Александр Костюк

директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

По данным исследовательских компаний, объем рынка персональных компьютеров в целом в 2012 г. оценивается примерно в 2,6-2,8 млн. шт. При этом если в сегментах стационарных ПК и ноутбуков наблюдалось падение, то продажи планшетов увеличились в десятки раз.

Несмотря на общее сокращение объемов продаж настольных ПК на 15%, мы смогли удержать свои позиции на уровне прошлого года и по-прежнему лидируем в этом сегменте с долей рынка 10%, продав устройств, практически вдвое больше, чем ближайший конкурент.

В сегменте планшетов «Навигатор» также занимает около 10% и входит в первую пятерку производителей. За прошлый год мы реализовали 15 тыс. планшетов. В планах на этот год – повысить продажи в 3-5 раз, в том числе за счет расширения ассортимента. В нашей линейке ImPAD будет около 10 моделей для разных задач и возможностей, как на Аndroid, так и на Windows.

Кардинально новых веяний по сравнению с 2012 г. мы не ожидаем. Доля стационарных ПК и ноутбуков продолжит сокращаться. Одной из причин существенного падения в этих сегментах (15-20% – десктопы, 10% – ноутбуки) в 2013 г. может стать ограничение бюджетных трат, что связанно с нестабильной политико-экономической ситуацией в стране.

Продажи планшетов, по причине их новизны, достаточной функциональности и доступности, будут расти. Поскольку эти устройства можно считать действительно «персональными» и доступными практически каждому, их востребованность будет достаточно высока. Рост рынка может составить 500%.

Полагаю, настольные ПК потеряют свою актуальность, только когда рынок полностью перейдет на виртуальные сервисы и облачные вычисления. Пока же есть необходимость в мощном железе для игр, а темпы развития облачных технологий достаточно невысокие, десктопы будут востребованы. Безусловно, их доля будет сокращаться, а внешний вид и начинка тяготеть к более компактным и изящным форм-факторам, таким как неттопы, AIO и т.п.

Доля крупных игроков рынка стационарных ПК на сегодня составляет около 30%. Это примерно на 20% меньше, чем до кризиса. Причина сокращения продаж ведущих производителей связана в первую очередь с банкротством большинства отечественных компаний, которые не прошли испытание кризисом.

Угрозы от «самосборщиков» мы не ощущаем, поскольку основной их рынок – это множество мелких клиентов и точечных заказов, которые крупные игроки в виду своей структуры физически не в состоянии обслужить.