`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Sergey Petrenko

Минюст США против Google

+22
голоса

Минюст США против Google

Итак, иск против Google подан, и все желающие могут узнать подробности претензий. Основное внимание сейчас уделено взаимоотношениям между Google и Apple, поскольку поисковый гигант платит производителю iPhone за позицию поиска по умолчанию на всех устройствах довольно круглую сумму – от 8 до 12 млрд долл. в год. При этом Apple изначально и ставило поиск Google по дефолту в iPhone, а потом они слегка поссорились из-за конкуренции с Android, Apple начала развивать, например, свои «Карты» и переключила поиск на Bing. По мнению минюста США, в 2018 г. Сундар Пичаи и Тим Кук договорились о возобновлении сотрудничества, которое в изложении прокуроров имеет все признаки картельного сговора и вообще подавляет конкуренцию и так далее.

В иске также приводятся любопытные данные о том, что поиск на устройствах Apple составляет до половины всего поискового трафика Google – это выглядит несколько фантастичным, на мой взгляд.

Google уже назвал иск «глубоко ошибочным», который никак не улучшит возможности пользователей, а напротив – увеличит цены на мобильные устройства и навяжет людям использование менее качественных альтернатив. В тексте, опубликованном в блоге Google, подробно разбирается механизм определения дефолтов для браузеров – ведь пользователи могут изменить настройки, за то, чтобы быть представленными в списке вариантов, другие компании тоже платят Apple.

Здесь возникает интересный вопрос – а что сторонники антимонопольного подхода хотят? Функция поиска в браузере нужна пользователям и при этом там одновременно может использоваться только один поиск. Пользователи действительно, как указывает минюст, редко меняют настройки – а значит, какой бы поиск не поставить по умолчанию, он станет монополистом. Качество поиска – штука тоже не эфемерная и производитель устройства/ браузера справедливо желает выбрать лучший вариант из доступных – а это ведь действительно Google практически во всем мире.

Как так случилось, что Google стал таким лучшим поиском? Это история из разряда «богатые богатеют» – чем больше у вас поискового трафика, тем лучше работает поиск, поскольку он обучается на данных – запросах, кликах в поиске, поведении на сайтах. Причем важной частью этого является та самая дистрибуция поиска, которой все поисковые системы занимаются долгие годы – а Google ею занялся практически первый, в 1999 г., поставив свой поиск на Yahoo. Запретить дистрибуцию, то есть установку поиска на устройствах/ браузерах за деньги поисковой системы? Но это увеличит монополию – окончательно исчезнет, например, Firefox, живущий на доход от такого контракта с Google, пострадают производители устройств, которым эти деньги тоже не лишние.

Предположим, что по какому-то капризу или решению поиском по умолчанию станет какой-то другой – Bing или DuckDuckGo, например. Что это изменит? Да вообще ничего, поменяется лишь название монополиста.

На мой взгляд, действительно перспективным методом решения проблемы с монопольным поиском могло быть такое разделение всех поисковых компаний, при котором сбором пользовательских данных и индексацией занимались бы одни, а обработкой этих сырых данных и обучением поисковых алгоритмов – другие компании, причем со свободным (я тут не о деньгах) доступом всех желающих к исходным данным. Это, кстати, не моя идея – её высказывал еще Илья Сегалович лет 12 назад, когда стало понятно, что порог входа на рынок для новой поисковой системы становится недостижим из-за отсутствия этих самых данных. Вот в этом случае можно будет ожидать появления через сколько-то там лет качественных альтернативных поисковых систем и демонополизация рынка произойдет естественным образом.

В иске перечислены и другие претензии – например, использование поиска для продвижения других сервисов, в том числе конкурирующих с сайтами, бизнес-модель которых построена на поисковом трафике, но там как раз довольно понятно и справедливо.

Минюст США против Google

Дізнайтесь більше про мікро-ЦОД EcoStruxure висотою 6U

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT