Две трети текущего года уже почти позади, уходит лето, а вместе с ним -- и сезон отпусков. Почему-то считается, что летние месяцы -- не самое лучшее время для приобретения ПК, принтера и других IT-продуктов. Однако статистика продаж ведущих отечественных компьютерных салонов говорит об обратном. Так что же все-таки характерно для розничных продаж компьютерной техники в летний период? Насколько сильно ее сбыт зависит от времени года? Рассказывают представители фирм--владельцев сетей магазинов.
Сергей Бакулев
старший менеджер отдела закупок компании
"Алсита"
В минувшие месяцы текущего года наибольшим спросом пользовались ПК на базе процессоров Intel Celeron и AMD Athlon XP. Причем если в конце 2001 г. самыми ходовыми были процессоры до 1 GHz, а к лету акцент сместился в сторону 1,5--2 GHz, то к Новому году, по нашим прогнозам, стандартом де-факто для большинства продаваемых ПК станет 1,7 GHz.
Сейчас очень хорошо продаются носители информации -- винчестеры больших объемов и приводы CD-RW, цены на которые неумолимо падают. Стабильный интерес у покупателей вызывают принтеры и сканеры как самых новых, так и уже хорошо зарекомендовавших себя моделей. Неизменным спросом пользуются оригинальные расходные материалы, несмотря на их высокую цену, которая, очевидно, оправдывается качеством. До конца года мы ожидаем также заметного увеличения сбыта ноутбуков и серверов.
Пики продаж связаны прежде всего с работой образовательных учреждений и наступают в период экзаменационных сессий, сдачи курсовых и дипломных работ, а также в начале учебного года.
Зимой, когда проблемы с электроснабжением наиболее актуальны, резко увеличивается спрос на блоки бесперебойного питания. В жаркие месяцы, соответственно, в ходу "кулеры" и радиаторы для процессоров, винчестеров, корпусов. Именно летом покупатель чаще задается вопросом: ноутбук или десктоп?
Владимир Букреев
заместитель генерального директора компании
"МКС"
Мы отмечаем рост спроса как в количественном, так и в денежном выражениях по всем основным группам товаров, хотя в этом году он все же не так стремителен, как в прошлом.
Самой многочисленной товарной группой нашей компании по-прежнему остаются серийные модели ПК -- на них приходится более трети оборота всей реализуемой компьютерной техники и около 60% общего производства компьютеров (остальное -- это ПК заказных конфигураций).
В первом полугодии 2002 г. количественный рост продаж ПК составил порядка 20% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г., и это, на наш взгляд, довольно впечатляющий темп, учитывая, что впереди еще напряженные осенние месяцы, которые могут заметно поднять этот показатель. Так или иначе, но в 2002 г. мы рассчитываем выйти на годовой уровень в 17 тыс. реализованных ПК.
Куда динамичнее сбыт ноутбуков (220% -- за первое полугодие), причем также за счет продаж систем собственного производства. Данная тенденция устойчива и еще больше усилится осенью.
Весьма перспективен рынок TFT-мониторов -- здесь зафиксировано десятикратное количественное увеличение продаж (в 6,5 раз -- в денежном выражении), что, очевидно, связано с радикальным падением цен на эти устройства.
Беспрецедентный -- шестнадцатикратный -- рост сбыта отмечается на рынке ПО, что стало возможным в основном благодаря действиям компании Microsoft.
По остальным товарным группам рост продаж находится в пределах 10--15%.
На прошлогоднем графике наших продаж можно отметить две основные зоны, которые свидетельствуют о некоторой зависимости сбыта от сезона: "бурные" сентябрь, последний квартал года и "тихий" май. Тем не менее, на наш взгляд, куда более сильное влияние на объемы продаж оказывают другие объективные факторы: в первую очередь цена (характерно для TFT-мониторов) и маркетинговая активность поставщика (пример -- Microsoft). Меньше всего время года отражается на сбыте ноутбуков, сканеров и компьютерных комплектующих.
Юрий Приходько
директор магазина компании "ДиаВест"
За первые семь месяцев текущего года в нашем магазине сформировалась следующая структура продаж компьютерной техники (в денежном выражении): компьютеры -- 30%; компьютерная периферия -- 27% (из них: мониторы -- 60%, принтеры -- 28%, другое -- 12%); компьютерные комплектующие -- 22%; оргтехника -- 5%; расходные материалы -- 8%; компьютерные аксессуары -- 8%.
При этом достаточно сложно выделить ярко выраженные сезонные товары -- пожалуй, можно говорить о колебаниях спроса на всю продукцию (летом -- падение спроса, осенью -- рост).
Игорь Лысенко
менеджер отдела маркетинга компании "Юнитрейд"
Все более очевидной тенденцией текущего года, на наш взгляд, становится массовое обновление парка компьютеров, что, в свою очередь, также сказывается на продажах периферии и мониторов.
Наибольший рост продаж в денежном выражении наблюдается в сегменте TFT-мониторов. Это связано как с расширением ассортимента данной продукции, так и с общим падением цен. По количеству проданных единиц техники лидируют струйные и лазерные принтеры. Достаточно большое увеличение сбыта произошло также в секторе многофункциональных устройств (принтер-сканер-копир).
Сегодня, безусловно, существуют группы товаров, которые можно смело отнести к "сезонным": сканеры со слайд-модулем, фотопринтеры, игровые манипуляторы, видеокарты в коробочных поставках и т. д. В то же время системы высокого уровня, источники бесперебойного питания, модемы и TFT-панели пользуются стабильным спросом, который изменяется вместе с ситуацией на рынке и никак не зависит от времени года.
Aндрей Санин
руководитель отдела маркетинга компании
"AMИ"
В сети наших супермаркетов "Новая Электроника" неизменными бестселлерами остаются компьютеры "АМИ", мониторы Samsung и Sony, ноутбуки Toshiba и телефония от Panasonic.
Неплохую динамику продаж демонстрируют также принтеры. Если в категории струйных устройств лавры чемпионов делят HP и Epson, то среди лазерных на первом месте "персоналки" от Samsung.
В количественном выражении лидерами продаж являются расходные материалы для принтеров, флоппи- и CD-диски, а также карты памяти SanDisk и MemoryStick.
Мы ожидаем, что такое распределение по товарным группам и производителям сохранится до конца года; произойдет лишь количественный рост объемов продаж, а пик покупательской активности придется на период рождественских праздников.
Говорить о сезонности имеет смысл лишь в контексте общих объемов продаж, причем эти тенденции являются характерными для всех украинских компьютерных магазинов: лето (периоды отпусков и каникул) -- спад продаж, осень -- оживление рынка, зима -- пик спроса, весна -- относительная стабильность.
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора