`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл

0 
 

О новых звуковых платах X-Fi от компании Creative мы написали еще в июне (itc.ua/21018), когда стали известны первые подробности о скором обновлении линейки. Точнее, в тот раз мы ограничились лишь обзором грядущих инноваций, поскольку, кроме пресс-релиза, никаких других данных на тот момент попросту не было. Но не прошло и полгода, как платы X-Fi появились в продаже, и сегодня мы наконец-то имеем удовольствие познакомиться с ними поближе.

– У нас есть две новости: хорошая и плохая. С какой начать?
– Ну, давайте с плохой...

Воображаемый диалог с читателем


Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл

Creative SB X-Fi XtremeMusic

Интерфейс PCI

Частоты сэмплирования
44,1; 48; 96; 192 kHz

Разрядность сигнала 16; 24 бит

Цифровые интерфейсы SPDIF

Аналоговые входы
FlexiJack (микрофонный, линейный)

Аналоговые выходы 3×Line out

Поддержка интерфейсов
ASIO 2.0

Декодирование
Dolby Digital EX, DTS-ES

Эффекты
EAX 5.0 Advanced HD, аппаратно

Предоставлено Euro Plus: www.eplus.kiev.ua

Ориентировочная цена $145

Отличное звучание; новые технологии звука в играх (EAX Advanced HD 5.0); комплектация ПО на все случаи жизни

Медлительность ПО; неоднозначные «улучшайзеры» звука, на которые сделана ставка в маркетинговых материалах

Одна из самых совершенных и универсальных потребительских звуковых плат на сегодня

Часть 1. О маркетинге

Для любой рекламы нового продукта, каким бы он ни был на самом деле, характерны те или иные, скажем так, «преувеличения». Причем за годы оттачивания рыночных технологий в дебрях маркетинговых отделов выработался целый набор таких «преувеличений», ставших расхожими штампами и формирующих «язык пресс-релизов», в котором знакомые на первый взгляд слова обретают новый, неведомый доселе смысл.

Однако, перефразируя известную шутку, есть «преувеличения», есть большие «преувеличения», а есть... маркетинговый отдел компании Creative. И поэтому пользователь, заинтересовавшийся платой X-Fi, может с интересом прочитать на корпоративном сайте следующее (цитата приводится в оригинале, так как адекватный перевод здесь довольно затруднителен):

«X-Fi 24-bit Crystalizer enhances MP3s and movies to sound better than they do on their original CD or DVD».

Если подумать, то данное заявление представляется крайне оптимистичным, учитывая, что сделать музыку и фильм звучащими настолько хорошо, насколько это возможно – первейшая задача звукорежиссеров при сведении и мастеринге материала, для чего они применяют дорогостоящее (миллионы долларов) оборудование студий звукозаписи, получая за свою работу высокие гонорары. Если же учесть, что форматы сжатия с потерями MPEG Layer 3 и Dolby Digital AC-3 по определению, мягко говоря, не улучшают звучание, то остается только подивиться гениальности алгоритмов, положенных в основу этой самой 24-bit Crystalizer. Чем же это достигается? Читаем дальше (на этот раз попробуем перевести):

«С помощью аудиопроцессора Creative X-Fi Xtreme Fidelity музыка и звук в фильмах подвергаются двухэтапной обработке, направленной на улучшение качества. Для начала процессор преобразует аудио в формат 24-bit/96kHz, используя практически «прозрачный» алгоритм SRC (преобразования частоты сэмплирования). После этого он выполняет ремастеринг и улучшает аудио, анализируя его и идентифицируя те участки аудиопотока, которые были ограничены (restricted)/повреждены при сжатии в 16-битный формат и потом в МР3».

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
2a
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл


Спектрограммы гармонических и интермодуляционных искажений для X-Fi XtremeMusic (1a, 2a) и Audigy 2 ZS (1б, 2б)

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Иллюстрация эффекта от применения 24-bit Crystalizer: исходный (сверху) и обработанный сигналы

Если даже предположить, что преобразование частоты семплирования в X-Fi не вносит в звук нежелательных артефактов (что похоже на правду), то второй шаг обработки как минимум вызывает вопросы. Проведем довольно близкую аналогию: представьте, что 32-битное изображение высокого разрешения, полученное с профессиональной цифровой фотокамеры, с помощью графического редактора было сохранено для Интернета, т. е. в формате JPEG с низким качеством и разрешением.

