`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Мак-фанаты

04
голоса

Эта заметка навеяна просмотром фильма MacHEADs, небольшой документальной ленты, рассказывающей, как можно представить из названия фильма, о различных фанатах и последователях так называемого “культа Apple”. Фильм рассказывает и о ранних днях становления движения, когда Мак только-только появился, и о сложном периоде 90х, когда у Apple дела были плохи, и о том, что происходит сейчас.

Сам фильм мне в целом понравился, в первую очередь многогранностью подхода, и представлением точки зрения самых разных людей, от сотрудников Apple до журналистов из различных изданий, так или иначе относящихся к сфере Apple. Однако был там и, скажем так, не самый приятный “срез” демографии “околомаковской” тусовки, в частности — Мак-гики.

У меня, в общем-то, статья о Мак-тусовке и ее населении зреет достаточно давно, еще с тех пор, когда я писал первые статьи с набором мифов (мифы о переходе на Мак, самые распространенные мифы о Маках часть 1, часть 2 — кстати, надо бы продолжить серию). И вот просмотр MacHEADs меня в какой-то мере подтолкнул к тому, чтобы наконец-то высказаться на эту тему. В первую очередь, в MacHEADs обращаешь внимание на каких-то совершеннейших фриков, которых журналисты явно старательно отбирали. То это толстые старые дядьки с яблочными татуировками, то это какие-то хиппи, живущие в автобусе и устроившие музей Маков на ферме, то “секс-блоггер”, которая никогда не занималась сексом с пользователями Windows.

Один момент, который наверняка отметили смотревшие фильм (впрочем, в фильме об этом тоже упоминается) — это возраст гиков и фриков, которые участвовали в различных MUG (Macintosh User Group), и сейчас активно ездят на выставки, стоят в очередях за новыми продуктами Apple и проч. Многим из них — уже за 40 лет, а некоторым — и значительно больше. Кстати, на это я обратил внимание еще на выставке Macworld, которую мне довелось неоднократно посетить — очень много представителей старшего поколения. Очевидно, молодое поколение, обеспеченное интернетом, предпочитает рубиться на форумах и в чатах, в то время как старшее поколение привыкло встречаться вживую, лично руками щупать все на выставках и тд.

Так вот, хотел сразу отметить, что у нас (имеется в виду — на территории б.СССР) в плане возраста пользователей Маков ситуация другая — здесь популяция значительно моложе. Очевидно, это связано с тем, что Маки сюда пришли намного позже — в Штатах первая волна “яростного фанатизма” возникла в 1984-1985 годах, когда в СССР только-только начинали говорить о перестройке и было не до компьютеров.

В моем представлении Мак-сообщество делится на несколько групп (важный дисклеймер — четкой границы между этими группами нет, есть определенный overlap, другими словами, пользователи могут подходить под несколько категорий, так что никакого жесткого деления нет). Вы вполне можете дополнять в комментариях какими-то дополнительными группами и подгруппами, с которыми вы сталкивались по жизни.

“Олдтаймеры”
Это, в первую очередь, различные дизайнеры и прочие люди, занятые в пре-прессе, которые начинали пользоваться Маками в 90ые годы. Тогда Маки, по большому счету, только для этого и годились, и при этом стоили кучу денег. Как правило, очень хорошо подкованы технически — дает о себе знать многолетний опыт работы с техникой, но не очень любят делиться знаниями. “Олдтаймеры” снисходительно относятся ко всем новым пользователям (примерно как москвичи к тем, кто “понаехали”), крайне любят технику с процессорами PowerPC, зачастую втихаря по вечерам запускают Mac OS 9, чтобы повздыхать о том, как же хорошо было на “классике”.

“Гламурные кисы”
Часть пользователей, в большинстве своем — довольно молодые, которые покупают Мак (iPod, iPhone) потому что это — “круто, модно, трендово”. Не разбираются в технике, но будучи уверенными в том, что “Мак — лучше не бывает”, будут с пеной у рта отстаивать эту точку зрения, основываясь, в первую очередь, на эмоциях и субъективных моментах, а не фактах. По мере улучшения образования и взросления могут переходить в категорию нормальных пользователей, если, конечно, не станут до этого жертвой очередного “модного тренда”, скажем, с розовыми Sony Vaio.

“Свичеры”
Довольно массовая категория, образовавшаяся примерно за последние 2-3 года, в первую очередь благодаря тому, что Apple перешла на процессоры Intel. Пользователи, устав от Windows (по разным причинам), все равно не всегда готовы сжечь мосты и перейти на другую платформу. И тут возможность на Маке установить Windows (“на всякий случай, если вдруг что”) очень помогает — всегда остается возможность “спрыгнуть” обратно, если Мак не подойдет (да-да, такое тоже вполне может быть). Зачастую свичерам характерны совершенно противоположные подходы. Одни могут пытаться сделать Mac OS похожей на Windows, замучивая сообщество вопросами “На Windows у меня это было так, как это сделать на Маке так же?”. Вторая половина свичеров, наоборот, крайне отвергает все “виндовое”, видимо, пытаясь таким образом стать “маковее”, поэтому они могут набрасываться на первых с комментариями “это Мак! поэтому нечего даже тут пытаться тащить сюда свои виндовые привычки!”.

Отдельной категорией свичеров на Мак являются “юниксоиды” — люди, которые давно пользовались различными видами и подвидами Unix/Linux, и начали мигрировать на Мак с момента появления Mac OS X (основанной на Unix). С переходом на Intel их количество только увеличилось, так как на Мак теперь можно поставить практически любую из систем, которые им могут быть нужны — либо нативно, либо в виртуальной машине. Большие любители командной строки, что само по себе неудивительно. Традиционно относятся ко всем “гуишникам” (те, кто предпочитает графический интерфейс — GUI) с некоторой долей презрения, хотя зачастую помогают советами, как с помощью командной строки сделать то, что сложно сделать через графический интерфейс.

Нормальные пользователи
Собственно, название категории говорит само за себя — это люди, которые могут пользоваться Маками давно или недавно, прийти с Windows или другой ОС, но самое главное их преимущество заключается в том, что среди пользователей Маков их — большинство.
Они просто пользуются Маком, потому что это удобно, нормально относятся к пользователям Windows (у всех должен быть выбор), и не используют агрессивных методов по навязыванию своей точки зрения другим.

Важно отметить, что, как мне кажется, в онлайн-форумах присутствуют, в первую очередь, “воинствующие свичеры”, которые, сменив платформу, ощущают особенно сильную привязанность к своему новому выбору, и поэтому крайне агрессивно набрасываются на любого, кто не согласен с ними.

Еще один момент, который я считаю важным — это то, что многие из “активных” Мак-пользователей крайне сильно начинают ассоциировать продукты компании с самой компанией, перенося свое увлечение на Apple Inc и ее “верховное божество” Стива Джобса. Этот момент хорошо был продемонстрирован в MacHEADs, где многие гики носят футболку с изображением Джобса, а в одном отрывке даже читают “Мак-библию” и восхваляют Джобса. Со стороны это выглядит вообще смешно, так как все эти люди забывают о том, что Apple Inc — это всего лишь еще одна капиталистическая компания, главной целью которой является зарабатывание денег.

Да, декларируются лозунги вроде “изменить мир”, компания выпускает качественные продукты (я говорю прежде всего о Mac OS X, о качестве “железных” продуктов у меня несколько другое мнение), но все это делается для того, чтобы, в конечном итоге, акционеры компании были счастливы. А счастливы они только тогда, когда акции растут, а вместе с ними — и доход по акциям. Большая часть “cool” имиджа компании тщательно проработана маркетинговыми усилиями специалистов по PR, а тот же Стив Джобс, по словам тех, кто с ним общался, практически невыносим в личном общении. К сожалению, те фанаты, которые слепо поклоняются компании, этого всего не замечают, хотя фразу об Apple “Love the products, hate the company” (“Люблю продукты, ненавижу компанию”) придумали вовсе не сегодня. К счастью, многие из этих “воинствующих фанатов” со временем переходят в категорию “нормальных пользователей”, что не может не радовать.

К чему я это все, спросите вы? Мне, честно говоря, не нравится отношение к пользователям Маков, как к культу. К сожалению, небольшая часть Мак-юзеров своими стараниями создает негативный образ, который распространяется на всех остальных, что зачастую отталкивает и других, мирных пользователей Windows, которые, может, и хотели бы попробовать Мак, но им не хочется “вступать в Мак-церковь”. В том-то и дело, что это необязательно, нормальных пользователей большинство, просто об этом не все знают. Вот мне об этом и захотелось сказать.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

04
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Apple Inc — это всего лишь еще одна капиталистическая компания, главной целью которой является зарабатывание денег
Уважаемый Александр Пацай, Вы много пишете про Apple(спасибо) и не знаете, чем она отличается от других компаний.
Также как наверное многие не знают в чем феномен Нокиа.

и чем же она отличается от других компаний?

Я хочу, чтобы Вы сами подумали. Чем.
По Вашему получается, что все фирмы(люди) одинаковы.

Что отличает продукцию фирмы Apple?

не представляю себе. красивая упаковка?

Стив Джобс добивается, чтобы продукция была близка к совершенству. Насколько это возможно. Все продумано до самых мелочей. Сделано с любовью к потребителям.

Ага, скажите это пользователям iTunes for Windows...
"Любовь к потребителям" от Apple - это как материнская любовь в Pink Floyd The Wall.

сейчас не стоит вопрос в простом зарабатывании денег
компании типа Apple, давно руководствуются иными идеалами, целями
по-моему, в основе философии Apple - создание продуктов, которые не противоречат самой сущности человека и гармонично дополняют его...
немного идеализируя: "можно двигаться вперед через АзовСталь, а можно через сосновый лес..."

было бы интересно услышать (прочитать) ваше мнение, Александр, о сотрудничестве Apple и Google: прошлое, настоящее и будущее. у меня сложилось впечатление, что обе компании работают в тесном тандеме и постоянно работают над перспективой оставить все конкурентов далеко, далеко позади

sn

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT