GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев

23 апрель, 2008 - 12:46Евгений Слободянюк

Практически на полтора года звание самого быстрого в мире ускорителя было закреплено за GeForce 8800 GTX/Ultra (G80). Раньше мы бы удивлялись, но в условиях, когда AMD не могла ничего противопоставить NVIDIA в топ-классе, это закономерно. И вот свершилось – у нас в руках два новых флагманских ускорителя, принадлежность которых к девятой серии должна означать серьезные нововведения и значительно возросшую производительность. Или нет?

GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
ASUS EN8800 GX2 – готовая SLI-система в одной «коробке»

Давайте разберемся. И GeForce 9800 GTX, и GeForce 9800 GX2 базируются на одном и том же графическом ядре – G92. Как мы уже неоднократно писали ранее, это очень хороший GPU, но – не совсем новый по отношению к G80. По сути, речь идет о более тонком техпроцессе да небольших архитектурных изменениях – и только.

Если внимательно посмотреть на характеристики GeForce 9800 GTX, то становится очевидно, что отличия от GeForce 8800 GTS 512 MB заключаются только в тактовых частотах, т. е. практически отсутствуют. Почти то же самое можно сказать о сравнении с GeForce 8800 Ultra – тут еще разница в шине памяти и объеме графической RAM, причем эти характеристики у 8800 Ultra лучше!

GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
Zotac GeForce 9800 GTX – новый флагманский одночиповый ускоритель NVIDIA

Что же дает право GeForce 9800 GTX называться флагманской одночиповой видеокартой в модельном ряду NVIDIA? Во-первых, по совокупности факторов этот продукт пусть и немного, но превосходит все ускорители компании, выпущенные ранее. Во-вторых, он поддерживает 3-way SLI – технологию рендеринга с использованием трех видеокарт, что формально свидетельствует о принадлежности к элитной категории. Наконец, интересна цена – для GeForce 9800 GTX NVIDIA рекомендуется диапазон $299–349! Как видите, совсем не похоже на привычные заоблачные ценники на флагманские ускорители.

GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
GeForce 9800 GX2 от Zotac – все производители получили от NVIDIA одинаковые референсные модели

Чтобы сразу закончить с описанием самой GeForce 9800 GTX, нужно упомянуть, что эта плата по сравнению с ближайшим аналогом GeForce 8800 GTS 512 MB отличается значительно большими габаритами, наличием второго дополнительного 6-штырькового разъема питания и модернизированной системой охлаждения.

GeForce 9800 GX2 – это возрождение на новом, более внушительном уровне дела ускорителя GeForce 7950 GX2 и подобных ему двухчиповых видеокарт древности. Теперь NVIDIA поддалась почему-то влиянию AMD, провозгласившей курс на несколько GPU в рамках одного ускорителя. Но если Radeon HD 3870 X2 содержит два видеоядра на одной PCB, то GeForce 9800 GX2 – это, в принципе, замкнутая SLI-система из двух видеокарт на двух печатных платах, объединенных в одной коробке системы охлаждения.

GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
Albatron 9800 GX2 – разновидность нового супер-ускорителя от Albatron

Стоит ли говорить, что в составе GeForce 9800 GX2 используются все те же графические чипы G92? Отличия от GeForce 9800 GTX в данном случае заключаются в несколько сниженных тактовых частотах. Впрочем, нагрев и энергопотребление у топ-ускорителя NVIDIA все равно очень велики.

Ну а пара GeForce 9800 GX2 позволит создать Quad-SLI систему второго поколения. Однако даже сама NVIDIA не уверена, что окажется быстрее – 3-way SLI или Quad SLI. Мы еще вернемся к этому вопросу в будущих материалах. Пока же посмотрим, что нам могут предложить эти «новые» супер-видеокарты по отдельности.

Сравнительные характеристики видеоадаптеров
Видеокарта Zotac GeForce 9800 GTX Albatron 9800 GX2 PNY GeForce 8800 GTS 512 MB MSI NX8800GT-T2D512E
Видео- процессор GeForce 9800 GTX (G92) 2×GeForce 9800 GX2 (G92) GeForce 8800 GTS 512 MB (G92) GeForce 8800 GT (G92)
Техпроцесс, нм 65 65 65 65
Количество транзисторов, млн шт. 754 2×754 754 754
Число функцио- нальных блоков ядра 128 унифициро- ванных процессоров/ 64 TMU (по 64 блока текстурной адресации и фильтрации текстур)/16 ROP 2×128 унифицир- ованных процессоров/ 64 TMU (по 64 блока текстурной адресации и фильтрации текстур)/16 ROP 128 унифициро- ванных процессоров/64 TMU (по 64 блока текстурной адресации и фильтрации текстур)/16 ROP 112 унифициро- ванных процессоров/56 TMU (по 56 блоков текстурной адресации и фильтрации текстур)/16 ROP
Разрядность шины памяти, бит 256 2×256 256 256
Частоты ядра/памяти, МГц 675 (ядро)/1688 (блок шейдерных процессоров)/1100 (2200) RAM 600 (ядро)/1500 (блок шейдерных процессоров)/1000 (2000) RAM 650 (ядро)/1625 (блок шейдерных процессоров)/970 (1940) RAM 600 (ядро)/1500 (блок шейдерных процессоров)/900 (1800) RAM
Видеопамять 512 MБ GDDR3, 1,0 нс 2×512 MБ GDDR3, 1,0 нс 512 MБ GDDR3, 1,0 нс 512 MБ GDDR3, 1,0 нс
Интерфейс PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0
Предоставлено ELKO «Небеса» «Небеса» Представительство MSI в Украине
Цена, $ 349* 700** 360** 280**
*Рекомендованная цена. ** В украинской рознице, по данным hotline.ua.