Те, кто когда-нибудь пытался выполнить обратное преобразование, отлично знают, что дело это очень непростое и весьма трудоемкое, а полученный результат зачастую нельзя даже сравнивать по качеству с исходным изображением – в полном соответствии со здравым смыслом он все равно будет выглядеть хуже. А вот маркетинговый отдел компании Creative считает, что это не всегда так, и восстановленный из МР3-копии музыкальный материал действительно может звучать лучше, чем его оригинал!

Здесь самое время вспомнить о том, что же значит слово «лучше». Если автору не изменяет память, расхожее в аудиомире понятие «Hi-Fi» исконно означало «High Fidelity», т. е. «высокую достоверность», под чем подразумевалось максимально близкое к оригиналу воспроизведение. Компания Creative, присвоив своим платам имя «X-Fi», расшифровала его как «eXtreme Fidelity» – «экстремальная достоверность». Видимо, подумает здесь читатель, подразумевается максимально возможное качество – так сказать, «сверхвысокая» точность воспроизведения?

Отнюдь. Технология 24-bit Crystalizer на поверку оказывается довольно типичным алгоритмом для «улучшения» звучания, в котором применяется селективная динамическая обработка сигнала. Говоря проще, он усиливает атаку, акцентируя прежде всего резкие, взрывные звуки, не делая при этом никакого различия между, скажем, ударными инструментами и сибилянтами в человеческой речи. Обработанный таким образом музыкальный материал значительно отличается от исходного, и ни о какой достоверности воспроизведения здесь уже и речь не идет. К тому же эффект от такой обработки будет различаться для разных жанров музыкальных произведений и может быстро привести к утомлению слушателя – именно по этой причине от тотального применения психоакустической обработки всего микса с помощью устройств типа enhancer/exciter звукозаписывающая индустрия давно отказалась.

Рамки нашей публикации не позволяют рассмотреть в том же духе прочие «преувеличения», хотя многие из них этого, без сомнения, заслуживают. Однако пора наконец переходить к более интересным и важным вещам.

Часть 2. О здравом смысле

Хорошая новость в данном случае заключается в том, что если отбросить рекламную шелуху, то новые платы Creative, без сомнения, удались – об этом свидетельствуют как результаты измерений, так и сравнительное прослушивание. Отсутствие передискретизации сигнала 44,1–48 кГц минимизировало количество искажений, выводя X-Fi в лидеры среди потребительских звуковых плат по качеству воспроизведения. Если, конечно, не забыть вовремя отключить 24-bit Crystalizer и прочие «улучшайзеры» – к последним отнесем и технологию преобразования форматов CMSS 3D, ее вариант для наушников, расхваливаемый как «most advanced 3D headphone audio ever», на наш взгляд (слух), однозначно требует совершенствования.

Но уникальность звуковых плат Creative заключается в том, что они универсальны и предназначены не только для прослушивания музыки. Так, на базе ПК с X-Fi можно построить замечательный домашний кинотеатр, для чего есть все необходимое, начиная от аппаратного декодера Dolby AC-3 и заканчивая обширным комплектом ПО для установки и настройки многоканальной АС; а вариант Platinum комплектуется еще и весьма «продвинутым» пультом ДУ.

Кроме того, X-Fi на сегодняшний день представляют собой наиболее совершенные звуковые платы для игр благодаря поддержке EAX Advanced HD 5.0 и аппаратной акселерации просчета звукового окружения. А вариант платы Fatal1ty SPS поддерживает технологию хранения сэмплов игры в локальной памяти X-RAM, за счет чего повышается общая производительность системы. Первые игры с поддержкой нового EAX уже появились – это Battlefield 2 и Quake 4, и наверняка в ближайшее время их станет значительно больше.

Наконец, не были забыты и музыканты – обладая превосходным качеством звучания, X-Fi может стать отличным решением для домашней студии. И хотя поддержка ASIO 2.0 есть и в платах семейства Audigy 2, однако в X-Fi она реализована также и для частоты сэмплирования 44,1 кГц. К тому же в панели управления ASIO теперь доступно для выбора значение latency в 1 мс (хотя добиться воспроизведения без выпадений для задержки менее 2 мс не удалось). Наконец, жизнь «домашних» звукорежиссеров значительно упростилась за счет оптимизации пользовательского интерфейса: в режиме Audio Creation Mode он весьма напоминает типичную микшерную консоль, и выполнение в нем наиболее ходовых операций типа «навешивания» эффекта на любой источник стало не в пример удобнее и проще.

Кроме того, в комплект поставки карты входит большое количество самого разного ПО (свыше 900 МВ) «на все случаи жизни» – от весьма функционального мультимедийного плеера MediaSource 3 (с очень мощной функцией karaoke) до утилиты Entertainment Center, которая в сочетании с пультом ДУ может превратить обычный домашний ПК в настоящий Entertainment PC.

Результаты измерений RMAA 5.5
Тест Creative X-Fi XtremeMusic Creative Audigy 2 ZS Terratec Aureon 7.1 Space
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,02; -0,18 +0,06; -0,19 +0,03; -0,05
Уровень шума, дБ (А) -92,8 -94,4 -94,3
Динамический диапазон, дБ (А) 92,7 93,4 94,2
Гармонические искажения, % 0,000 0,003 0,001
Интермодуляционные искажения, % 0,006 0,008 0,011
Взаимопроникновение каналов, дБ -93,5 -93,3 -94,6

Часть 3. О X-Fi XtremeMusic

Для любителей технических деталей рассмотрим младшую карту линейки (модель SB0460). На ней видим процессор X-Fi (маркировка CA20K1-PAG), ЦАП Cirrus Logic CS4382-KQZ (тот же, что и для серии Audigy 2 ZS), АЦП Wolfson Miсroelectronics WM 8775EDS. Любопытно, что тактирование их, как и в Audigy 2 ZS, осуществляется от единственного генератора опорной частоты на 24,576 МГц (хотя, по заявлению производителя, передискретизация сигнала 44,1–48 КГц отсутствует), при этом задействуются встроенные в АЦП и ЦАП делители. 2 МВ ОЗУ от Hynix (166 MHz) используется для кэширования сэмплов, а для плат Fatal1ty и Elite Pro оно заменяется на 64 МВ (технология X-RAM).

Разводка платы и интерфейсные разъемы для вариантов XtremeMusic, Platinum и Fatal1ty FPS унифицированы. На колодке всех плат X-Fi предусмотрен разъем для подключения внешнего выносного блока, поставляемого в комплекте только с Elite Pro (для других он может быть приобретен отдельно). Кроме него, видим три аналоговых выхода (два из них – для четырехконтактного разъема 3,5 мм «миниджек»), и один так называемый FlexiJack, который может выступать как в роли микрофонного и линейного входа, так и цифрового выхода.

Часть 4. О реалиях рынка

Подводя итоги, отметим, что разработчики подошли к делу с максимальным старанием, стремясь создать наиболее универсальную и совершенную потребительскую звуковую плату, обладающую при этом доступной стоимостью. Это потребовало от них значительных усилий – чего стоил только четырехлетний цикл разработки нового аудиопроцессора X-Fi. Однако результат, на наш взгляд, оправдывает и затраты, и надежды.

Тем не менее мощная маркетинговая «артподготовка» перед стартом продаж, о которой мы столь негативно отозвались в начале статьи, кажется вполне оправданной, если взглянуть на текущее положение вещей на рынке аудио для ПК. А оно таково, что наступление интегрированного звука ставит под угрозу вообще существование звуковых плат как таковых – кроме узкоспециализированных и профессиональных решений. Пока еще не (совсем) поздно, Creative предстоит убедить большую часть пользователей, что встроенного на материнскую плату дешевого кодека совершенно недостаточно – как для прослушивания музыки или просмотра кино, так и для игр и создания аудиоконтента. Задача весьма нетривиальная, учитывая активные попытки компании Intel и производителей материнских плат уверить покупателей в обратном. В свете этого предстоит решить массу проблем – от оптимизации и окончательной отладки драйверов и ПО до выпуска вариантов платы для шины PCI Express, а также таких мультимедийных акустических систем, на которых преимущества X-Fi в качестве звучания станут по-настоящему заметны. И остается лишь искренне пожелать компании Creative удачи в этом нелегком противостоянии – точнее, в борьбе за качественный звук для наших с вами ПК.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT