Сегодня у нас в гостях Егор Анчишкин, один из основателей компании Viewdle, который сегодня развивает новый стартап Kabanchi.com, специализирующийся на создании систем упрощающих продажу продовольственных продуктов через веб. Нашу беседу мы начали с вопроса в чем особенность этого проекта.
Мы не интернет-магазин, в классическом понимании этого термина. Мы сами ничего не продаем, работаем не с дистрибьюторами продовольствия, а с супермаркетами, предлагая им систему упрощающую создание их интернет-витрины для продаж. Мы пытаемся предложить решение, которое бы упростило покупку. Зачастую людей раздражает не только время необходимое на сбор необходимых продуктов, но и очереди у касс. У нас есть самовывоз, срочная доставка, плановая доставка.
Пятеро штатно и плюс несколько фрилансеров.
Сейчас в бета-версии наша платформа работает для «Фуршета» и «Магеллана».
Он есть и достаточно давно уже работает. Но если вы загляните на их сайт, то увидите просто выложенный общий каталог продуктов. Без фотографий, без возможности поиска, с достаточно скудным, а иногда и не очень понятным обычному пользователю описанием товара. Но, тем не менее, у Фуршета есть команда, и есть клиенты. Честно говоря, у покупателей до недавнего времени выбора особо не было, поэтому они пользуются тем, что есть. Мы же им предложили привести все в такой вид, который бы максимально упростил пользователю покупку. Образно говоря, мы берем у ритейлеров их внутреннюю базу и превращаем ее в форму понятную покупателям. Даем развернутые описания продуктов, фотографии. Кроме того, обеспечиваем алгоритмизацию действий сборщика заказа.
В таких сервисах, когда собирается набор заказанных продуктов, основных жалоб (если исключить собственно качество продукта) - две. Это непредсказуемые замены (ошибки) - ну например, вы хотели купить пресное тесто, а вам поставили соленое (упаковки выглядят абсолютно одинаково). И второе – это опоздание заказа к назначенному времени. Одна из наших задач – обеспечить и решение этих проблем.
Мы не занимаемся продажей продуктов, и нас не интересуют ноу-хау и процессы, завязанные на это. Наша задача - обеспечить магазин технологиями, которые бы позволили максимально просто и быстро построить витрину интернет-магазина.
Ну, во-первых, идеи как раз идут в основном от нас. Для ритейлеров, онлайн это абсолютное новое поле, и пока конкурентной борьбы там очень мало. Для начала, им просто нужен работающий механизм продаж и все. Во-вторых, безусловно, многое строится на доверии, как в любом другом бизнесе внедрений. Вы же не спрашиваете как внедренцы CRM-систем или, скажем, банки поставляющие технологию работы с платежами пластиком работают с конкурирующими структурами.
На самом деле интернет-продажи в этом секторе не могут дать серьезного прироста продаж на данный момент. Но поверьте, в этом сегменте все может очень быстро измениться, и прагматичные люди, там работающие, захотят быть первыми и оказаться в большем выигрыше. Кроме этого есть владельцы сетей, которые умеют смотреть в будущее.
Там безусловный лидер Tesco.
Наш рынок для них непростой. И прежде всего из-за вопросов, связанных с землей. А большие игроки очень не любят входить в уже существующие помещения. У них вывод магазинов стоит на потоке. Есть типовые модели, все продумано до последнего провода. Поэтому выход большой сети на новый рынок, это прежде всего вопрос земельного участка. Что там говорить, если у «Ашана», скажем в Китае, тысяча магазинов. И такой уровень масштабируемости достигается только конвейерным подходом, а не допиливанием решения каждый раз под местные условия.
Это сокращение от Giant Visual Mashines. Мы изначально делаем акцент на визуальных технологиях, на, так называемом, computer vision. И видим в этом большой потенциал. Эти технологии пока не очень активно используются. Вот недавно например, был большой прорыв, американская розничная сеть Kellogg внедрила автоматическую систему для self-check-out. Вы кладете товар в некую «трубу», в которой он распознается и вносится в ваш чек.
Да. Но штрих-код это не единственная возможность. Вы ведь коробку с товаром можете просто распознать и таким образом идентифицировать сам товар. И нынешнее развитие технологий это уже позволяет делать.
Вряд ли так уж быстро. Какое-то время он еще просуществует. Но это технология, которой уже больше 50 лет. Для меня больший вопрос, найдут ли свое место под солнцем QR-коды. Скорее всего, им места в массовом сегменте не найдется, и мы от штрих-кодов сразу перейдем к полному визуальному распознаванию продуктов.
