Луиш Порем, Dynatrace: «Прессинг со стороны пользователей заставляет компании ускорять внедрение инноваций»

5 август, 2016 - 18:39Тимур Ягофаров

Интервью с нашим гостем, Луишем Поремом (Luís Porém), региональным вице-президентом Dynatrace, мы начали с обсуждения истоков того направления бизнеса, в котором компания является одним из мировых лидеров

У Dynatrace большая история, потому как изначально она в течение долгих лет называлась Compuware. На определенном этапе мы решили выйти на рынок APM, когда стало понятно, что он позволит реализовать наши возможности. Тогда то и была создана Compuware APM, которая спустя какое-то время получила новое имя – Dynatrace. Я работаю в компании уже более 19 лет. Сутью наших разработок является управление производительностью приложений. Примечательно, что когда наш продукт был запущен в 2009 г., аналитики Gartner впервые приступили к исследованиям этого сегмента рынка. И продукт оказался настолько важным для индустрии, что для него фактически ежегодно формируется знаменитый «магический» квадрант, где отмечаются роли тех вендоров, что предлагают свои решения данной категории. С гордостью могу сказать, что Dynatrace является единственной компанией, которая в нём всегда в лидерах с момента появления этого отчёта и до сегодняшнего дня.

Луиш Порем, Dynatrace: “Прессинг со стороны пользователей заставляет компании ускорять внедрение инноваций

В чем же секрет такого успеха?

Да никакого секрета на самом деле нет. Просто нас ничего не отвлекает, направление APM – единственный наш бизнес. В штате нашей компании более 800 разработчиков, которые фокусируются как на построении технологий следующего поколения, так и на поддержке существующих заказчиков. Одно из важных преимуществ Dynatrace – компания располагает двумя крупными исследовательскими центрами, которые находятся в Европе – один в Линце (Австрия) и второй в Гданьске (Польша). Хотя штаб-квартира нашей компании расположена в Бостоне. Это даёт нам близость к европейскому рынку, так как мы можем, если необходимо, например, пригласить  заказчиков в наш исследовательский центр. Да, и обеспечение хорошей поддержки также немаловажно, что по достоинству оценивают наши пользователи. Что же касается APM, то этот сегмент рынка, к счастью, продолжает расти довольно быстрыми темпами и создаёт для нас новые возможности.

А что способствует такому росту?

Дело в том, что многие сферы бизнеса – будь то банки и финансы, страховые услуги, коммунальные предприятия, транспорт, розничная торговля, государственные учреждения – все эти, проще говоря, вертикальные рынки становятся сегодня цифровыми. При этом они становятся намного более клиент-ориентированными. Сегодня я, как гражданин, могу получить доступ в режиме онлайн к начислению своих налогов, оплачивать их, получать консультации. Как пользователь банковских сервисов, я могу получить практически любые услуги в режиме онлайн. Если я пользуюсь любыми коммунальными услугами – водой, электричеством и т.д., я тоже хочу расплачиваться за них онлайн. И все эти компании сейчас делают больше инвестиции в цифровые каналы коммуникации. Кроме того, намного более эффективно привлекать пользователей онлайн, чем открывать сеть физических отделений.

Но выход в онлайн приводит также и к большому количеству вопросов, которые необходимо решить организациям и ИТ-службам, их поддерживающим. Если взять, например, компании по предоставлению коммунальных услуг – электричества, они строят порталы, на которые я как пользователь могу зайти и увидеть мой счёт, статистику использования, изменить программу, по которой мне насчитывается потребление, могу оплатить всё, просмотреть детали, связаться с представителем. И если мне предлагают новые услуги, я могу подписаться на них. Но при выборе сервисов я хочу получать их на хорошем уровне, независимо от того, каким устройством я пользуюсь: это может быть iOS, Android или Windows Phone либо их комбинация. А это создаёт много сложностей. Но людей не интересует, насколько сложной системой управляет ИТ-департамент провайдера услуг. Сегодня приложения  в центре внимания бизнеса, поэтому если приложение не работает так, как должно, транзакции перестают проходить, и останавливается оборот средств в организации – то есть, идет прямое влияние работы приложений на бизнес.

Вот здесь то и подключается APM, а так же то, что мы называем Digital Performace Management. Поскольку это касается не только мониторинга производительности приложений, а всей экосистемы. Провайдер, который предоставил мне коммунальные услуги, использует наши технологии для понимания моего поведения, для понимания моего пользовательского опыта (user experience), понимания того, что я делаю, и того, удовлетворён я сервисом или нет, и передает всю эту информацию в свой ИТ-департамент. Если мне не понравился сервис, если я сталкиваюсь с проблемами при использовании системы, соответствующая служба анализируя предоставленную информацию разберется в чем проблема.

Многие компании инвестируют сегодня в инструменты аналитики и в то, что называется Big Data. И это хорошо, потому что это даёт бизнесу, а не ИТ, понимание как система работает с их стороны – растёт или падает уровень сервиса. И, если я активно использую цифровые каналы коммуникации и уровень моих сервисов падает, эти инструменты могут зафиксировать такое падение, но они не могут сказать почему. Платформа Digital Performance Management от Dynatrace предоставляет возможность понять почему так происходит. Таких причин может быть много – это может быть проблема с приложением, это могут быть проблемы у провайдера или что-то что влияет на работу сети, возможно даже Facebook; это может быть что-то на стороне инфраструктуры ИТ-департамента. Есть множество уровней, на которых могут возникнуть сложности, мы можем указать что у вас есть проблемы с пользовательским опытом и сделать срез чтобы показать где точно находиться проблема. Именно это и предоставляет детальный обзор, и это то, что ищут в таком решении.

Если мы сейчас посмотрим на такой рынок как Украина, где относительно недавно запущены сервисы 3G, я уверен, что обнаружим взрывной рост желающих получить доступ к различным сервисам со своих мобильных устройств. Пользователи в такой ситуации становятся намного более активными. И очевидно, что многим компаниям, предоставляющим сервисы, не важно из какой отрасли – коммунальные предприятия, банковская сфера и т.д., необходимо внедрять инновационные подходы, чтобы обслужить клиентов, которые становятся все более требовательными.

Мы должны быть впереди. Мне лично не нравится отставать, мне не нравится, когда бывая в Англии или Германии я вижу, что уровень сервиса у них намного выше. Я португалец и я хочу, чтобы и в Португалии все было на уровне. Тоже самое происходит и в Украине, как мне кажется. Прессинг со стороны пользователей заставляет компании ускорять внедрение инноваций. И этот процесс никогда не идет быстро, поскольку он сопряжен с различными проблемами, особенно в небольших странах или странах со сложной экономической ситуацией. И если есть возможность не проходить через некие болезненные проблемы, а сразу перейти к лучшим практикам, то почему это не сделать? Собственно мы и предлагаем решение, которое позволяет избежать многие проблемы или, скажем, ускорить их разрешение.

Интересно, кстати, что в прошлом заказчики инвестировали в инструменты мониторинга. Однако эти старые инструменты дают возможность рассмотреть проблему только с одной стороны, а не комплексно. Кроме того, они не дают возможности взглянуть на нее с позиции конечного клиента. Мы делаем именно это. Мы знаем каждого клиента: откуда он, какие транзакции он сейчас проводит и т.д. И отслеживаем «чистый путь»: от нажатия кнопки, через Интернет, в центрах обработки данных, к строке кода и до уровня инфраструктуры. Таким образом, мы можем помочь нашим заказчикам очень быстро определить, где возникла проблема.

Каковы основные возможности, которые выделяют вас на фоне конкурентов?

Их несколько. В отчете Gartner Magic Quadrant мы видим трех лидеров: Dynatrace, AppDynamics и New Relic. New Relic использует исключительно модель SaaS. Это минус: многие пользователи не хотят отправлять данные куда-то в США. Банки и предприятия не станут этого делать. Возможно, такая модель подходит для организаций в США, но во многих других странах пользователи беспокоятся о своих данных и хотят хранить их у себя. Я не хочу говорить о функциональности, поскольку, как видно в отчете, в этом плане у нас очень высокие позиции. Второй аспект – локальное присутствие. Мы много инвестируем в это. У нас есть такое понятие, как региональный оператор франшизы – наш местный офис, в данном случае – БАКОТЕК. Нам нужно быть рядом с клиентом, вести с ним диалог, понимать его потребности. AppDynamics работают удаленно. У них нет местных команд и локального присутствия. У них есть ряд партнеров в разных странах, но нет отдельных команд, как, к примеру, у нас в Украине. Это имеет огромное значение. Если у моего клиента возникла проблема, он приходит ко мне и рассказывает о ней, а не звонит по телефону куда-то на другой конец мира. Это – вторая составляющая, которая выделяет нас на фоне конкурентов.

Третья составляющая – скорость инноваций. У нас 800 сотрудников, как я уже отмечал, и они постоянно занимаются разработками как в рамках существующей платформы, так и будущих наших решений. Мы инвестируем в исследования больше, чем наш ближайший конкурент. Этот аспект очень важен, поскольку он говорит не только об инновационности, но и о надежности нашей компании.

И, кроме того, нас на фоне конкурентов выделяет и технологический аспект. Наши конкуренты больше склонны заниматься маркетингом. Мы не имеем ничего против такого подхода, но мы стараемся сделать все, чтобы пользователь мог проверит сказанное в деле. Мы всегда исходим из того, что наш клиент – это поручитель. Если мы не добились того, что клиент может за нас поручиться, то мы не справились со своей задачей. Ведь всегда лучше, чтобы за тебя говорили клиенты. Мы делаем все возможное, чтобы клиент, купив наш продукт для достижения своих бизнес-задач, получал ожидаемую прибыль и ежедневно извлекал выгоду из использования этого продукта. Если этого не происходит, значит, что-то идет не так, мы снова связываемся с клиентом и выясняем детали и пытаемся наладить работу системы.

К слову, иногда причина проблемы может быть и на стороне клиента. И вот еще один аспект, который выделяет нас на фоне конкурентов: для нас этот процесс – это путешествие. Мы советуем клиентам начать с малого, получить ценность, а затем стабильно расти в соответствии со своими потребностями. Мы советуем им не браться за крупные проекты, которые требуют огромных ресурсов и затрат. На то, чтобы начать извлекать выгоду, получать реальную ценность, потребуется несколько месяцев или лет. Мы ориентируемся на этот процесс достижения зрелости, это «APM-путешествие», как мы его называем, которое клиент проходит шаг за шагом. Мы знаем, какова наша конечная цель, но работаем с клиентом на этих различных этапах.

Мы работаем с тремя основными подразделениями у клиентов: эксплуатация систем, разработка и тестирование и собственно бизнес. В каждом есть свои задачи: потребности отдела эксплуатации отличаются от потребностей отдела разработки и тестирования или бизнеса. Мы начинаем с любого приложения и определяем, какие направления интересуют клиента, а конечная цель: охватить все приложения, всю технологию инфраструктуры и всех стейкхолдеров. Это – пункт назначения такого «путешествия», когда организация полностью управляет своей платформой цифровой производительности, удовлетворяя всех владельцев бизнеса.

Есть ли сейчас какие-либо проекты в Украине или регионе, которые могут быть интересны украинским потребителям?

Наша работа в Украине только начинается. Мы сейчас делаем первые шаги, отыскиваем первых поручителей. Идет несколько проектов, но официально мы можем говорить только о внедрении в компании lifecell. Это – первый проект с Dynatrace в регионе и в Украине. Мобильный оператор приобрел продукт для мониторинга и оптимизации производительности систем OSS.

Если говорить о внедрениях в Восточной Европе, то я бы упомянул Raiffeisen – один из наших основных поручителей в Венгрии. Когда мы начали работать в этой стране, экономические условия были очень сложными, но мы смогли провести множество проектов. Raiffeisen Bank – известное в регионе имя. Они рассказывали другим клиентам о преимуществах, которые они получили от этих проектов. И это очень интересная история. До того, как они начали инвестировать в Dynatrace, они потратили около миллиона евро на обновление инфраструктуры, так как периодически возникали проблемы с производительностью приложений. При этом после всех этих инвестиций (обновления серверов, повышения мощности и т.д.) производительность повысилась только на 1%.

Стал вопрос: почему, потратив 1 млн евро, удалось добиться столь мизерного повышения производительности. Мы начали с ними работать и разбираться с возникшей проблемой. Уже через несколько месяцев им удалось существенно (более чем на 40%) повысить эффективность работы своих приложений, то есть существенно снизить количество потребляемых приложениями ресурсов. По сути решение Dynatrace позволило им снизить издержки на 40%. С другой стороны, существенно повысилось качество предоставляемых услуг. Они смогли добиться прозрачности работы своих приложений, то, чего у них не было до этого: они теперь получали сведения о своих клиентах, какие основные операции с ними проводятся, насколько эффективно это происходит. У нас есть несколько клиентов в Польше из различных отраслей: банковской, страховой, коммунальных услуг и т.п. Все они лучше, чем я смогут вам рассказать о преимуществах решений Dynatrace.

Каковы сейчас основные тенденции в вашем сегменте?

Нынешние тенденции, определяющие нашу работу, лежат в основном за пределами нашего сегмента. Каждый день, буквально, появляется много новых облачных решений и приложений. Растет число ЦОДов, так называемых динамических центров обработки данных – их масштаб необходимо увеличивать в периоды пикового использования мощности. Должен быть гибкий способ определить свою минимальную мощность, а также периоды, когда использование достигает пика и необходимо в соответствии с этим увеличивать масштаб. Это, конечно, ставит непростую задачу для мониторинга. Некоторые из наших конкурентов не могут обеспечить такую эластичную мощность, так как для этого необходимо развертывать агенты – тем больше, чем больше мощности.

У нас же есть соответствующая динамическая технология, которая обеспечивает необходимый механизм мониторинга. Когда добавляется больше виртуализированных серверов, наши агенты могут наращивать масштаб соответствующим образом, не требуя каких-либо действий. Это – новые среды, в которых мы работаем. Приложения начинают разрабатываться с помощью микросервисов и контейнеров, чтобы быть эффективнее в плане подключения, отключения и использования ресурсов. Появляется новая методология. Вследствие этого создается более сложная и более динамичная среда.

Другой важный тренд – «Интернет вещей». Для меня это своего рода «тихая» трансформация. Все чаще начинают использоваться датчики, причем мы их даже не замечаем. Взять, к примеру, технологии для дома, где есть датчики для открытия дверей и распознавания отпечатков пальцев; регулирование уличного движения, где также используются датчики и камеры; носимые устройства – часы и прочие устройства, которые могут измерять давление; автомобили, в которых уже используются сотни датчиков. Новые автомобили становятся более высокотехнологичными – даже панели в них уже не аналоговые, а цифровые. И они связаны со службами. И некоторые компании (к примеру, страховые) ищут, как можно извлечь выгоду из этой тенденции «Интернета вещей», как можно использовать эти датчики и устройства. С точки зрения ИТ, это еще больше усложняет задачу, так как необходимо обрабатывать огромное количество данных, и объемы растут. «Интернет вещей» распространяется, в то же время создавая новые возможности для бизнеса. Многие компании ищут пути воспользоваться этим.

К примеру, вы могли слышать об инициативах создания «умных городов». «Умные города» – это не более, чем интеграция старых систем, которые контролируют уличное движение, светофоры, энергоснабжение, распределение газа и т.д. Таким образом, можно управлять городом, понимать, что в нем происходит, получать визуальные данные в случае неполадок и принимать соответствующие решения. К примеру, в случае какой-либо аварии – остановить уличное движение, включив красный свет на нужных фонарях. Кажется, что я говорю о каком-то отдаленном будущем, но это не так. Это уже реализовано и есть примеры. И наши лаборатории уже занимаются соответствующими разработками в рамках реализации этих новых тенденций: как управлять контейнерами; как управлять устройствами «Интернета вещей», где все связано; как управлять динамичными и эластичными центрами данных. Мы уже предоставляем такие решения, поэтому у нас есть команда из почти 200 человек, задача которой – думать о будущем.

Процесс выпуска у нас проходит очень быстро, чтобы справиться со спросом. Вопрос тут не столько в технологиях, сколько в процессах. Появилось даже такое понятие, как DevOps – непрерывный процесс интеграции. Сейчас об этой методологии много говорят, и рано или поздно она начнет очень активно применяться очень широко. Почему? Ответ прост: бизнес хочет развиваться и выпускать на рынок продукты, услуги и предложения очень быстро. Почему? Потому что конкурент – другой банк, другая страховая компания, другой поставщик – уже что-то запустил, и надо быстро реагировать соответствующим образом, иначе будет утрачена доля рынка. Давление сильное. Уже нельзя год разрабатывать приложение, чтобы удовлетворить определенную потребность – это надо делать быстро.

ИТ необходимо было найти процесс, который дал бы возможность ускорить разработку, ускорить доставку приложения, не жертвуя при этом качеством. Концепция DevOps позволяет ускорить разработку и доставку приложений. С этим также связаны определенные трудности. И мы можем помочь таким командам, поскольку располагаем необходимыми инструментами и опытом. Перед выпуском приложения разработчики могут узнать, насколько оно будет эффективно. Более того, после выпуска мы можем постоянно следить за приложением и сообщать командам разработчиков о проблемах, чтобы они могли их устранить. Это и называется непрерывной интеграцией. В Украине сейчас есть много компаний-разработчиков, которые производят программное обеспечение для клиентов со всего мира, и для них также могут быть полезны наши технологии. Мы можем помочь разрабатывать лучшее ПО, интегрировать контроль качества, тестировать это ПО, оптимизировать его, быстрее выявить неполадки и т.д.

Вам может показаться, что я очень часто повторяю, как много у нас людей занимается разработкой в лабораториях. В нашей компании действительно этому придается очень большое значение и больше сотрудников работают над созданием продукта, чем его маркетингом или продажами. Сегмент, в котором мы работаем, требует постоянных инноваций и мы хотим оставаться в числе лидеров, выделяясь на фоне конкурентов качеством своих решений. Мы работаем в очень динамичном сегменте, наши клиенты постоянно внедряют новые технологии, новые платформы, которые мы должны поддерживать. И нам нужно соответствовать их запросам, иначе мы не сможем эффективно заниматься управлением производительностью приложений.