C нуля до 30 магазинов за год: как облако помогло быстро стартовать торговой сети «Коло»

20 сентябрь, 2018 - 10:52КО

Осталось ли в украинском ритейле место для новых предпринимателей? Опыт молодой компании «Аритейл», которая запустила торговую сеть «Коло», показывает: главное — выбрать жизнеспособную модель развития.

За год «Аритейл» открыла в Киеве и городах-спутниках 30 продовольственных магазинов нового для Украины формата: маленькая площадь, отсутствие складов, управление бизнес-процессами — через приложения в облаке. В ближайших планах — плюс 40 минимаркетов до конца года. ИТ-руководство сети отмечает, что быстрый темп развития ТМ «Коло» взяла, благодаря в том числе старту в виртуальной инфраструктуре.

C нуля до 30 магазинов за год: как облако помогло быстро стартовать торговой сети «Коло»

Почему облака удобны для пилотных проектов? Как построена инфраструктура у столь динамично растущей торговой сети? Историю развития рассказывает Игорь Зирка, CIO «Аритейл».

«Коло» — новая украинская торговая сеть

«Коло» — это небольшие (до 80 кв.м.) магазины на первых этажах жилых домов и офисных зданий. Сюда заходят, чтобы быстро купить самые необходимые продукты — от горячих сэндвичей до зубной пасты.

Похожий ритейл-проект развивается в Польше. Это сеть минимаркетов Zabka, объединяющая несколько тысяч магазинов по всей стране: они есть и в мегаполисах, и в городах с населением меньше 10 тысяч человек. Zabka размещаются в районах с интенсивным трафиком — так чтобы гарантированно попасться на глаза потенциальному покупателю.

C нуля до 30 магазинов за год: как облако помогло быстро стартовать торговой сети «Коло»

CIO «Аритейл» подтверждает, что компания ориентировались на польский формат магазинов. Отличительным же стало развитие ИТ-инфраструктуры сети целиком на облачной платформе.

Особенности бизнеса

«Проект поднимался с нуля. В марте 2017 г. я только регистрировал доменное имя. Не было ни офиса, ни магазинов, ни сотрудников. А спустя три месяца мы уже открыли первую точку. Кто хочет повторить — пожалуйста, пробуйте!», — улыбается Игорь Зирка.

Для быстрого развития бизнеса руководство применило такие тактические решения:

1. У магазинов «Коло» нет складских помещений. Товар прибывает небольшими партиями и сразу же идет на полку.

Для управления поставками используется система автозаказов GoodStream. Все поставки в розничные точки курирует один человек. Прием товара на месте ведется с помощью планшета. Бизнес-процессы построены таким образом, чтобы не отвлекать продавцов от их главной задачи: взаимодействия с клиентами.

2. Операции с кассой контролируются удаленно при помощи ПО, совмещенного с видеонаблюдением. Система позволяет центральному офису наблюдать за действиями с кассами и контролировать процессы в торговом зале.

3. Облачное ПО используется для аналитики, работы офиса и бухгалтерии — это системы Qlik Sense, пакет программ Office365 и 1С на облачном сервере.

C нуля до 30 магазинов за год: как облако помогло быстро стартовать торговой сети «Коло»

«Сервисные приложения мы выбирали недолго. Доверились опыту рынка и тому, что хорошо себя зарекомендовало в уже реализованных проектах. Мы хотели быстро запуститься — и это был один из главных критериев, по которому я сразу был нацелен на облачную инфраструктуру.

Облако позволяет не тратить время на закупку оборудования и разворачивание систем. Развивая новый проект, никогда точно не просчитаешь наперед, сколько и чего понадобится. Виртуальную инфраструктуру можно мгновенно увеличить и изменить. С «железом» это не так просто».

4. «Аритейл» не использует серверы в классическом понимании. Это позволяет заниматься поддержкой всей инфраструктуры по факту одному сотруднику.

Детали облачного проекта

Игорь Зирка считает, что у «Аритейл» были идеальные условия для старта в виртуальном пространстве:

  1. Молодая компания не ограничена «старым железом».

  2. Арендовать облачную инфраструктуру выгоднее, чем вкладывать средства в покупку физических серверов. Платить нужно только за то, что используется.

  3. Виртуальная инфраструктура минимизирует риски инвесторов. Они понимают, что работают с текущими затратами. Инвесторам не придется ломать голову, куда девать купленные серверы, если проект «не выстрелит».

Еще одна причина развиваться в облаке — это гарантия самого нового технического решения для вашей инфраструктуры. Оператору нужно идти в ногу с трендами, ведь качественно улучшать свой серверный парк под клиента — в его интересах.

Поиск оператора

«Аритейл» выдвинул такие требования к будущему облачному оператору:

  1. Виртуализация через гипервизор VMware.

  2. Наличие площадки за границей.

  3. Доступное решение для передачи данных.

  4. Дата-центр уровня Tier3.

Заказчики хотели быть уверенны, что в случае форс-мажора смогут быстро перенести инфраструктуру на другую площадку. Поэтому «Аритейл» искали оператора с географически разнесенными дата-центрами, с соответственным уровнем защиты и с виртуализацией на VMware.

Из имеющихся вариантов под запросы компании подходили три оператора. GigaCloud среди них был самым молодым. Игорь Зирка лично посетил дата-центр, чтобы убедиться в безопасности аппаратной части, а затем — изучил клиентскую базу компании.

«Я узнал, что среди клиентов GigaCloud есть банковские учреждения. Это подтверждало заявленный уровень защиты данных. Дело в том, что банки — это своеобразная лакмусовая бумажка надежности провайдера. Безопасность для них на первом месте. Они даже рисковать не будут, если поймут, что есть хоть малейшая вероятность несанкционированного доступа к информации. Если банки выбрали оператора, значит вопрос безопасности у него решен».

Другими аргументами в пользу GigaCloud послужило лояльное отношение к «Аритейл», как к молодому бизнесу:

  1. Заказчики сразу получили подходящее ценовое предложение.

  2. Период оплаты начинался после бесплатного теста, во время которого «Аритейл» смогли подобрать оптимальное количество ресурсов.

  3. Молодой оператор был реально заинтересован в сотрудничестве — и продолжает придерживаться внимательного персонального подхода к заказчику.

Комментарий оператора по проекту

 

C нуля до 30 магазинов за год: как облако помогло быстро стартовать торговой сети «Коло»

«Мы хорошо понимаем, насколько для нового бизнеса важна поддержка со стороны облачного провайдера. Четко определить темпы развития и объемы ресурсов на перспективу сложно: многие параметры приходится корректировать в рабочем режиме. Поэтому мы всегда готовы быстро отреагировать на любой запрос клиента по его проекту. А поскольку ИТ-инфраструктура построена в облаке с нуля, у компании есть множество вариантов ее изменения», — отметил руководитель R&D отдела GigaCloud Кирилл Науменко.

Результаты

«Аритейл» тестировал инфраструктуру GigaCloud около месяца и уже в марте начал полноценную работу в облаке. С момента заказа до сегодняшнего дня компания увеличила ресурсы вдвое. Также ритейлер использует защищенный выделенный канал передачи данных для соединения с главным офисом от партнера облачного оператора — компании GigaTrans. CIO «Аритейл» не исключает в перспективе возможности построения гибридного решения — в первую очередь, из соображений экономии.

«Возможно, я выберу вариант колокейшна тех серверов, где «живет» аналитика. Для этой задачи не так важна процессорная мощность, как объем памяти».

Игорь Зирка советует молодыми бизнесменам: если вы только готовите проект к выходу, смело стройте его на облачной инфраструктуре.

«Хороший оператор предложит подходящее технологическое решение. С облаком вы закроете вопрос технической поддержки архитектуры и получите пространство для роста ваших систем».

Но главным аргументом для бизнеса послужит то, что облачная инфраструктура позволяет работать по модели операционных затрат. А значит — минимизировать финансовые риски.