Валерий Базыленко

директор по продажам представительства ASUS в Украине

Впервые за последние несколько лет рынок мобильных ПК показал практически нулевой прирост по отношению к предыдущему году. Падение в сегменте нетбуков составило не менее 35-40%, а сегмент ноутбуков вырос буквально на несколько процентов.

Если говорить с точки зрения продаж, то 2012 г., наверное, был первым годом, по итогам которого показатели sale in и sale out оказались приблизительно равны, то есть на рынок было поставлено столько устройств, сколько нужно было рынку. Очевидно, это позитивно сказалось на рынке, и во второй половине года отсутствовали ценовые войны, что в принципе дало нам возможность неплохо завершить год.

Безусловно, необходимо отметить активный рост продаж планшетных устройств. И хотя их нельзя в полной мере отнести к мобильным ПК, тем не менее, рост продаж этих устройств ощутимо влияет на рынок мобильных систем. В частности, мы считаем, что планшеты заняли значимую часть сегмента нетбуков.

Рынок ноутбуков крайне зависим от экономической ситуации в стране и от стабильности валютного курса. Потребительский сегмент рынка «держится» в основном за счет кредитования – от этого способа поддержки продаж в большой степени зависят продажи в крупных бытовых сетях. Мы ожидаем, что в 2013 г. объем рынка ноутбуков останется на уровне 2012 г. и это будет, в принципе, хорошим показателем.

Из позитивных для участников рынка тенденций хотелось бы отметить следующий момент. У нас есть ощущения, что рынок ноутбуков, являющихся единственным мобильным ПК в семье, близок к насыщению. Но, в случае приобретения второго или третьего устройства, люди будут подходить к покупке более осознанно, выбирая более мощные, лучше оснащенные и более портативные модели. Соответственно, мы можем ожидать небольшой рост средней цены приобретаемых устройств. Таким образом, если рынок в штуках останется на том же уровне, то за счет увеличения средней цены устройства, в денежном выражении рынок может показать рост.

Безусловно, планшеты отчасти потеснили нетбуки. Однако нельзя утверждать, что планшетные ПК отберут долю у ноутбуков. Потому что это принципиально разные устройства. Планшеты могут косвенно повлиять на рынок ноутбуков, увеличив средний интервал между заменами последних. Скажем, если пользователь поменял бы ноутбук на новый через полтора-два года, то, купив планшет и потратив на него часть своего ИТ-бюджета, новый ноутбук он приобретет позднее – например, через 2–2,5 года.

Также отмечу, что широкий ценовой диапазон выделяет часть недорогих планшетных устройств в категорию «ситуативной покупки», когда человек, имеющий в кармане, скажем, 1000 грн., может купить данное устройство в качестве подарка. Нельзя сравнивать этот рынок с рынком ПК. Рынок планшетов может удвоиться в этом году, но это не будет пропорциональная замена нетбуков или ноутбуков.

Что касается корпоративного сегмента рынка, то он достаточно инерционен. И если мы говорим о стандартах больших корпораций, то, скорее всего, они основаны на использовании компьютеров на базе операционной системы Windows, а бурный рост рынка планшетных ПК на текущий момент наблюдается в основном за счет Android-систем. Да, появились первые модели планшетов на базе Windows. Но, с одной стороны, их модельный ряд достаточно ограничен, а с другой – эти устройства значительно дороже аналогов на Android. Соответственно, если на потребительском рынке планшеты открывают новые возможности для пользователей, то в корпоративном сегменте – скорее всего нет. Потому что те задачи, которые стояли для мобильных систем, так или иначе уже решены. Безусловно, будут заказчики, которым нужны планшеты, но эту динамику мы сможем увидеть только ближе к середине или к концу текущего года.