Эту технологию весьма активно развивает WalMart. Но там тоже не все так радужно и очевидно с перспективами. Но если говорить про автоматизацию процесса покупки, то своеобразный апофеоз вы обнаружите на складе британской компании Ocado – по сути это огромный супермаркет, но без торгового зала в его обычном понимании. И последнее, что им осталось автоматизировать – это брать товар с полки механически (пока там используются работники, сортирующие товар). А вот с этим уже большие проблемы, пока без человека на этом этапе не обойтись.
Технологии есть, но должно стать финансово оправдано их использование в таких проектах, о которых мы говорим.
Пока нет. На данный момент мы решаем более прозаические задачи, связанные с идентификацией товара, определяем его форму, вес, консистенцию. И это важно не только для того, чтобы представить полную информацию пользователю. Эти детали необходимы, чтобы правильно упаковать заказ – что поставить сверху, что снизу и пр.
По большому счету, да. Везде, где в процессе есть люди, задачи плохо масштабируются и высока вероятность возникновения ошибок.
Чуть больше года - 1-го января 2010. Альфа-версия системы для «Магеллана» была запущена уже в августе. Но все притирается очень непросто, продукты питания тяжелый товар.
Есть два принципиальных направления обработки информации в нашем проекте. Первое – работа с описаниями продукта. Второе – его фотографирование.
По первому пункту в ритейле есть определенная специфика, полвека вырабатывались подходы - описание продукта нужно сделать, как можно компактнее, чтобы оно уместилось в чек и ценник. Теперь нам эту информацию нужно развернуть.
По второму пункту. У нас есть сканер собственной разработки, который позволяет снимать продукты во всех ракурсах и проводить весь процесс «на потоке» с минимумом ручных операций. Причем, фотографии делаются в высоком разрешении так, чтобы вы могли прочитать все надписи на этикетке, посмотреть состав продукта и пр.
Все это необходимо, чтобы пользователь получил максимально полную картину о товаре. Интересный факт, по данным последних исследований в США, 47% покупок совершенных в обычном магазине были сделаны после изучения продукта онлайн. И объяснение простое – покупатель идет за необходимой информацией в веб. Причем речь идет не всегда о том, что человек именно покупает в онлайне. Он может быть и готов идти в ближайший магазин, но перед этим хотел бы зайти на его сайт и посмотреть, есть ли там необходимый ему товар.
Очевидно, что продажи, как и информирование покупателя о товарах перекочевывают в Интернет. Идея проекта состоит в том, чтобы упростить этот процесс, как я уже отмечал ранее. Пусть мы сейчас специализируемся на нише, которая не самая хитовая, но если присмотреться – это, ведь, самая массовая категория товаров.
Возможно. Но стоит учитывать, что сейчас основной контингент у продовольственных магазинов, даже очень крупных, это те, кто живет по соседству. Когда приезжающих в магазин станет больше, ситуация изменится. Тогда начнут активнее использовать все инструменты, в том числе и интернет витрины для привлечения дополнительных покупателей.
В некотором смысле. Те же идеи visual machines, но в другом аспекте применения.
Я работал в компании «Техинвест» до 2006 г, и за несколько лет встретился с огромным количеством людей, просмотрел кучу предложений, но сделал лишь одну сделку. Это был стартап APowerCap, разрабатывающий технологию суперконденсаторов. Мне предложили в другом выходившим на наш рынок инвестфонде должность директора. Но я от этого предложения отказался, пытаясь объяснить приглашавшим меня, что о нормальной работе западного инвестфонда здесь пока не может быть и речи…
Да. Ситуация, возможно, с тех пор изменилась чуть к лучшему, но не радикально. И по-прежнему, мало людей, которые говорят «Мы инвестируем в Украину». Вы можете встретить много эмиссаров из Лондона, из Москвы, которые мониторят наш рынок, но не более того. Как только появится какой-то проект, глобального значения, его сразу же сметут, и местные инвесторы просто не смогут конкурировать с западными, да и российскими. Но это отдельная тема…
После работы в «Техинвесте», у меня возникла идея, которую решено было воплотить с партнерами самостоятельно. В то время как раз «выстрелил» YouTube, стало понятно, что количество видеоконтента уже начало стремительно расти, и в нем нужно будет как-то разбираться. Одним словом я написал бизнес-план под этот проект, стал сооснователем и техническим директором компании Viewdle.
Еще со времен учебы в университете я был знаком с профессором Михаилом Ивановичем Шлезингером, который работал в Институте Кибернетики. И я знал, что разработки, которые ведутся его группой, находятся на весьма высоком уровне. Мы отталкивались от того, что есть большие объемы видео. Количество тегов, информации описывающей видеоролик, уменьшается. И любая технология автоматизирующая описание видео должна быть востребованной - распознавание голоса, лиц, текста, кадров, копирайтов.
Безусловно. В 2006 г. Google купил компанию Neven Vision и ее основатель Хартмут Невен, один из крупнейших специалистов в области computer vision, продолжает работать в поисковом гиганте. Он, кстати, возглавляет сейчас исследовательскую часть в проекте Google Goggles. Мы не раз встречались с Невеном и делали доклады (Google TechTalk) в подразделении, где он работает…
No comments.
Фактически да. Один из патентов мы купили. Но активно развивали и дорабатывали алгоритмы.
Оттуда мы взяли четырех человек. Потом еще дополнительно наняли около двадцати. Провели очень много собеседований. И как мне кажется, создали весьма талантливую команду.
Я знаю троих (смеется). Сейчас уже много разных версий на этот счет ходит. Но могу авторитетно вам заявить, что тех, кто рисковал чем-то и развивал компанию с самого начала, даже до того, как появились какие-то инвестиции, таких было трое.
Юрий Фрайман - это человек рискнувший деньгами. И Барри Шиффман (Barry Schiffman), он очень долго работал с нами, не получая за это никакой зарплаты и вложил очень многое в компанию.
Конечно, прилагавшиеся усилия и жертвы, принесенные другими менеджерами на пути Viewdle, были огромны, но если говорить о том кто был в самом начале в 2006-ом, то этих троих я перечислил.
Скорее, начались процессы, необходимые для того, чтобы вывести компанию на другой уровень. Несмотря на то, что Viewdle называет себя стартапом, внутри это уже очень правильно организованная компания, по общепринятым корпоративным правилам. Сейчас там только инженеров, работающих над продуктом около 50 человек.
С начала 2010 я отошел от выполнения операционных задач. Хотя некоторое взаимодействие с компанией как Fellow мы ведем.
Это, возможно, исключительная, но не единственная история. Есть еще Влад Воскресенский, со-основавший InvisibleCRM. Хотя у них корни, по-моему, все же российские. Так что не исключаю, что Viewdle действительно, единственная компания, имеющая основателей из Украины с историей большого развития.
Многое в нашей жизни объясняется стечением обстоятельств… Но тут ведь тоже, нужно смотреть на успех Viewdle не только с той точки зрения, что стартап смог пройти несколько кругов финансирования. Ведь успех оценивается не полученными деньгами от инвесторов, а совершенно конкретными показателями – миллионами пользователей, прибылью или, скажем, тем, что компания куплена за большие деньги конкурентом.
Там действительно вероятность появления компаний с интересными идеями значительно выше. И дело не только в том, что на российском рынке больше денег, он просто масштабнее. Соответственно выше вероятность того, что какой-то проект выстрелит. Но все равно это флуктуация, и тут предсказать что-то крайне сложно.
В любом случае система должна быть большой, должно быть много пользователей, много стартапов, много денег на их развитие и пр. Если вы создадите условия, чтобы возникли сотни стартапов с глобальными идеями, то, конечно же, спустя какое-то время есть шансы, что у одного или двух случится значительных успех. Но никто не может предугадать, как это нужно сделать.
Да. Мы конечно не можем масштабировать наши отношения с супермаркетами, это все же некий локальный опыт. Но общие подходы, которые мы разрабатываем, могут быть перенесены и на другие рынки. Вообще, простая масштабируемость – это основная задача любого глобального бизнеса.
Мы находимся на начальной фазе развития, поэтому проблем много. Но основная, пожалуй, больше в человеческом факторе. Массовый пользователь пока еще только пробует новые возможности, которые предлагает веб в направлении покупки продовольственных товаров. Но тут ситуация, думаю, будет меняться на глазах. Есть проблемы и во взаимодействии с розничными сетями, на уровне восприятия новых идей. Скажем, со стороны многих владельцев и топ-менеджмента сетей мы находим полное понимание, им интересно развитие новых перспективных сервисов. Сотрудники, которые занимаются сборкой заказов, также весьма позитивно реагируют, поскольку за каждого клиента они получают бонус. А вот менеджмент среднего уровня воспринимает фактически в штыки все, причем не всегда понятно почему…
Можно говорить о том, что проект стартовал, и это уже для нас очень многое. Но нам предстоит еще многое сделать, чтобы нащупать ту самую масштабируемость, о которой я говорил. Но позитив уже есть, посмотрим, как все будет развиваться.