Final Cut Pro 3.0: возмутитель спокойствия на рынке нелинейных редакторов
20 ноябрь, 2002 - 00:00Павел Молодчик
Существует мнение, что грядущий век глобализации перестанет объединять людей по религиозным, культурно-идеологическим и даже по расовым признакам. Говорят, что в информационном обществе будущего мы будем отличать "своих" от "чужих" не по цвету кожи и гражданству, а по используемому аппаратному и программному обеспечению.
Для того чтобы убедиться в верности приведенного выше прогноза, достаточно
обратиться к материалам любой телеконференции, противопоставляющей Mac и PC,
Unix и Windows и т. п. При столкновении с "чужими" участники обсуждения
демонстрируют всю известную социологам гамму реакций -- от лицемерной политкорректности
до разнузданной ксенофобии.
Пользователи ПО для нелинейного монтажа до недавнего времени обычно находились
в стороне от жарких дебатов: любители, просьюмеры (т. е. "продвинутые"
любители), а также редакторы малобюджетных видеостудий в подавляющем большинстве
склонялись в пользу Adobe Premiere; профессионалы же с более высокими требованиями
почти автоматически становились клиентами компании Avid.
|
Пакет Final Cut Pro, установленный
на Apple PowerBook, позволяет приступать к видеомонтажу непосредственно на месте
съемок (или, к примеру, в ближайшем кафе, если обстановка располагает к творчеству)
|
В минувшее десятилетие Avid и Adobe прочно утвердились на рынке нелинейных
редакторов в роли монополистов. Во всяком случае, им успешно удавалось отгонять
от рыночного пирога непрошеных чужаков вроде In-Sync Speed Razor и Ulead VideoStudio.
Успех Avid объясняется большим накопленным опытом и давними традициями: Media
Composer, Symphony, Xpress и другие программы этой компании являются прямыми
наследницами первого в мире компьютеризированного монтажного комплекса EditDroid,
разработанного в Industrial Light and Magic для производства VI части сериала
"Звездные войны" (1983 г.). Adobe Premiere, в свою очередь, обязан
успехом наличию гигантского количества пользователей, привычных к интерфейсу
Photoshop и прочих популярных продуктов Adobe.
Появление программы Final Cut Pro (первоначально основанной на коде Final Cut,
приобретенном Apple у компании Macromedia) заметно оживило сложившуюся рыночную
ситуацию. Сегодня сообщество пользователей FCP характеризуется динамичным ростом
и исключительно высоким моральным духом. Члены этого союза не только "думают
по-другому" (FCP работает лишь на Macintosh), но и, по-видимому, черпают
энтузиазм в своем противостоянии расслабившимся монополистам. Стоит отметить,
что даже в Wintel-ориентированной Украине FCP имеет немало стойких приверженцев
(одним из примеров может служить коллектив видеостудии Kiev
Post Production.
Монополисты все больше теснятся, освобождая место новичку: за три года, прошедшие
с момента выхода первой версии FCP, ее успели взять на вооружение крупнейшие
вещательные компании (CNN, MTV, BBC, ZDF и др.) и даже голливудские режиссеры
(последний пример — фильм "Full Frontal" Стивена
Содерберга.
FCP -- первый (и пока единственный) нелинейный редактор, который при цене
меньше 1 тыс. долл. предлагает набор профессиональных функций, традиционно присущих
монтажным комплексам стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов.
Среди его функциональных особенностей выделяются:
-
|
Интерфейс фильтра 3-Way Color
Correction
|
наличие фильтров 3-Way Color Correction и Image Stabilize, воплощающих самые
последние тенденции в области технологий цветокоррекции и пространственной
стабилизации изображения;
- необходимая профессиональным клипмейкерам возможность субкадрового редактирования аудиодорожек, позволяющая смещать их с дискретностью до 1/100 длительности кадра;
- полная управляемость эффектов (значение любого параметра любого фильтра подлежит заданию с помощью ключевых кадров);
- возможность одновременной работы над несколькими проектами, каждый из которых может содержать до 99 видео- и аудиодорожек;
- поддержка двухпроцессорной архитектуры;
- наличие встроенного интерпретатора языка FXBuilder, предназначенного для
создания собственных (и редактирования стандартных) фильтров и переходов.
