Блицопрос. Каких IT-специалистов готовят учебные центры?
18 февраль, 2005 - 00:00КО
Ольга Варанкина
директор учебного центра "Сетевая
Aкaдeмия -- AМИ"
Интерес к авторизованному обучению за последний год вырос примерно на 25%.
Как и прежде, пользуются спросом тренинги по серверным продуктам Microsoft --
Windows 2000, 2003, SQL 2000, по безопасности сетей, а также Linux по программам
LPI I и LPI II. Интересует наших студентов обучение по Cisco, очень популярны
курсы по администрированию системы "1С:Предприятие".
Менее востребованы Novell, Unix, Auto CAD, утратила актуальность SQL 7.
Частные лица сейчас практически не обучаются на курсах по сетевым продуктам, что мы связываем с прекращением потока эмиграции.
В связи с ростом промышленных показателей в Украине потребность в подготовке IT-специалистов наблюдается со стороны не только крупных предприятий, но и средних и даже малых.
Структура слушателей по разным отраслям экономики, которые они представляют, выглядит так: горнодобывающая -- 20%, химическая -- 18%, машиностроение -- 12%, госорганы -- 11%, металлургия -- 8%, торговля -- 7%, банковская сфера -- 5%, пищевая промышленность -- 4%, другие отрасли в сумме -- около 15%.
Алена Дисюк
менеджер по маркетингу УЦ "Сетевые
Технологии"
Как и в предыдущие годы, 2004 г. был отмечен ростом интереса к авторизованному обучению. Показательным является хотя бы то, что, несмотря на появление все новых учебных заведений в стране, мы испытываем необходимость постоянно наращивать количество тренингов в своем центре.
Неизменными лидерами авторизованного обучения остаются курсы Microsoft -- в первую
очередь, по операционным системам. В прошлом году значительная часть проведенных
тренингов была посвящена MSSQL Server, а также новым серверным приложениям MS
Exchange Server 2003 и SMS 2003.
Отдельно хотелось бы отметить особенно высокий интерес к обучению пользователей
MS Office -- развеивается миф о том, что для работы с основными приложениями этого
пакета не требуется особых знаний, а необходимое обучение не приносит видимых
экономических результатов.
В целом растет доля компаний, предпочитающих комплексную и упорядоченную подготовку своих сотрудников, в то время как доля частных лиц и предприятий, выбирающих один-два тренинга, постепенно сокращается.
В 2005 г. мы собираемся уделить особое внимание занятиям по безопасности. Мы и
ранее успешно проводили такие курсы по оборудованию Cisco, авторские тренинги
по безопасности для разработчиков, по продуктам Microsoft, но в ближайшее время
будут предложены аналогичные темы для Unix-систем.
Игорь Закалов
директор Центра знаний корпорации "Инком"
Рынок обучения в Украине растет вместе с IT-рынком. Количество слушателей ведущих отечественных учебных центров начинает приближаться к показателям по Москве. Что очень важно, все больше компаний обращают внимание не на дешевизну курсов, а на обучение с гарантированным качеством, что возможно лишь в авторизованных учебных центрах, где ведется строгий контроль за уровнем подготовки тренеров, учебных материалов, за оснащением классов.
В Центре знаний, например, после прохождения курсов Cisсо Systems слушатели заполняют
online-анкеты, в которых оценивается качество обучения, причем, если средний балл
будет ниже требуемого, центр просто закроют.
В прошлом году несколько раз у нас возникала необходимость адаптации учебных программ
Cisco Systems под потребности заказчиков, при этом курсы остались авторизованными
(после тренингов слушателям выдавались фирменные сертификаты).
В 2004 г. количество слушателей авторизованных курсов в нашем центре выросло в
пять раз. Появились новые направления, в первую очередь по организации безопасности
в сетях Cisco. В наших ближайших планах -- проведение тренингов по IP-телефонии.
В прошлом году на базе Центра знаний было открыто еще одно направление -- обучение
по продуктам Microsoft. Наши слушатели уже успели пройти тренинги по Windows Server
2003, Exchange, SQL Server, MS Project, Office, а также прослушать курсы по безопасности.
Как и прежде, имеют популярность курсы по продуктам Oracle, Sun, ОС Linux, курсы
для разработчиков и пользователей.
Процентный состав наших слушателей практически не меняется: 90% -- специалисты, проходящие подготовку за счет компаний-работодателей. Однако если раньше авторизованное обучение сотрудников могли позволить себе в основном крупные коммерческие организации и промышленные предприятия, то сейчас стала расти доля учащихся от небольших и средних компаний. Ну, а для того чтобы сделать максимально доступными авторизованные тренинги и для частных лиц, наш центр регулярно проводит различные акции.
Лилия Немирова
директор учебного центра "Академия
БМС-Консалтинг"
Преимущества авторизованного обучения сегодня понимают все, и это приводит к повышению спроса на тренинги.
