Идея создавать новые продукты, модифицируя и "специализируя" имеющиеся, уже использовалась разработчиками компании Discreet. Популярная в узких кругах gmax является по сути всего лишь клоном флагманской программы 3dsmax с набором инструментов, ориентированных на создателей игр. Не так давно маркетологи этой фирмы нашли для пакета еще одно применение.
Условно "новый" пакет компании Discreet, получивший название plasma,
предназначен в первую очередь для flash-дизайнеров. Его главная функция -- визуализация
моделей и анимации, созданных с помощью самого plasma или его прямого предка 3dsmax,
непосредственно в формате Macromedia Flash. На идею разработки подобного инструмента
ее, видимо, натолкнула невероятная популярность всякого рода конвертеров и программ
сторонних производителей схожей функциональности (о некоторых из них мы
писали,
однако с тех пор появилось много новых утилит). Забегая вперед, следует отметить
-- у Discreet есть шанс покончить с ними одним махом. Вполне очевидно, что по
корректности работы и визуализации plasma сильно превосходит остальные программы.
К тому же, приобретая пакет от Discreet, пользователь вместе с функцией
Render
to Flash получает мощный редактор трехмерных сцен (один из лучших!), пусть
даже и несколько облегченный. Единственный фактор, который может заставить flash-дизайнера
обратить свой взор в другую сторону, -- это цена.
Вероятнее всего, рассматривать функции plasma следует именно с "регрессивной"
точки зрения, поскольку человек, столкнувшийся с проблемой использования 3D-моделей
во flash-роликах и готовый выложить за ее решение круглую сумму денег, наверняка
понимает, что такое 3dsmax. Остается выяснить, чего он лишится в plasma.
Итак, plasma 1.0 базируется на 3dsmax 4.2 с несколько видоизмененным интерфейсом,
что видно по системе задания ключевых кадров, которая не соответствует последней
версии пакета (более подробно это описано в обзоре
"3dsmax
v. 5.0: первые впечатления"). Полностью переместились в plasma источники
света, камеры, список базовых примитивов и средства их редактирования на разных
уровнях -- точек, полигонов и т. д. Зато значительно уменьшился набор базовых
модификаторов -- в первую очередь это касается модулей текстурирования, анимации
и функций "сглаживания" модели.
Также ощутимые потери понес и
Material Editor -- из обширного меню выбора карт и материалов остались лишь основные:
Standart,
Double Sided,
Blend и
Multi/Sub-Object. Мотивация такого "облегчения" очевидна -- более сложные текстуры просто невозможно эффективно использовать при векторной визуализации.
Система анимации, кроме своих базовых функций (ключевые кадры, параметрические контроллеры, Track View), пополнилась мощным модулем
Havoc, который позволяет вводить в трехмерные сцены, экспортируемые прямо в формат Shockwave (еще одно новшество plasma!), различные физические параметры пространства (гравитация, ветер, другие модификаторы). Последняя версия плеера Macromedia Shockwave визуализирует такие сцены непосредственно в броузере, без промежуточного конвертирования.
Ну и наконец, необходимо пристальнее взглянуть на ноу-хау plasma -- модуль flash-визуализации. Глядя на результат его работы, становится очевидно, что в его основе лежит та же технология, что и в новом шейдере Ink'n'Paint, входящем в стандартную поставку 3dsmax 5.0.
Модуль
Flash Renderer имеет 4 режима работы, главное различие между которыми -- способ затенения граней.
Cartoon Shading позволяет использовать в визуализации все источники света, отображать тени и задавать разные способы сглаживания полигонов. С его помощью создаются наиболее реалистичные изображения. При
Gradient Shading грани закрашиваются градиентными заливками. Этот вариант оптимален с точки зрения соотношения размера результирующего файла и качества flash-ролика. Названия двух последних режимов --
Flat Shading и
Wireframe -- говорят сами за себя. В первом случае полигоны просто окрашиваются в
Ambient-цвет материала, во втором -- рисуются только контуры объектов.
Дополнительные настройки визуализатора позволяют просматривать изображение на экране или сохранять в файле в одном из трех форматов --
swf,
swfv или
ai. Справедливости ради следует отметить, что с plasma поставляется и scanline renderer, с помощью которого сцену можно визуализировать и в растровый файл. Однако он лишен важного достоинства -- поддержки разного рода поверхностных деформаторов (вроде
displace или
bump), поэтому bitmap-файлы выглядят как растрированная копия векторных изображений.
Вот вкратце и все, что можно сказать о новом продукте компании Discreet. Вывод прост: plasma -- неплохой, но, увы, пока не универсальный пакет, который должна иметь в своем арсенале любая более или менее крупная Web-студия.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора