`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Коммерция в Сети: что происходит в мире

0 
 

Продолжая публикацию архивных материалов нашего издания предлагаем вашему вниманию статью из №5 (172) «Компьютерного Обозрения» от 11 февраля 1999 г. Что происходило 20 лет назад в e-commerce и как в то время воспринималась Сеть в этом контексте.

Сегодня уже никого не удивляет возможность приобрести товары, пользуясь услугами виртуальных магазинов. По утверждению многих западных аналитиков, психологический барьер преодолен, боязнь потерять деньги или быть обманутым исчезла — массовый покупатель устремился в Internet за покупками. Особый бум наблюдался во время прошедших новогодних и Рождественских праздников. В целом же, по данным NUA, 81% пользователей Сети планируют что-либо приобрести в Internet, а уже сейчас 63% владельцев ПК в США имеют онлайновый покупательский опыт. Раз уж мы говорим о жителях Соединенных Штатов, а, как правило, они первыми получают возможность испытать новейшие технологии, то, по оценкам IntelliQuest, в конце уходящего года 73 млн американцев имели доступ к Сети. Речь идет не о постоянном подключении, а, скорее, о тех, кто хотя бы иногда мог побродить по закоулкам Сети.

Несмотря на то что суммарный оборот в прошлом году в области электронной коммерции составил 8,6 млрд, долл., это не превышает и одного процента от общего торгового оборота. В сфере услуг связи Сеть уже продвинулась дальше, но ненамного. Недавно компания Price Waterhouse опубликовала результаты своих исследований, согласно которым 5% объема услуг связи в США и 8% работающих в этой области приходится на Internet.

По другую сторону Атлантики дела обстоят немного иначе. Европейское отделение Forrester Research пришло к выводам, которые заставили крупные онлайновые компании на время отложить планы о массовом проникновении на европейский рынок. По этим данным, полный объем Internet-коммерции в 1998 г. в этом регионе — всего лишь 1,2 млрд. долл. Однако уже к 2001 г. прогнозируют резкое увеличение этого показателя до 68 млрд, долл., что составит примерно 1% от общего валового дохода стран Европейского сообщества. Но в отличие от Америки, в Европе не ожидается массового использования Сети для розничной торговли. Практически весь оборот связан со сделками business-to-business, такое соотношение сохранится и в ближайшем будущем. Сегодня всего лишь 4% европейцев из 400 млн имеют доступ к Internet, однако для прорыва в секторе массового потребления необходимы показатели гораздо выше, они будут достигнуты лишь через несколько лет.

Что же касается остальных стран, то здесь пальму первенства в области Internet-торговли можно присудить Японии (9,2 млн пользователей) и Австралии (3 млн пользователей), совокупный оборот которых в сфере Web-коммерции (включая Internet-рекламу) в 1998 г. составил 520 млн долл., и 280 млн долл., соответственно.

Какие же типы товаров продаются сегодня с помощью WWW? Несмотря на то что существуют крупные компании, реализующие через Internet книги, видеокассеты, CD и т. д., вроде Amazon.com, значительную часть в этом ряду занимают именно программные продукты и компьютерная техника. Более неожиданным является стремительное развитие других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги. В целом по объему продаж на первом месте находится торговля недвижимостью, далее следуют компьютеры и комплектующие, затем — программное обеспечение и туристическое обслуживание и только потом — продажа книг, видео- и аудиозаписей.

Каким же образом компании собираются использовать Internet для привлечения покупателей? Согласно данным Forrester Research, 76% опрошенных планируют сделать доступной в Web торговую информацию и только около половины (48%) предполагают начать прием online-заказов.

В связи с этим интересно проанализировать, как ведут себя крупнейшие поставщики услуг в Internet. В свое время было много разговоров о том, что провайдер America Online не выдержит конкурентной борьбы с мелкими более подвижными противниками. Но пока ситуация на этом рынке складывается в пользу AOL. Недавняя покупка Netscape — лишнее тому подтверждение. AOL приобрела портал, принадлежащий Netscape, а также ряд продуктов и наработок последней в области электронной торговли. Как известно, компания Netscape Communications была пионером не только на рынке броузеров, но и первой создала программное обеспечение для серверов электронной коммерции. Согласно данным O’Reilly и Netcraft, в этой области лидерами рынка являются Netscape Communications и VeriSign (с ее системой сертификации): первой принадлежит 52% рынка серверов для электронной коммерции, а вторая контролирует 95% средств сертификации. Еще примеры — недавняя покупка компанией Compaq крупнейшего Internet-торговца Shopping.com и приобретение автономного статуса отделением поисковой системы AltaVista, принадлежащим данному крупнейшему производителю компьютеров. Все это говорит о совершенно прозрачных планах Compaq в отношении коммерции в Сети.

Настоящая битва за рынок развернулась между двумя компаниями, торгующими книгами, — Amazon.com и Barnes & Noble. Один участник этого сражения — Amazon.com — работает исключительно через Internet, экономя тем самым на создании книжных складов (заменив их дилерскими соглашениями с издательскими домами) и огромных тратах по поддержке сети розничной торговли. Конкурент же — Barnes & Noble — (крупнейший в мире дистрибьютор книжной продукции) долго игнорировал угрозу со стороны Amazon.com, пока в 1997 г. не стало очевидно, что ценовая война последней не только разоряет мелких торговцев, но и серьезно сказывается на бизнесе самой Barnes & Noble, которая также ринулась в Internet. Но, по мнению многих наблюдателей, этот выход был запоздалым — Amazon.com уже прочно укоренилась в сознании потребителя в образе лучшего книжного Web-магазина, и переломить ситуацию в виртуальном мире, коим является Internet, намного сложнее, чем в реальной жизни.

Barnes & Noble, чтобы что-либо изменить, придется потратить не один миллион долларов на рекламу, как обычную, так и в Internet. Кстати, одним из главных достоинств рынка Internet-рекламы сегодня специалисты называют... его перспективность. Нет, конечно же, в настоящий момент существуют компании, специализирующиеся на предоставлении именно таких услуг, более того, эти фирмы процветают, но потенциал данного рынка гораздо выше. Как же он будет раскрыт? Очевидно, что не только за счет увеличения количества пользователей. Ведь со временем Internet примет совершенно грандиозные масштабы, которые сегодня даже трудно вообразить. Например, немного пофантазировав, можно представить следующее: выбрав желаемое меню на ужин, вы делаете заказ, ваша микроволновая печь сама находит рецепты на специализированном кулинарном сервере (а такое уже есть, и компания Samsung недавно продемонстрировала подобное устройство), заказывает все необходимые продукты в ближайшем гастрономе... Сеть будет интегрированной и вездесущей, и, вероятно, сетевая реклама приобретет иное обличье и качественно иной уровень. Она станет персонифицированной, не будет сообщать аудитории потенциальных потребителей о продукте, а предложит пользователю Сети именно те товары, которые ему необходимы.

Существующие же сегодня методы рекламы в Сети, например баннерной, работают в одном информационном пространстве, другими словами, о пользователе, его потребностях и интересах имеется лишь косвенная информация. Хотя некоторые альтернативы существуют уже сейчас, например серверы прямой рассылки. Самый популярный из подобных русскоязычных, наверное, «Городской кот» (www.citycat.ru), в базе данных которого на конец 1998 г. было зафиксировано более 20 тыс. подписчиков. Этот сервер предлагает своим клиентам зарегистрироваться, т. е. оставить о себе минимум сведений (имя и e-mail) и выбрать существующие информационные каналы, по которым пользователь желает получать сообщения. В присылаемые письма кроме самой информации также помещаются текстовые рекламные вставки либо небольшие интерактивные элементы (баннеры, Java-приложения и пр.). Огромное преимущество перед обычной баннерной рекламой в данном случае заключается в относительно подробном представлении каждого пользователя системы. Информация (и соответственно реклама), получаемая подписчиком, предназначена именно для него.

Другой пример системы, работающей не с «целевой аудиторией», а с массой личностей, на этот раз западный, так как аналогов в русскоязычной части Сети я не нашел. Сервер FireFly (www.firefly. com). Здесь предлагают пользователям определить свой круг общения, для чего необходима гораздо более подробная информация, чем просто имя и e-mail. В этом случае фокусировка на потребителя будет максимальной. Подобный вид услуг вполне может претендовать на роль прообраза Internet-рекламы.

И еще, выясняя причины успеха Yahoo!, некоторые обозреватели сходятся во мнении, что далеко не последнюю роль в этом сыграл такой факт: из 30 млн пользователей самых разнообразных сервисов данного портала 12 млн зарегистрировались и сообщили о себе персональную информацию. Это позволило максимально адаптировать Yahoo! под запросы пользователей.

Как это ни печально, но многое из вышесказанного пока в малой степени относится к нашим реалиям. Попытки создать работающую систему электронной коммерции в Украине предпринимались, но, насколько известно автору, эти проекты так и не получили должного развития. На сегодняшний день основная масса пользователей Intetnet в Украине лишь созерцает рекламу в Сети, и только некоторые счастливые обладатели кредитных карточек имеют возможность что-либо заказывать напрямую с западных серверов. Однако хотелось бы верить, что не все выглядит так безнадежно и мрачно, и электронная коммерция, как потребительская, так и business-to-business, придет и в наши края.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT