`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Леонид Бараш

Kodak и Fujifilm – разные судьбы

+55
голосов

Новость о том, что Fujifilm приобрела контрольный пакет акций совместного предприятия Fuji Xerox, в которое полностью влились активы американской компании Xerox, и тем самым приобрела право управлять последней, появилась во всех бизнес-разделах ведущей мировой прессы. И в этом контексте вспоминается судьба крупнейшей американской компании Kodak, бывшей в свое время глобальным лидером в производстве фото- и кинопленок, но вытесненной с рынка цифровой фотографией, пришедшей на смену пленочной. Судьба этих двух компаний, одна из которых обанкротилась, а вторая не только выжила, но и развила и укрепила свой бизнес, наверное, станет хрестоматийным примером эффекта подрывных технологий.

Компания Eastman Kodak была надежной опорой в американской фотоиндустрии, продавая доступные камеры и другие сопутствующие продукты, такие как огромное разнообразие любительских и профессиональных пленок, химикатов и бумаги. Фактически, согласно докладу Baltimore Sun, Kodak стала «крупнейшим в мире производителем пленок для фото- и кинокамер».

Однако когда цифровая фотография и печать появились на рынке, доходы Kodak стали быстро снижаться, и в конечном итоге компания подала заявку на банкротство в начале 2012 года. Ирония судьбы заключалась в том, что первая цифровая камера была изобретена именно в Kodak инженером Стивеном Дж. Сассоном (Steven J. Sasson) в 1975. Вот как он охарактеризовал ответ компании на его изобретение в интервью, данном The New York Times в 2008 г.: «Это очень интересно, но никому об этом не говорите».

По словам одного из бывших руководителей компании, «монополия Kodak была проблемой… Она всегда считала, что у нее есть данное Богом право на 100% рынка… Она никогда не брала на себя труд оглянуться и посмотреть на то, что делается у нее за спиной».

Даже когда компания пыталась диверсифицировать свою линейку продуктов за счет приобретений и партнерских отношений, у ее руководства не было соответствующего опыта для управления их новыми предприятиями.
И именно поэтому их бизнес-модель потерпела неудачу.

Одна из основных причин банкротства заключается в том, что Kodak не смогла адаптировать свои цели в соответствии с изменениями внешнего окружения - цифровой революции. Правда, она попыталась диверсифицировать свой бизнес и использовать опыт своих химиков для производства лекарств. Но этот бизнес потерпел неудачу и был продан в 1990-х. Из-за отсутствия приспособляемости Kodak не смогла оставаться прибыльной на рынке и проиграла битву с японским коллегой Fujifilm.

А что же Fujifilm? В то время как Kodak доминировала на рынке фотографии и кино в Соединенных Штатах, Fujifilm делала то же самое в Японии. У обеих компаний было много общего, обе снимали сливки со своего практически монопольного положения в своих регионах. С приходом цифровой фотографии обе фирмы осознавали, что их традиционный бизнес становится устаревшим. Но Kodak так и не сумела своевременно адаптироваться к новым условиям, тогда как Fujifilm превратилась в стабильную и прибыльную компанию.

Fujifilm осознала сдвиг рыночных тенденций в области фотографии от пленочной к цифровой и предвидела гибель первой еще в 1980-х годах. Она разработала стратегию в трех направлениях: выжать как можно больше денег из кинобизнеса, подготовиться к переходу на цифровые технологии и разработать новые бизнес-направления.

Fujifilm диверсифицировалась более успешно. Она поняла, что пленка во многом похожа на кожу – обе содержат коллаген. Поскольку фотографии обесцвечиваются вследствие окисления, то косметические фирмы хотели бы, чтобы все думали, что антиоксидант может предохранить кожу от старения. В библиотеке Fujifilm имелись около 200 тыс. химических компонентов, из которых примерно 4 тыс. относились к антиоксидантам. Таким образом, компания запустила свою линию косметическую продуктов. Компания также нашла применение своему опыту работы с пленкой, начав выпуск оптических пленок для плоских ЖК-экранов. Начиная с 2000 г., она инвестировала в этот бизнес 4 млрд. долл. и захватила 100% рынка.

Fujifilm осознала также меняющийся бизнес фотопечати, и когда дело дошло до американской фирмы Fuji Xerox, которая нуждалась в помощи, Fujifilm увидела возможность создать совместное предприятие. Оно выпустило принтер Xerox Phaser 6270, который позволил печатать книги, крупномасштабные фотографии, футболки и плакаты.

Но компания знала, что для поддержания бизнеса она не может просто полагаться на фотопечать и недорогие цифровые камеры. Она увидела возможность появления новых рынков - профессионалов и продвинутых любителей, которые были в поиске высокопроизводительных камер, подобных DSLR. И Fujifilm, сосредоточила внимание на разработке камер с замечательной функцией качества изображения.

И это всего лишь несколько из тактических решений, предпринятых Fujifilm в ее усилиях по переориентации своих стратегий в соответствии с меняющимися потребностями рынка.

По словам председателя и генерального директора Fujifilm Шигетаки Комори (Shigetaka Komori), долгосрочная стратегия компании привела, возможно, к снижению краткосрочных прибылей, но крупные инвестиции оказались в конечном итоге достойными этого.

Kodak и Fujifilm – разные судьбы

Стивен Сассон демонстрирует прототип цифровой камеры

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT