDR2 предприняли Intel и ряд производителей памяти еще в начале 2005 г. Однако она не увенчалась успехом, поскольку не были учтены настроения потребителей. Последние оказались не готовы платить более $200 за новую материнскую плату с поддержкой DDR2, PCI Express и SATA.

В свою очередь, следующая волна недорогих материнских плат могла бы не включать PCI Express и SATA, чтобы подтолкнуть потребителей к покупке DDR2. Однако чтобы получить заметный прирост быстродействия, необходимо было бы увеличить частоту шины до 667 или 800 MHz. К сожалению, 800 MHz можно использовать только при технологических нормах 90 нм, однако большинство производителей памяти завершат переход на новый технологический процесс только к середине 2006 г. К этому же времени должна перейти в лагерь DDR2 и AMD, поэтому «взлет» DDR2 ожидается во второй половине текущего года.

В 2006 г. продолжится тенденция перемещения фабрик, выпускающих DRAM, на Дальний Восток. Компании, работающие по субконтракту, такие как SMIC, Grace Semiconductor, Winbond и Powerchip, могут рассчитывать на экспоненциальный рост производства чипов. Судя по всему, станет нормой поставка непротестированных пластин памяти NAND и DRAM, поскольку дистрибьюторы уже исчерпали все возможности по снижению стоимости продукции. Вероятнее всего, основная масса памяти будет тестироваться в конечных продуктах. Вследствие этого некоторые игроки могут покинуть данный бизнес и остаться без собственных технологических мощностей. Обычным явлением станет слияние компаний-производителей.

Если же говорить о полупроводниковой индустрии в целом, то, согласно исследованиям аналитической компании Gartner, оборот в 2005 г. составил около 235 млрд долл., что на 6,9% превышает данный показатель для 2004 г. Отметим, что это не столь тривиальное событие, как может показаться, поскольку впервые с 2000 г. оборот текущего года превысил прошлогодний. Однако, по словам управляющего вице-президента исследовательской группы Gartner по полупроводниковому сектору рынка Ричарда Гордона (Richard Gordon), продолжавшийся в течение длительного времени рост индустрии замедлился, и подобная динамика сохранится вплоть до 2010 г. или, возможно, дольше. В то время как годовой рост в 90-х годах составлял 15–20% и 10–15% последние десять лет, то ожидается, что его темпы в период с 2004 по 2010 гг. будут только на уровне 6,5%. Согласно оценкам Gartner, некоторые направления полупроводниковой индустрии развиваются быстрее, чем рынок интегральных схем в целом. К ним относится производство чипов ASSP (Application Specific Signal Processor), чей рост в 2005 г составил 9,4%, ASIC (9,3%) и логика (17,7%).

Наиболее емкими сегментами по потреблению полупроводников вплоть до 2010 г. останутся ПК и сотовые телефоны, которые будут занимать около 35% всего рынка. Ни одно другое приложение даже не приблизится к данному числу. И в этом также усматривается одна из причин замедления роста.

По мере того как все больше и больше функций реализуются в одном чипе, происходит массовая консолидация в индустрии. Вот какие цифры приводит Клаус Риннен (Klaus Rinnen) из Gartner. Сегодня имеется 44 компании, которые строят новые фабрики, и их число с вероятностью 80% станет менее 25 к 2014 г. С той же долей вероятности 40% ныне существующих производителей полупроводников прекратят поставки кремния в 2014 г. Риннен также не считает, что Китай окажется основным игроком на данном рынке в ближайшем будущем. По его словам, к 2010 г. объем китайской продукции будет менее 9% мирового объема кремниевых пластин. Хотя на сегодня в планах возведение 19 фабрик, финансирование большинства из них вызывает сомнения, и Gartner полагает, что только часть из них будет действительно построена.

В 2005 г. сохранился давно уже наблюдающийся тренд на IT-рынке – консолидация компаний. Пожалуй, самой громкой стала покупка AT&T за 16 млрд долл. оператором SBC Communications. Правда, последняя – как бы наследник AT&T, поскольку была образована путем слияния Southwestern Bell и Pacific Telesis, которые появились на свет после выделения из AT&T дочерних телекоммуникационных фирм по решению антимонопольного суда. Еще один ведущий американский оператор проводной и беспроводной телефонной связи – Verizon Communications – приобрел за 6,7 млрд долл. известного поставщика услуг междугородной связи и корпоративных сервисов на базе IP-сетей MCI.

Значимым событием на рынке также стало приобретение Cisco компании Scientific-Atlanta, одного из крупнейших поставщиков видеоприставок, кабельных модемов, сетевых технологий доставки видео и системных интеграционных сервисов. Судя по всему, Cisco рассматривает рынок домашнего видео как критический для своего дальнейшего роста, иначе не выложила бы 7 млрд долл. Потребительские видеотехнологии были до сих пор дырой в портфеле решений компании. Зато теперь Cisco может предоставлять сквозные системы для «triple play» – доставки видео, голоса и данных. Она будет иметь инфраструктурные продукты как для кабельного, так и для IPTV.

Одно из нашумевших в конце прошлого года событий – объявление о слиянии Seagate и Maxtor, в результате которого первая получит 84% акций объединенной компании, а оставшиеся 16% остаются у пайщиков Maxtor. Сделка оценивается почти в 1, 9 млрд долл. Образуемый в результате крупнейший в мире производитель жестких дисков сохранит имя Seagate.

Интересно, что в IT-бизнес включаются компании, казалось бы, не имеющие прямого к нему отношения. Так, General Dynamics анонсировала приобретение за 2,1 млрд долл. Anteon, поставщика сетевых и IT-сервисов для Федерального правительства США.

В целом же, по мнению IDC, на формирование IT-индустрии в 2006 г. повлияют следующие ключевые тенденции.

Умеренный рост мирового IT-рынка (5,5% по сравнению с 6% в 2005 г.) будет оказывать давление на поставщиков, которое заставит их искать нестандартные решения. Лидерам индустрии, ориентированным на расширение своего бизнеса, придется творчески подходить к разработке новых продуктов и предоставлению сервисов, к созданию бизнес-моделей и типов индустриальных отношений.

Рост IT-индустрии будет определяться развивающимися рынками в Китае, Индии, Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

Сдвиг к более модульным, эффективным и бизнес-ответственным информационным технологиям привел в 2005 г. к многочисленным объединениям и приобретениям. Однако в области IT-инфраструктуры, информационных систем, приложений, коммуникаций и сервисов производители не завершили реструктуризацию своего бизнеса и предложений. Поэтому в 2006 г. ожидается взрывной рост числа слияний в IT- и телекоммуникационной индустрии, особенно в сфере инфраструктурного ПО, средств управления контентом и данными, в IT-сервисах.

Большинство лидеров на IT-рынке достигли успеха путем непосредственного управления разработкой собственных продуктов. Такая модель «индивидуальных» инноваций становится опасной для индустрии. Все большее признание в качестве важного ингредиента лидерства на рынке получает модель «коллективных» инноваций (к примеру, Open Source). В 2006 г. в центре внимания ведущих игроков будет построение более открытых сообществ.

В последние несколько лет наблюдаются сдвиги от поставки продуктов к предоставлению сервисов. В 2006 г. будут анонсированы новые версии приложений, доставляемых как онлайн-сервисы. В потребительском секторе начнет получать признание IPTV, а в войне DVD-форматов победу одержит Blu-ray.

Нам нужно прожить всего лишь год, чтобы узнать, насколько оправдаются сделанные прогнозы.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT