Майкл Ньюберри, Microsoft: «‘Облака’ повлияют не только на глобальную экономику, но и на культуру»

11 февраль, 2015 - 11:37Игорь Дериев

В течение 2014 г. Microsoft Azure буквально не сходила со страниц новостных лент и, очевидно, представляет одно из важнейших направлений в бизнесе Microsoft. Однако в этом же году в редмондской корпорации сменился CEO и произошло много других изменений. Поэтому мы воспользовались случаем задать несколько вопросов о развитии облачной платформы Майклу Ньюберри (Michael Newberry), руководителю направления Microsoft Azure в Центральной и Восточной Европе.

Майкл Ньюберри, Microsoft: «‘Облака’ повлияют не только на глобальную экономику, но и на культуру»

Сатья Наделла охарактеризовал Microsoft как «productivity and platform company», вместо прежнего «devices and services company», что выглядит как некая смена приоритетов. Какое место в стратегии Microsoft сегодня занимают «облака» и сервисы?

И раньше, и сейчас облачные технологии играют ключевую роль в нашей стратегии, и их значимость со временем только возрастает. Я думаю, это отражает коренную тенденцию во всей ИТ-индустрии. «Облака» весьма многообразны: это и SaaS, где мы предлагает Office 365, Yammer и много других сервисов, и IaaS, которые охватывают публичные, частные и гибридные инфраструктуры. В последнем случае, кстати, стоит обратить внимание на интересный феномен: если изначально Microsoft Azure мы строили на технологиях Windows Server и System Center, то сегодня наблюдается обратный процесс — технологии Microsoft Azure приходят в серверные продукты, с тем, чтобы заказчики могли использовать наши и свои ЦОД на общих принципах.

То есть, говоря о платформах, Сатья Наделла в основном имел в виду именно облачную платформу?

Не совсем так. Мы прекрасно понимаем, что сегодня для заказчиков важны как облачные, так и «наземные» (on-premise) технологии. Поэтому наша идея состоит в том, чтобы создать сквозную платформу, объединяющую и Microsoft Azure, и Windows Server общими принципами и средствами управления. Точно так же эта платформа, вместе с нашими инструментальными средствами, должна позволять разрабатывать приложения, которые одинаково хорошо исполняются в любой среде. В этом как раз и заключается главное преимущество подхода Microsoft.

Как распределяются заказчики облачных сервисов Microsoft по размерам и отраслям?

Действительно, есть некоторая дифференциация. К примеру, что касается публичных сервисов, то к ним тяготеют компании, которые не собираются или просто не в состоянии строить собственные ЦОД. Ясно, что эта категория в основном представлена малым и средним бизнесом. С крупными предприятиями ситуация несколько иная — многие из них уже располагают достаточно развитой ИТ-инфраструктурой и мигрировать ее в «облако» слишком накладно. Однако и они все чаще используют публичные сервисы для резервного копирования, различных тестирований и пилотных проектов. Это, в свою очередь, понуждает их к гибридной модели, первым шагом на пути к которой является организация частных «облаков» в собственных ЦОД.

Если говорить в разрезе отраслей, то на публичные сервисы просто огромный спрос от всевозможных цифровых агентств, которые таким образом организуют маркетинговые компании и пр. Но я бы отметил вот что. Если еще пять лет назад к «облакам» относились с определенной опаской, то сегодня они уже стали нормой, одной из основных тенденций в ИТ. Согласитесь, если уж их стали использовать банки и государственные учреждения, то что говорить об остальных?

Майкл Ньюберри, Microsoft: «‘Облака’ повлияют не только на глобальную экономику, но и на культуру»

Тем не менее, крупные предприятия все еще достаточно сдержанно относятся к публичным сервисам. Сохранится ли такое положение дел и дальше или что-то будет меняться?

Основные препятствия для крупных предприятий и организаций кроются не в технологической, а в юридической стороне вопроса. Законодательство многих стран не позволяют, к примеру, хранить некоторые типы данных, в первую очередь, персональные, за рубежом. И эта проблема, конечно, не может быть разрешена за короткий срок. Однако, многие банки, к примеру, поступают следующим образом: информацию о клиентах хранят и обрабатывают в собственных ЦОД, а транзакции, оценки рисков и другие обезличенные операции спокойно переносят в публичные «облака».

По-видимому, в этом сегменте гибридная модель сегодня наиболее оправдана и будет доминировать еще некоторое время. Это находит отражение в нашей стратегии, которая предполагает, что заказчик может использовать Microsoft Azure, или облачный сервис у национального оператора, или собственный ЦОД, но управление всей инфраструктурой будет абсолютно унифицированным и прозрачным. А каких-то кардинальных перемен можно ожидать только после либерализации национальных регуляторных требований.

Безопасность остается одним из главных препятствий для использования публичных «облаков». Как Microsoft решает эти вопросы в своих сервисах? Какие аргументы способны убедить заказчиков?

Есть два взгляда на эту проблему. CIO прежде всего интересуются сохранностью и конфиденциальностью данных. Безусловно, здесь необходимо установление определенных доверительных отношений, как, впрочем, и при открытии банковского счета или аренде автомобиля. К сожалению, Microsoft не может пригласить каждого CIO в свои ЦОД и непосредственно продемонстрировать ему предпринимаемые меры. Вместо этого у нас есть специальный ресурс под названием Trust Center, где собрана вся информация о соблюдении нами различных регуляторных требований, полученных сертификациях, прохождении независимых аудитов и пр.

С другой стороны, ставится вопрос о защите самой облачной инфраструктуры и основанных на ней сервисах. Здесь мы стараемся, чтобы заказчики могли и в собственном ЦОД, и в «облаке» применять одни и те же технологии и инструменты. К примеру, ADFS позволяет расширить локальный Active Directory в Microsoft Azure и использовать сквозную аутентификацию. Кроме того, мы учитываем, что использование публичных «облаков» меняет сам характер взаимодействия с информационными системами — пользователи становятся более мобильными, могут использовать различные устройства и пр. Это ставит новые задачи в части обеспечения безопасности, для решения которых мы предлагаем ряд специфических средств, к примеру, таких как Enterprise Mobility Suite.

Какие типы облачных сервисов — SaaS, PaaS, IaaS — Microsoft считает наиболее важными и перспективными?

Действительно, изначально Microsoft Azure реализовала концепцию PaaS, средства IaaS появились несколько позже. Однако сегодня между этими двумя подходами уже нет четкого разграничения. Классическое понимание IaaS — это перенос и запуск в «облаке» виртуальных машин. Картина, однако, значительно усложняется, когда мы говорим, скажем, о хранилищах данных в контексте таких операций, как резервное хранение — одни решения вполне укладываются в IaaS, другие реализованы в виде сервисов и по сути относятся к PaaS. Но в любом случае, эти два типа сервисов решают различные задачи и дают разные преимущества. Сегодня предприятия активно используют Azure VM (т.е. IaaS) для расширения своей инфраструктуры, но у них также популярны Azure Web Sites (PaaS), с помощью которых создаются высоко масштабируемые сайты.

Что касается SaaS, таких решений как Office 365 или Dynamics CRM Online, то они сами по себе базируются на каких-то элементах IaaS и PaaS. Между тем, это самый простой и быстрый способ внедрения сложных бизнес-приложений, и все больше заказчиков предпочитают облачные решения «наземным».

Майкл Ньюберри, Microsoft: «‘Облака’ повлияют не только на глобальную экономику, но и на культуру»

Способны ли облачные вычисления оказать сколько-нибудь заметное влияние на экономику в целом или они являются исключительно внутренним делом для ИТ?

«Облака» представляют собой очередную модель построения и потребления информационных систем и в этом смысле безусловно окажут существенное влияние на глобальную экономику, как, в свое время, оказали мейнфрэймы или персональные компьютеры. Благодаря им стало возможным предоставлять гораздо более широкий спектр сервисов, которые, к тому же, стали гораздо доступнее. Скажем, оперативный и точный прогноз погоды требуется в самых разных отраслях и способен повлиять не только на экономику, но и на саму нашу жизнь. Уже есть много примеров, когда банки и страховые компании именно благодаря «облакам» получили совершенно новые возможности в части оценки рисков, прогнозирования и пр.

Но я думаю, что влияние «облаков» затронет не только экономику, но и нашу культуру. Ведь те предприниматели, которые сегодня создают технологические стартапы, должны мыслить в значительной степени по-новому, не только понимать современные технологии, но и, к примеру, осознавать возможность работы сразу на глобальном рынке.

«Облака» и Big Data часто упоминаются в общем контексте. Случайно ли, что основные инициативы Microsoft в области Big Data реализуются именно в облаках?

Конечно, проекты, связанные с Big Data, могут быть не только облачными, но и «наземными». В принципе, это чисто практический вопрос. Скажем, если предприятие располагает достаточными свободными ресурсами в собственном ЦОД, то почему бы их и не использовать. Однако проекты в таких областях как машинное самообучение, предсказательная диагностика и пр. имеют сильную тенденцию к разрастанию, и, рано или поздно, докупать серверы и хранилища данных становится весьма затратно. Тем более, что потребности в анализе больших данных все время растут. «Облака» же дают практически неограниченные возможности по оперативному масштабированию вычислительных ресурсов, причем как вверх, так и вниз. Кроме того, они позволяют предоставлять готовые инструменты для Big Data в виде PaaS и даже SaaS, что удобно именно для аналитиков, которым не нужно даже задумываться о виртуальных машинах и пр.

Кто должен выступать инициатором проектов в сфере Big Data? Ведь бизнес-пользователи могут совершенно не представлять сложность их технической реализации?

Конечно, это должны быть люди, которые способны поставить аналитическую задачу и оценить возможный эффект от ее решения, влияние на бизнес. Это могут быть, скажем, руководители проектов или отдела маркетинга, главный инженер. Им не нужно даже знать, что их идея связана с Big Data или чем-то еще.

А вот CIO как раз должен выступить связующим звеном между бизнесом и ИТ, правильно классифицировать проект и предложить наиболее эффективные способы его реализации. И надо отметить, что именно проекты в сфере «облаков» и Big Data способны повысить его значимость и влиятельность в компании.

Как вообще «облака» и Big Data влияют на роль CIO?

Сегодня мы наблюдаем много интересных тенденций. Облачные вычисления, Big Data, IoT меняют сами способы производства и потребления данных. И все это весьма сильно способно повлиять на бизнес. Но именно CIO и ИТ-департамент сводят все воедино — запросы бизнес-пользователей, данные, технологии, инструменты — в рамках конкретных проектов. Успех последних, таким образом, существенно зависит от CIO, который не просто должен обладать техническими знаниями, но и четко понимать потребности бизнеса, чтобы извлекать максимум из современных технологий.