Дэвид Ла Рос, IBM: «Облака, аналитика, мобильность и безопасность — наши стратегические императивы»

19 август, 2015 - 11:06КО

Компания IBM сегодня, как и вся индустрия, проходит череду преобразований.  Мы предлагаем вашему вниманию интервью с Дэвидом Ла Рос, генеральным директором IBM в Центральной и Восточной Европе.

Какова стратегия IBM в нашем регионе, в Центральной и Восточной Европе, каковы основные направления и акценты компании на данном этапе развития?

Сегодня на рынке происходит много интересных изменений. Мы стараемся, чтобы наша стратегия соответствовала этим изменениям. Мы видим взрывной рост объема данных, все большее распространение мобильных технологий, а облачные технологии переопределяют развитие цифровых сервисов. Наша стратегия заключается в том, чтобы охватить настолько больший объем этого рынка, насколько мы можем это сделать. У нас есть решения в области аналитики, которые повышают эффективность и конкурентоспособность бизнеса наших клиентов. Наши «облачные» решения предоставляют новые возможности доставки сервисов, поддержку инфраструктуры и усиление платформы безопасности.

Дэвид Ла Рос, IBM: «Облака, аналитика, мобильность и безопасность — наши стратегические императивы»

Что это значит? Это значит, что мы перераспределяем наши ресурсы в эти области. Мы создали три новых бизнес-подразделения. Они охватывают аналитику, безопасность и облачные технологии в регионе стран Центральной и Восточной Европы, и мы развиваем наши возможности в каждой из этих трех областей.

Существуют ли какие-либо различия в подходах между регионами Восточной и Западной Европой?

Безусловно, каждая страна имеет свою специфику — различных клиентов, разный уровень зрелости ИТ и практический опыт. Общая стратегия нашей компании как в Восточной, так и в Западной Европе едина. Мы видим здесь спрос на решения в области аналитики и безопасности. Причем зачастую восточноевропейские компании опережают своих западных коллег в скорости освоения новых технологий. Локальные компании активно используют частные облачные среды для получения конкурентных преимуществ. Здесь растет востребованность частных и гибридных облаков, однако в отношении публичных «облаков» скорость изменений ниже, поскольку здесь пользователи более озабочены конфиденциальностью данных. Именно поэтому совершенствование систем безопасности является необходимым условием для роста рынка облачных услуг. Этому вопросу IBM уделяет повышенное внимание.

Возвращаясь к вашему вопросу, в терминах нашей общей стратегии существенного различия для регионов не существует. Правда, мы пытаемся индивидуализировать стратегию для каждой страны. Мы много времени уделяем тому, чтобы обсудить задачи, стоящие перед нашими заказчиками с целью найти наиболее эффективные решения.

Вы упомянули о главных направлениях бизнеса IBM. Одно из них — облачные вычисления. Какие различия в подходах IBM по развитию этого направления и ваших конкурентов?

Наши подходы существенно отличаются. Наши конкуренты предоставляют сервисы потребителям, малым и средним организациям. IBM же нацелена на работу с крупными финансовыми и банковскими организациями, телекоммуникационными компаниями, государственными учреждениями.

Многие из них не работают с облачными технологиями, которые помогают предоставлять цифровые сервисы клиентам и гражданам. Многие пользуются унаследованными системами и продуктами. Например, платежными системами, где в качества внешнего интерфейса используются технологии мобильного банкинга. Для таких компаний мы предлагаем гибридное облако, которое соединяет процессы работы с клиентами (front-end) и базовые процессы внутри компании (back-end).

С другой стороны, IBM предлагает облачную платформу Softlayer как одно из ключевых решений для построения частных облаков. В нашем портфеле представлены решения в области управления облачными платформами, а также решения для управления корпоративной мобильностью. С целью укрепления наших позиций недавно мы приобрели компанию Blue Box, которая предоставляет частные облака как услугу.

Наши центры обработки данных расположены по всему миру и охватывают больше стран, чем у любого другого облачного провайдера. Softlayer превосходит решения Amazon и Microsoft и по цене, и по производительности при различных типах нагрузок.

Ваша стратегия базируется на открытых стандартах. Могли бы вы несколько детализировать этот подход?

На сегодняшний день открытые стандарты и технологии являются фундаментальной составляющей бизнеса IBM. Эти наработки присутствуют на всех уровнях — и в инфраструктурных решениях, и в программном обеспечении, и в сервисах. Использование открытых стандартов с течением времени только увеличивается. Возьмем, к примеру, Linux. В 2000 году IBM инвестировала около 1 млрд. долларов США в Linux, которая поддерживает тысячи приложений с открытым исходным кодом и программ независимых разработчиков по всему миру. Такой подход IBM привлек повышенное внимание руководителей бизнеса и ИТ-директоров по всему миру и способствовал тому, чтобы Linux стал одним из стандартов ведения бизнеса. Сейчас технология Linux присутствует повсеместно — от популярных технологий, таких как мобильная операционная система Android до высокотехнологичных решений, как, например, мейнфреймы и суперкомпьютеры.

В 2013 году Google, IBM, Mellanox, NVIDIA и Tyan объединили свои усилия в рамках консорциума OpenPOWER для разработки и продвижения открытой серверной архитектуры Power. В настоящее время в консорциуме участвуют 140 организаций — это и ведущие технологические компании, и научно-исследовательские институты. Среди членов консорциума много компаний из Центральной и Восточной Европы. К примеру, недавно в Чехии на базе Университета в Брно был открыт хаб OpenPOWER. Таким образом, университет стал частью глобального проекта, в рамках которого четыре университета работают над новыми приложениями для платформы OpenPOWER.

В июне 2015 года IBM объявила о соглашении с Apache Spark, которое может стать одним из важнейших новых проектов этого десятилетия в области технологий с открытым исходным кодом. В рамках соглашения IBM планирует встроить Apache Spark в свои решения по аналитике и коммерции и предлагать Apache Spark в качестве сервиса на платформе IBM Cloud.

А какова сегодня ситуация с аппаратной платформой IBM и, в частности, с процессором Power? Какое место они занимают в стратегии компании, после того как вы отказались от серверов на платформе х86?

Аппаратные средства, безусловно, имеют очень важное значение. Платформа Power занимает центральное место в этих инновациях. Мы наблюдаем то, что в последние годы многие сегменты ИТ-рынка все больше переходят в разряд commodity. В рамках нашей стратегии мы обычно уходим с таких рынков. Когда принтеры и ПК стали commodity, мы оставили эти направления. По тем же причинам мы ушли с рынка серверов на платформе х86. Однако мейнфреймы и ПО промежуточного слоя —высокодоходные решения. Аналитика и мобильные решения на базе платформы Power, а также мейфреймы являются важной частью нашего основного бизнеса.

У IBM есть много приложений и решений в области бизнес-аналитики и больших данных. Является ли обработка больших данных частью бизнес-аналитики, или это отдельное направление?

Большие Данные — это неотъемлемая часть бизнеса. Позвольте мне прибегнуть к аналогии. Взглянем на природные ресурсы, к примеру, нефть. Вы добываете нефть из-под земли. Это ваши данные. Что вы с ними делаете? Вы можете продать сырую нефть. Однако вы можете очистить ее, и это уже совсем другой продукт. Все направления бизнеса могут использовать Большие Данные для оперативного принятия взвешенных решений. Возьмем, к примеру, банковскую отрасль. Там осуществляются миллионы транзакций каждую секунду. Может быть, у вас есть миллионы клиентов, которые осуществляют миллионы транзакций со своих мобильных устройств. Как вы можете стать лучшим банком для своих клиентов? Вы должны разрабатывать свои продукты и решения, которые учитывают особенности каждого из клиентов или их группы. Именно аналитика и предоставляет такие возможности.

Какие же сегодня основные тенденции в бизнес-аналитике? Какие основные акценты в этой области?

Сейчас вопрос заключается не в том, есть ли польза от данных, а в том, как извлечь эти ценные данные и использовать их в бизнесе, чтобы получить качественный прорыв. Не менее важно использовать ценность данных в определенный промежуток времени. Это действительно имеет значение, так как борьба за конкурентные преимущества может быть проиграна или наоборот выиграна буквально за доли секунд.

Специфика зависит от отрасли. Как раз сейчас мы работаем над проектом в нефтегазовой отрасли, который поможет предприятиям использовать геологические информационные системы, чтобы оптимизировать добычу нефти.

Другой пример — мы работаем с банками, чтобы помочь им проводить кампании с мобильными пользователями. Если оглянуться на 10 лет назад, IBM обычно продавала продукты. Сейчас же мы глубоко вникаем в потребности клиентов и разрабатываем решения, которые помогают клиентам стать более конкурентоспособными.

Следовательно, сегодня IBM сервисная компания?

Совершенно верно. Service and Software Company.

В числе ваших стратегических направлений — безопасность. Если посмотреть на этот сегмент, то большинство ассоциируют этот рынок с производителями антивирусной защиты. И немногие воспринимают IBM, как крупнейшего игрока в области ИТ-безопасности. Намерена ли компания изменить этот имидж?

Вы правы, безопасность — одно из наших стратегических направлений. Ранее в этом году мы сформировали специальное бизнес-подразделение в этой области. Стоит также отметить, что IBM на протяжении многих лет удерживает лидерство в различных областях ИТ-безопасности.

В некоторых компаниях до сих пор бытует мнение, что антивирусной защиты может быть вполне достаточно. Однако, в современном мире для того, чтобы успешно отражать кибер-угрозы, необходимо что-то большее, чем традиционные подходы к обеспечению безопасности. Вместо этого, вам необходимы аналитика в области безопасности, интеллектуальные системы защиты, интегрированные системы обнаружения и борьбы с кибер-атаками в режиме реального времени. Тем не менее, исключительно технологии не являются панацеей. Впрочем, как и ни одно решение. Вам необходимы строгие политики и управление системами, а также программы, которые активно защищают все уровни вашей организации — пользователей, данные, приложения и инфраструктуру. Чтобы организовать такую систему правильно, вам нужно сосредоточиться на четырех ключевых моментах: оптимизация программ в области безопасности, предотвращение угроз, защита критически важных активов, а также работы облачных платформ и мобильных сред. IBM предлагает широкое портфолио в данной области, которое может быть построено с учетом всех требований конкретного заказчика. Такая система помогает компаниям отражать новые атаки, снижать стоимость и сложность ИТ-инфраструктуры, а также способствует внедрению инновационных продуктов в данной области.

Однако во всех крупных корпорациях работает множество сотрудников. Они используют персональные устройства и дома, и на работе.

С ростом популярности такого направления, как BYOD, сотрудники компании имеют возможность использовать для решения задач личные устройства — смартфоны, планшеты и ноутбуки. Это позволят им работать практически в любое удобное для них время и в любом месте, что положительным образом сказывается на производительности труда и степени удовлетворенности сотрудников. Но перед сотрудниками ИТ отдела такой подход ставить новые задачи — обеспечить поддержку всех устройств и сохранность корпоративных данных. Мобильные технологии в свою очередь несут потенциальные риски, которые простираются далеко за пределы простой утраты или кражи устройств. В современном мире для взлома корпоративных сетей используются и фишинг, и социальная инженерия, и вредоносные приложения и многое другое.

Логично сделать из этого вывод, что обеспечение безопасности является одним из приоритетов для руководителей бизнеса. У нас есть соответствующие продукты для решения данных задач. Так, IBM MobileFirst Protect (известный ранее как MaaS 360) является продуктом № 1 для обеспечения безопасности мобильных устройств. Мы также предлагаем Trusteer Rapport, который защищает компьютеры пользователей от вредоносного кода и фишинга, наряду с целым рядом других решений в области безопасности. наша цель — помочь корпорациям в определении их стратегий безопасности, в обеспечении безопасного доступа к корпоративным данным с мобильных устройств, в создании защиты от вторжений. На самом деле многие клиенты не осознают уровень опасности вторжений, не знают о множестве кибератак, которые осуществляются прямо сейчас, в момент, когда мы с вами разговариваем. Отвечая на ваш предыдущий вопрос, наше отличие от других игроков в сегменте безопасности заключается в том, что у нас имеется глубокая экспертиза в данной области, а также полный спектр продуктов, обеспечивающих безопасность на всех уровнях и для всех систем, от мобильных до унаследованных.

Наверное, не только в Украине, но и повсеместно, CIO очень тесно связаны с аппаратным обеспечением. При переходе корпораций в облако CIO начинают испытывать чувство беспокойства. Не исключено, что они пытаются даже тормозить этот процесс, напрямую или исподволь. Существует ли в IBM портрет современного CIO?

Мы видим, что бюджеты, которые раньше CIO тратили на ИТ, в большей части перемещаются в бизнес. Традиционно наши отношения с CIO были очень тесными и доверительными. Однако все больше и больше наших решений разрабатываются для таких профессиональных областей, как маркетинг, финансы, управление данными, управление персоналом. В то же время мы должны помогать ИТ-директорам, помогать их организациям трансформироваться. Многие CIO это понимают. Они помогают нам переопределить ИТ-стратегию компании, получить пользу от использования мобильных и облачных технологий и т. п. Когда мы работаем над такими проектами, мы видим, что CIO очень отзывчивы.

Недавно в Санкт-Петербурге я встречался с главой розничного направления одного из банков. И разговор шел не о программном или аппаратном обеспечении. Он был о том, как можно опередить своих конкурентов. Это совершенно новый подход. Я также познакомился с CIO,у которого есть ясное понимание стратегии и того, что им нужно достичь. Я думаю, нет совершенных ИТ-директоров. Но мы должны предоставлять им ясные рекомендации и показывать, как можно извлечь максимальную выгоду для бизнеса с помощью ИТ.

Правда ли, что IBM сегодня в некотором смысле конкурирует с традиционными консалтинговыми компаниями, к примеру, с такими, которые входят в «Большую четверку»?

Абсолютно верно. Глубокое понимание бизнеса наших клиентов — ключевой момент в том, какую пользу мы можем принести их бизнесу. Но у IBM есть некоторое преимущество перед ними — это реальные решения, которые компания может предложить в процессе консалтинга и сказать, что нужно делать.

Мы полагаем, что это действительно так, и это отличает нас на рынке. В то же время, если мы говорим о консалтинговом подразделении, то оно имеет очень тесные отношения с Oracle, SAP, Salesforce. Другими словами, мы не ограничиваемся только собственными решениями, поэтому мы предоставляем по-настоящему независимый консалтинг.

В начале 2000-х тогдашний глава IBM Лу Герстнер предложил некую концепцию, что модель использования ИТ должна быть аналогичной потреблению коммунальных услуг. Это было очень странно для того времени. Но именно к этому идет сейчас индустрия, когда все превращается в сервисы. В Украине у вас есть несколько проектов, в рамках которых организации, фактически не имеют своих собственных ИТ-подразделений, они используют сервисы IBM?

Мы называем это инфраструктурными сервисами. Речь идет о полном аутсорсинге ИТ-инфраструктуры и ее обслуживании сотрудниками IBM. Весьма успешным примером может служить банк Unicredit в Украине. Мы управляем там всеми ИТ-операциями. Фактически, Украина является самой большой страной по использованию такого сервиса в Восточной Европе.

От совершенно прикладного вопроса по аутсорсингу инфраструктуры давайте обратимся к такой теме, как IBM Watson, которая еще пару лет назад воспринималась неким футуристическим проектом. Используется ли эта система реально в бизнесе, медицине или в науке?

Да, и очень успешно. Представьте себе, что вы врач, который, к примеру, специализируется на онкологии. Предположим, что к вам на прием пришел пациент и описал симптомы. Теперь вообразите, что вы имеете доступ к любой информации в этой области, к любому типу лечения, связанному с болезнью. Вот в чем сила IBM Watson. И это доступно сегодня и уже работает. Это только одна область применения. Но вдумайтесь о применении концепции, которую я описал, например, к банкам или к телекоммуникационным компаниям. Представьте колл-центр, который получает тысячи и сотни тысяч звонков. Предположите, что вы можете взаимодействовать с вашими пользователями электронным способом с помощью голосовых роботов одновременно. Все это реально. У нас есть много запросов, мы работаем сегодня с клиентами, в частности, из области здравоохранения, но в Украине пока таких проектов нет.

Какие, с вашей точки зрения, существуют основные вызовы бизнесу сегодня?

Я думаю, что главный вызов — это постоянно изменяющаяся конкурентная среда. Здесь я имею в виду не конкуренцию, к примеру, между двумя банками, но конкуренцию, которая охватывает различные отрасли. Это могут быть розничные сети, которые предлагают решения в области мобильного банкинга или телекоммуникационные компании, которые предлагают облачные платформы. Основными задачами для любого бизнеса являются, как обеспечить свой рост, увеличить доходы, как увеличить долю рынка. Поэтому ИТ должны строиться на том, чтобы предоставить индустрии, компаниям и клиентам лучшие инструменты для аналитики, обеспечить оптимальное использование имеющегося оборудования, облаков, мобильных технологий. Все это должно позволить компаниям стать более конкурентоспособными.