Уже существует несколько онлайновых библиотек, пользователи которых обмениваются
бесплатными программами на этом языке.
|
Voice-Over: запись закадрового
голосового сопровождения в реальном времени
|
В августе текущего года роль FCP в области популяризации высоких технологий нелинейного
монтажа была отмечена наградой Emmy (это уже вторая Emmy, полученная Apple; присуждение
первой связано с разработкой и внедрением интерфейса FireWire).
Итак, если до недавнего времени группы приверженцев Adobe и Avid почти не пересекались, то теперь у них появился общий интерес: и те, и другие все чаще задумываются о миграции на FCP. Что же позволяет ей теснить столь могущественных и пользующихся заслуженной славой конкурентов?
Основные достоинства этой программы связаны с ее изначальной направленностью на трансформацию стандартного компьютера Macintosh в полноценную станцию нелинейного монтажа. Эта свойство, присущее FCP начиная с первой версии (вышедшей в 1999 г.), оборачивается троякой выгодой:
1) отсутствие необходимости в дополнительном оборудовании от сторонних производителей радикально устраняет массу проблем, связанных с потенциальной несовместимостью как на аппаратном, так и на программном уровнях;
2) снижается стоимость монтажной станции (пользователи платят только за программу);
3) всякое очередное обновление компьютера непосредственным образом отражается на функциональности FCP (один из рекламных лозунгов Apple гласит: "Ваша продуктивность растет вместе с ростом производительности вашего компьютера").
Как оценить нелинейный редактор, отстранившись от шумных рекламных кампаний, маркетинговой политики и прочей суеты? Возможно, здесь уместно вспомнить классический постулат Сергея Эйзенштейна, лежащий в основе современной теории киномонтажа:
"Изображение А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных черт внутри развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление их -- именно их, а не других элементов -- вызывало в восприятии и чувствах зрителя наиболее исчерпывающе полный образ самой темы" ("Монтаж 1938"). Обратите внимание, что нововведения, которыми ознаменовался выход третьей версии FCP в конце прошлого года, прямо или косвенно нацелены на облегчение такого "выискивания" и "сопоставления":
Поддержка технологии G4 Realtime Effects, доступной владельцам компьютеров, оснащенных процессором G4 и не менее чем 384 МB ОЗУ. В рамках технологии G4RT пользователю предлагается возможность наблюдать результаты своей работы без предварительного просчета: вычислительная мощь системы с указанной конфигурацией оказывается достаточной для одновременной визуализации нескольких наиболее употребимых видео/аудиофильтров и переходов "на лету". Это расширяет творческую свободу и дает простор для экспериментов. Переход через "растворение" или через движущиеся лепестки диафрагмы; вытеснение одного кадра другим; управление прозрачностью и масштабирование -- все эти эффекты теперь доступны для просчета в реальном времени (в окне броузера ресурсов FCP их названия выделены полужирным шрифтом).
Новый формат OfflineRT на основе кодека PhotoJPEG позволяет вмещать в гигабайт дискового пространства до двух часов видео. Этот формат экономит не только дисковый, но и процессорный ресурс, что позволяет одновременно использовать существенно большее количество RT-эффектов. Перекодирование в OfflineRT из формата Digital Video (примерно в 6 раз более ресурсоемкого) осуществляется в реальном времени. Эти преимущества OfflineRT (а также возможности модуля Media Manager) позволяют использовать в качестве мобильной монтажной станции компьютеры класса PowerBook, что может оказаться полезным при подготовке репортажных материалов, так как конечный результат просчитывается после повторного захвата видео в полном разрешении.
Качественно новый уровень функциональности в области управления цветом обеспечивает
фильтр 3-Way Color Correction, способный работать в реальном времени. Неоднородность
цветовой температуры источника света и/или неоптимальные установки цветового баланса
в ходе съемок часто вносят искажения в цветопередачу. Видеофрагменты, имеющие
различное происхождение, как правило, существенно разнятся цветовыми характеристиками,
что способно затруднять их объединение в рамках монтажного проекта. Наконец, реальный
вид многих объектов (например, бумажных наклеек на рекламируемом товаре) может
противоречить видению режиссера и зрительским ожиданиям. Фильтр 3-Way Color Correction
предлагает исключительно удобный и эффективный способ решения этих проблем. Несмотря
на пугающее количество настроечных диаграмм и слайдеров, базовые возможности этого
фильтра очень просты в использовании. Устранение типичных ошибок цветопередачи
с его помощью может быть осуществлено всего лишь за несколько секунд:
- активировав кнопку Blacks Autocontrol с изображением курсора-пипетки, следует указать ту область изображения, которую пользователь желал бы видеть абсолютно черной (например, глубокую тень в складках черного галстука, получившуюся серой из-за избыточной экспозиции при съемке);
- активировав кнопку Whites Autocontrol, следует указать ту область изображения, которую пользователь желал бы видеть абсолютно белой: например, хорошо освещенную часть белой манжеты, выглядящей голубоватой из-за ошибок, допущенных при установке цветового баланса.
В результате выполнения этих естественных действий фильтр изменяет глобальные цветовые характеристики изображения с тем, чтобы привести вид указанных пользователем локальных областей в соответствие его ожиданиям. Хотелось бы верить, что дальнейшее развитие этого принципа приведет к появлению новой концепции интерфейса, основанного на сослагательном наклонении (не "что видите, то и получаете", но "получаете то, что
желали бы видеть").
|
Исходное изображение и его представление
в режимах Vectorscope и Waveform Monitor
|
Тонкая настройка параметров фильтра 3-Way Color Correction позволяет драматически
противопоставлять монтируемые видеофрагменты за счет подчеркивания цветового контраста
между ними; а также достигать таких нетривиальных эффектов, как выборочное изменение
цвета одежды одного из присутствующих в кадре актеров.
Средства контроля характеристик сигнала программно эмулируют работу дорогостоящего видеоинженерного оборудования. Представляя динамические изменения яркости, контрастности, а также цветовые характеристики изображения в наглядной форме, эта группа инструментов играет ключевую роль в придании конечным результатам монтажа профессионального вида.
Окно Vectorscope переводит пикселы изображения в полярную систему координат цветового пространства HLS. Тестовая картинка из вертикальных цветных полос, часто предваряющая фрагменты видеозаписи, в этом пространстве приобретает вид 8-точечного созвездия, конфигурация которого позволяет судить о необходимых настройках цветокорректирующих фильтров. Другим важным источником эталонного видеосигнала служит изображение человека. Дело в том, что хроматические характеристики цвета человеческой кожи почти не зависят от расы и яркости освещения. Поэтому при правильной цветопередаче в полярной системе координат крупный план актерского лица трансформируется в совокупность точек, выстроенных вдоль определенного луча (который для наглядности всегда подсвечивается в окне Vectorscope).
Окно Waveform Monitor в реальном времени строит гистограммы распределения яркости пикселов изображения, группируя их по столбцам. Режимы Histogram (традиционная гистограмма) и Parade Scope (гистограмма с покомпонентным разделением RGB-сигнала) также обладают большой информативностью в глазах профессионалов. Они особенно полезны для анализа взаимной сочетаемости цветовых характеристик монтируемых фрагментов.
Запись закадрового дикторского сопровождения в реальном времени. В этом режиме просмотр смонтированного материала сопровождается записью сигнала, поступающего с обычного или USB-совместимого микрофона. Сигналы, оповещающие диктора о начале записи о исчерпании, подаются ему через наушники. Имеется возможность выбора лучшего из нескольких записанных дублей. Данный инструмент чрезвычайно полезен для подготовки видеорепортажей в полевых условиях.
Улучшенная поддержка формата High Definition. Ближайшим конкурентом FCP считается пакет Xpress DV компании Avid. Важным преимуществом FCP над этим более дорогостоящим продуктом является поддержка широкого спектра видеоформатов помимо Digital Video. Один из них -- формат High Definition, существующий в многообразии вариантов и все прочнее утверждающийся в качестве альтернативы традиционной кинопленке. HD-камеры с успехом использовались для съемок ультратехнологичных блокбастеров "Видок" и "Атака клонов". Существует мнение, что возможности формата DV близки к исчерпанию и он уже проявляет первые признаки морального устаревания. Не исключено, что в будущем HD сыграет роль его преемника.
Совместимость с Mac OS X. Хотя этот пункт указан в списке последним, он,
несомненно, является одним из ключевых для упрочения рыночных позиций FCP. Будучи
построена на ядре Unix, последняя версия ОС от Apple характеризуется повышенной
надежностью; кроме того, в ней полностью переработана система управления памятью.
Для отечественных пользователей, применяющих функции титрования, важно, что в
Mac OS X решены некоторые проблемы, связанные с использованием кириллических шрифтов.
Автор выражает благодарность компании WEGA
Distribution за содействие в подготовке статьи