Игорь Твердохлеб, директор департамента ИТ сети магазинов «Фуршет»: «У бизнеса появилось понимание того, что использование ИТ может стать конкурентным преимуществом на рынке»

1 ноябрь, 2011 - 12:15КО

Сеть магазинов «Фуршет» начала работать в 1998 г., и сегодня имеет 106 торговых площадок в Украине и 9 в Молдове.

Игорь Твердохлеб, выпускник Киевского торгово-экономического института по специальности товароведение и организация торговли продовольственными товарами, начал работу в системе ГТО «Универсам», где, по его словам, прошел очень хорошую школу. После этого работал менеджером в фирме «Импорт» ВО «Укоопвнешторг», и далее — директор ОРС (коммерческие структуры, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью).

В компанию «Фуршет» пришел в 2003 г. на должность менеджера по закупкам, затем был назначен директором магазина. При старте внедрения системы SAP в компании стал участником проекта. Он принимал участие в концептуальном проектировании модуля «сбыт», организовывал и возглавлял группы автоматизации бизнес-процессов и ведения централизованных баз данных, руководил проектами оптимизации процесса заказа и управления ассортиментом.

Наверное, не так уж много людей с не техническим образованием можно встретить на должности CIO. Как это произошло в вашем случае?

В 2009 г. мне было предложено возглавить департамент ИТ. Конечно, учитывая мое базовое образование, решение не совсем очевидное, но, по-видимому, руководство полагало, что приобретенный за время внедрения системы SAP опыт будет достаточен для этого. Может быть, мне не хватает некоторых технических сведений, но я хорошо знаю процессы в торговле, как они оптимизируются и управляются. Не исключено, что именно понимание этих процессов и задачи, которые стоят перед ИТ-подразделением, дают мне некоторые преимущества перед ИТ-профессионалами. К слову мой, мой коллега Сергей Мулярчук («Квиза-Трейд») — экономист по образованию.

Как развивались ИТ в компании?

Департамент ИТ существовал и до того времени, когда я его возглавил. Однако, по моему мнению, настоящее развитие он получил только после внедрения решения SAP. До этого департамент осуществлял техническую и программную поддержку имеющихся информационных систем. Это, конечно, происходит и сейчас, но с момента появления системы SAP, его роль существенно изменилась.

Вы были инициатором каких-либо предложений по развитию ИТ?

По моей инициативе была, в частности, изменена система заказов.

Какими вычислительными ресурсами сегодня владеет «Фуршет» и какую платформу использует?

У нас есть собственный ЦОД, в котором установлены серверы IBM Power 5-й и 7-й серий для системы ERP, и есть кластер на базе серверов НР, на котором функционируют основные приложения, не связанные с ERP. В магазинах компании используется также техника IBM и Dell.

Какова роль ИТ-подразделения в бизнесе компании?

Помимо обеспечения основных функций работы предприятий, обеспечение достоверности и доступности информации, формирования и рассылки консолидированной отчетности, поддержки прикладных программ, департамент предлагает ряд решений для автоматизации бизнеса, например, по документообороту, управлению складами, по коммерческому планированию. Мы являемся промежуточным звеном между имеющимися предложениями на рынке и бизнесом компании. Следует отметить, что в последнее время бизнес и сам является инициатором нововведений. У бизнеса появилось понимание того, что передовые решения ИТ могут стать конкурентным преимуществом на рынке.

Находят ли понимание ваши инициативы у руководства?

В основном, да. Руководство понимает, что может получить выгоды от использования ИТ, но всегда принимает решения с оглядкой на стоимость того или иного предложения и перспектив его использования в компании. Это прагматичный и взвешенный подход.

Есть ли у ИТ-подразделения некоторая свобода действий или его функции четко регламентированы?

Мы можем тестировать продукты и инициативы без санкции руководства, если это не задевает бизнес-процесс. Более того, это входит в наши обязанности. И мы можем использовать для этого имеющиеся ресурсы.

Как у вас осуществляется поддержка инфраструктуры?

Мы это делаем как силами подразделения, так и прибегаем к аутсорсингу. Например, департамент самостоятельно управляет сетевой инфраструктурой, но обслуживание рабочих мест в регионах, торгового оборудования, копировальной и печатающей техники осуществляется с помощью внешнего подряда.

Как возникла идея внедрения ERP?

Это была не столько идея, сколько возникшая с ростом бизнеса необходимость. Руководство увидело, что при большом количестве торговых площадок управлять ими становится сложно. Выросло количество разрозненных баз данных, консолидировать данные стало все труднее, возрастали затраты. Таким образом возникла необходимость в едином информационном пространстве и единой системе управления предприятием.

Кто имеет доступ к центральной базе данных?


Каждый пользователь системы вне зависимости от его местонахождения может работать с БД. Связь с ЦОД осуществляется по протоколу точка—точка по арендованным у нескольких провайдеров каналам. Это намного безопаснее, чем Интернет, и стоимость каналов сейчас вполне приемлема. Полномочия пользователей по доступу к информации, конечно же, строго разделены.

Как происходил процесс выбора SAP ERP? Анализировались ли продукты других производителей?

Решение об инсталляции ERP возникло в конце 2005 г., и в то время, к примеру, предложений от 1С еще не существовало. Был достаточно ограниченный список ERP-систем, присутствовавший на украинском рынке. Были, конечно, и другие предложения, но команда SAP сумела показать свой продукт с лучшей стороны. Справедливости ради, замечу, что в тот момент я не участвовал в выборе решения.

Как долго внедрялся проект, и были ли проблемы с приведением в соответствие бизнес-процессов?

Продукт внедрялся последовательно. Компания состоит из нескольких предприятий, и для каждого юридического лица происходило отдельное внедрение. Первый продуктивный старт был в октябре 2006 г., и в октябре 2010 г. внедрение проекта в компании в целом было завершено.

Безусловно, вначале возникали определенные сложности, как это обычно бывает с внедрением новой системы. Но после того как все увидели, что получают достоверную консолидированную информацию, пользователи обрели необходимые навыки и сформировалась база знаний, барьер был преодолен. Примечательно, что менеджеры подразделений, в которых еще не была внедрена система, торопили нас с реализацией. Опыт внедрения показал, что очень важно уделить достаточно внимания обучению персонала. У нас в компании существует собственный учебный центр. Обучение проходит по основным процессам, применяемым в компании, а также по всем программным продуктам. В рамках проекта был организован дополнительный отдел по обучению всех категорий пользователей работе в SAP, в соответствии с разработанной программой.

Что вы получили в результате внедрения ERP?


Мы получили единое информационное пространство, мы получили систему управления логистикой, заказами, документированные отношениями со всеми поставщиками, централизованную систему ценообразования с учетом всех наших политик и административных ограничений, мы получили хорошую аналитику. Кроме этого, результатом формализации всех процессов явилась более четкая работа бизнеса, снизилась зависимость от квалификации того или иного менеджера, улучшилось управление товарными запасами, выросла производительность труда финансовых подразделений. Повысилась управляемость компанией, появились данные для принятия экономически правильных решений.

Какие ближайшие планы по развитию в области ИТ?


Планы весьма прагматичны. Сейчас мы собираемся перейти на последнюю версию ERP-системы. Этот проект уже начался, и должен завершиться в 2011 году. С переходом на более высокую версию появится возможность использовать более широкую функциональность.