Компьютерными терминами этот процесс можно было бы определить как "оверклокинг"
слуховой системы. Усовершенствование звукового восприятия информации не является
радикально новым научным открытием. Каждый, кто когда-либо пробовал прослушивать
пластинку на 45 оборотах вместо положенных 33-х, сталкивался с этим явлением.
Между тем развитие цифровых технологий и повсеместное использование мультимедиа
в образовательном процессе только способствуют росту интереса к "оверклокингу
слухового восприятия".
"Я был свидетелем случаев, когда аудиофайл слушали на скорости, в четыре
раза превышающей нормальную, и для некоторых пользователей это было слишком медленно",
-- рассказывает Блейк Эриксон (Blake Erickson) из компании Telex Communications,
производящей профессиональное аудиооборудование для образовательного рынка. Изучением
экстремальных возможностей человеческого уха сегодня занимаются и в университетских
кругах. Классическая модель аудиовосприятия информации предусматривает скорость
140--180 слов в минуту -- считает когнитивный психолог Артур Уингфилд (Arthur
Wingfield) из массачусетского университета
Brandeis.
Между тем ученым давно известно, что человеческий мозг способен осмысленно распознавать
аудиопоток со скоростью 400 слов в минуту. Единственная проблема -- не все из
нас умеют так быстро этот поток генерировать.
Для тех, кто в течение дня вынужден воспринимать и анализировать большие объемы аудиоинформации, существует несколько решений. Первое (наиболее тривиальное) -- ускоренное воспроизведение аудиофайла, если информация находится именно в таком виде.
Альтернативное решение (как раз его и используют некоторые компании, работающие
на коммерческом рынке) -- это урезание продолжительности гласных и согласных в
человеческой речи до того минимума, когда мозг еще способен различать фонемы и
воспринимать их как единую речь. Как утверждают в компании
Prime
Image, любую записанную в нормальных условиях речь можно сократить на 12%
без создания нежелательного эффекта искусственности, т. е. потенциальный слушатель
не скажет, что поток речи был отредактирован с целью ускорения. Исследования,
проведенные Brigham Young University в США, показывают, что когда студентам была
предоставлена возможность прослушать аудиолекции с различными скоростями воспроизведения,
то многие сделали выбор в пользу скорости, на 80--120% превышающей обычную. Инновационный
подход не повлиял на результаты экзаменов. С деталями исследования можно ознакомиться
в научной публикации
"Variable
Speed Playback of Digitally Recorded Lectures: Evaluating Learner Feedback".
Поле для экспериментов в домашних условиях предоставляет модуль
Pitchfork,
поставляемый как подключаемый компонент для популярного аудиоплеера Nullsoft Winamp.
Программа была выпущена еще в 1999 г., и найти ее несложно на многих freeware-сайтах.
Pitchfork позволяет вручную регулировать скорость воспроизведения и работает с
файлами формата MP3.
Исследователи в этой области утверждают, что прослушивание в ускоренном режиме эффективно для информации, которая несет образовательный характер, где важны концентрация и мгновенный анализ получаемых данных. Естественно, скоростное прослушивание развлекательных радиопрограмм или мексиканских телесериалов малоэффективно, так как здесь мозг позволяет себе несколько расслабиться.
Несмотря на ежедневное появление в Рунете новых MP3-сайтов и "музыкальных
порталов", доступные для загрузки аудиокниги многочисленностью не отличаются.
Запрос "аудиокниги" в Яндексе, кроме других, выдал ссылку на авторский
проект audio-knigi.narod.ru, где в экспериментальном порядке можно загрузить несколько
художественных произведений в формате MP3. Англоязычный сегмент Internet порадовал
наличием сайта
www.audiobooksforfree.com,
а собственно формат книги на аудиокассете и на компакт-диске является весьма распространенным
и популярным во многих онлайн-магазинах, включая Amazon.com.
Единственное предупреждение, которое доносят до публики исследователи Brigham Young University: после того как мозг привыкает к ускоренной обработке информации, возникает некий эффект инертности, и ему трудно вернуться к нормальному темпу. Многие студенты, участвующие в эксперименте, сравнили подобный шаг с переходом с коммутируемой линии на широкополосное Internet-соединение, где шаг назад психологически воспринимается болезненно.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365