Результаты тестирования

Для того чтобы адекватно оценить уровень производительности таких ускорителей, как GeForce 9800 GX2 и GeForce 9800 GTX, мы модернизировали тестовый стенд, а также серьезно изменили режимы тестирования и состав приложений. Главной целью этих манипуляций было добиться снижения зависимости результатов от мощности центрального процессора – для этого использовались разрешения 2560×1600 и 1680×1050. Даже несмотря на то, что пока широкоформатными мониторами с таким разрешением обзавелись в Украине лишь немногие пользователи, подобные режимы позволяют оценить мощность видеокарт в перспективе и попробовать предугадать их возможности в новых, более ресурсоемких играх.

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть, – это качество драйверов и у AMD, и у NVIDIA. Применительно к флагманским двухчиповым Radeon HD 3870 X2 и GeForce 9800 GX2 оно пока не может быть признано удовлетворительным. Не будем вдаваться в подробности, но проблем было очень много – и с качеством 3D-изображения, и со стабильностью работы, и с повторяемостью результатов. В очередной раз констатируем, что выпускать на рынок сырые продукты премиум-класса недопустимо, хотя бы потому, что это наносит ущерб имиджу компании.

Итак, наши предположения подтвердились: GeForce 9800 GTX, минимально отличаясь от GeForce 8800 GTS 512 MB «физически», так же выглядит и на диаграммах: пару кадров в секунду или несколько баллов 3DMark – незначительные отличия как для видеокарты с таким именем.

GeForce 9800 GX2 действительно значительно быстрее одночиповой GeForce 9800 GTX – хоть и не в два раза, конечно. Однако именно эта видеокарта создала нам больше всего проблем – начиная с того, что один из образцов оказался неработоспособным, и заканчивая перегревом и сбоями.

И, тем не менее, сомнений нет: GeForce 9800 GX2 – это самая быстрая видеокарта в мире на сегодня. Основного конкурента – Radeon HD 3870 X2 – двухчиповый GeForce обходит во всех случаях, но не так значительно, как можно было бы ожидать. Это говорит о том, что эффективность CrossFire-рендеринга у Radeon HD 3870 X2 выше, чем SLI-рендеринга у GeForce 9800 GX2. А значит, новые драйверы NVIDIA гипотетически смогут значительно изменить эту ситуацию в будущем. Единственный случай крупного проигрыша ускорителя AMD – в Unreal Tournament 3, но тут проблема, похоже, программного характера.

Выводы

GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев
GeForce 9800 GTX и 9800 GX2 – не время для новых героев

Сам факт проведения этой серии «битвы титанов» именно в таком формате уже говорит о многом. Например о том, что магистральным направлением наращивания мощности видеокарт становится создание двухчиповых ускорителей, и это не может не внушать пессимизма. Хотя бы потому, что такие решения никогда не отличались хорошей эргономикой (приемлемым шумом и тепловыделением), кроме того, всегда в той или иной степени они страдали от проблем с драйверами. Не следует забывать, что сколь-нибудь значительное ускорение от применения SLI или CrossFire получат только те игры, которые под это специально оптимизированы.

Как бы то ни было, но на текущий момент NVIDIA выпуском GeForce 9800 GTX расписалась в собственном бессилии (или нежелании) создать более мощную одночиповую видеокарту, чем полтора года назад. Удивительно, но с этим придется смириться.

В то же время приятно отметить, что GeForce 9800 GTX является отличным и, самое главное, недорогим продуктом (по меркам топ-класса, разумеется). Правда, столь невысокая цена обусловлена тем, что в затылок дышит Radeon HD 3870 X2, который явно быстрее GeForce 9800 GTX (но очень нестабилен и требует доработки драйверов). А учитывая, что габариты, тепловыделение и энергопотребление по сравнению с GeForce 8800 GTS 512 MB заметно возросли, эти платы вполне можно считать конкурентами и в плане эргономики.

Итак, судя по всему, в ближайшее время нас если и будет ожидать что-то интересное, то только в среднем и бюджетном классах. Как показало данное тестирование, в топ-классе AMD и NVIDIA уже сказали «свое заднее слово», и новинок тут ждать придется долго.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 ГГц)
Материнская плата ASUS P5K Deluxe (чипсет P35)
Память Kingston KHX6400D2LLK2/2GN, в режиме DDR2-800, тайминги 5-4-4-14
Жесткий диск Western Digital WD1600JB (160 ГБ, 7200 об/мин)
Блок питания SeaSonic SS-600HT APFC F3 (600 Вт)
ОС Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c August
Монитор LG Flatron W3000H (разрешения до 2560×1600)
Драйверы ForceWare 174.74 beta (NVIDIA), Catalyst 8.2 (ATI)