Интересно, что сейчас компании, работающие в условиях высокой конкуренции, стремятся направить на курсы сотрудников сразу целого подразделения/проектной группы, делая, таким образом, быстрый качественный скачок в решении практических задач. В то же время предприятия, которые не ощущают за своей спиной дыхание конкурентов, ограничиваются пока единичными заявками на обучение.
За последний год значительно вырос спрос на программы по проектному управлению, сервис-менеджменту, информационной безопасности, управлению интегрированными решениями на базе различных серверных платформ.
90% наших слушателей -- сотрудники компаний, поскольку большая часть предлагаемых нами тренингов представляет интерес именно для корпоративных клиентов и программы рассчитаны на получение навыков управления комплексными IT-решениями.
Игорь Паламарчук
руководитель департамента разработки учебного
контента и дистанционного обучения УЦ "Квазар-Микро"
Прошедший год для нашего учебного центра был во многом предсказуем, но он преподнес и сюрпризы.
Достаточно размеренно развивалась вся линейка тренингов по технологиям Microsoft,
Sun Microsystems, Novell, Oracle, Cisco Systems, IBM/Lotus, IBM/Rational, Linux,
BSD, 1C. Расширился спектр курсов по проектному менеджменту. Главным же для нас
было то, что мы вышли за рамки традиционного сегмента технического IT-обучения
и стали осваивать сферу бизнес-менеджмента. Возрастающие потребности в заказном
обучении и перспективы выхода на новые рынки побудили нас к созданию нового подразделения
-- департамента разработки учебного контента и дистанционного обучения.
Вопреки прогнозам аналитиков, продолжал расти интерес к курсам по Novell, в том
числе и ZENWorks, а также по Java, EJB, Web Services, XML. В связи с активным
развитием софтверной составляющей своего бизнеса Sun ускорила и выпуск новых тренингов
и расширила их набор. Например, курс Solaris 10 был предложен за четыре месяца
до появления продукта.
В целом рост дохода нашего учебного центра в 2004 г. составил более 70%, причем
33% пришлось на долю направления Microsoft. На втором месте с 18% -- наши авторские
тренинги, далее -- Oracle, Linux, Sun.
Первая тройка курсов-лидеров по доходу за год выглядит так: "LA-I: Основы
использования и администрирования Unix (Linux/FreBSD)", "SA-299: Advanced
System Administration for the Sun Solaris 9" и "M2274: Managing a Microsoft
Windows Server 2003 Environment".
В 2005 г. продолжится усиление следующих тенденций. Во-первых, ожидается уменьшение значимости бренда сертификации, вендора, номера авторизованного курса и даже имени учебного центра. Во-вторых, курс обучения все чаще и все грамотнее привязывается к конкретным задачам проектов, причем эта инициатива исходит как от вендоров, так и от интеграторов, и самих заказчиков.
Другими словами, все участники IT-рынка становятся более зрелыми с точки зрения IT- и бизнес-менеджмента.
Владимир Шило
директор учебного центра "МУК"
"МУК" -- это не совсем обычная дистрибьюторская компания, поскольку наша партнерская сеть ориентирована на проектный бизнес, что отражается и на специфике учебных программ.
Так, в отличие от других центров, у нас проходят обучение либо сотрудники зарегистрированных
партнеров "МУК", либо (по рекомендации) их корпоративные заказчики.
Действует нечто вроде клуба по интересам, которые связаны с продвижением продукции
тех вендоров, дистрибьютором которых выступает наша компания (Cisco, HP, IBM,
FSC). Исключением являются лишь тренинги по мобильным системам, зачастую проводимые
для сотрудников той или иной торговой сети.
В прошлом году примерно половина наших слушателей прошла курсы по продажам, предпродажной
подготовке серверных решений от HP (ProLiant) и IBM (eServer xSeries). Это были
адаптированные учебные программы производителей, не нацеленные на получение сертификатов
международного образца.
Только после курса по обучению продажам серверов HP ProLiant участники сдавали
онлайн-экзамен и получали сертификат от представительства HP. Данный тренинг,
а также семинар-тренинг Think with IBM (посвященный продвижению ноутбуков IBM
ThinkPad) лидируют как по популярности среди участников, так и по влиянию на последующий
рост продаж по этим группам продукции.
Приятно и то, что в прошлом году удалось добиться эффективного обучения в регионах,
на базе партнерских компаний, в частности по технологиям Cisco Systems. Впервые
в истории нашего УЦ были проведены курсы для технического персонала в области
сервиса и обслуживания техники Fujitsu Siemens Computers.
В текущем году получат дальнейшее развитие программы для сервисных специалистов,
а главной тенденцией года для нашего центра станет рост числа тренингов, нацеленных
на сдачу экзаменов и получение сертификатов (HP, IBM, FSC, Cisco и других наших
партнеров).