`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Алексей Сапунков, Intertop: «Мы заинтересованы в технологиях, которые можно использовать по транзакционной модели»

+77
голосов

Не во всех украинских предприятиях есть должность не просто CIO, а Chief Digital Officer – таким исключением, например, является Intertop. Сегодня у нас в гостях Алексей Сапунков, CDO этой компании и победитель проекта BEST CIO 2017 в категории «Розничная торговля». Наш разговор мы начали с традиционного вопроса о профессиональном пути, но в результате поговорили о многих темах – об этапах становления ИТ в компании, преимуществах применения методики Scrum и о современных тенденциях отрасли.

Я закончил Харьковский авиационный институт по специальности “Программное обеспечение автоматизированных систем”.
 
Начал работать в «Укртелеком» инженером-программистом еще во время учебы, на 5-м курсе. Потом стал администратором баз данных в компании «Велтон.Телеком». После этого уехал в Киев, где около года проработал разработчиком баз данных в телеком-проектах «Квазар-Микро».
 
В 2008 г. я перешел в группу компаний MTI, где занял должность администратора баз данных. Следом за этим в зоне моей ответственности появился сектор разработки и администрирования бизнес-приложений. После чего я руководил отделом, который отвечал за администрирование всей ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений компании. Затем появился проект сайта Intertop и запуск мультиканальных продаж. Я им занимался в роли Project Manager и в ряде вопросов выступал Product Owner.
 
Примерно год назад, после реализации проекта, появилось предложение занять должность заместителя Chief Digital Officer. И я его принял. Потом мой руководитель по определенным причинам уехал, и в результате я возглавил департамент, в который входит ИТ и e-commerce.
 
Чему вас научила первая работа на стороне клиента?
 
Во-первых, на стороне клиента больше динамики. Вам приходится запускать очень много вещей, связанных с финансовыми показателями. Не только те, что вам интересны, но и те, которые отвечают за конкретные финансовые цели. К тому же, когда вы работаете на стороне клиента, у вас более долгосрочное видение тех проектов, которые запускаются.

 «Мы заинтересованы в технологиях, которые можно использовать по транзакционной модели»

Работая на стороне исполнителя, выполнив проект, вы уходите и занимаетесь чем-то новым. На стороне клиента же, финишируя проект, вы должны понимать, что вам придется с этим жить и сопровождать его долгое время.
 
Как зародилась идея создания позиции CDO в Intertop?
 
Мы смотрели на опыт компаний, которые добились успеха в Америке и Европе, с точки зрения диджитализации. Стало понятно, что сильные развивающиеся предприятия, из разряда так называемых единорогов, имеют большую и очень сильную техническую экспертизу. Поэтому, когда мы ставили себе целью развитие омниканальных и e-commerce-продаж, то были убеждены, что без серьезной технической экспертизы мы не сможем это делать.
 
Что в названии вашей должности несет составляющая “digital”?
 
Я сейчас полностью отвечаю за ИТ – от инфраструктурных проектов, облачных решений, ERP-систем, до таких направлений, как мобильные приложения, развитие сайта. Также я полностью отвечаю за e-commerce-продажи, передо мной стоят определенные показатели и цели, которые я должен выполнять. Это продажи через сайт, мобильное приложение, контакт-центр и другие каналы, которые у нас есть (Facebook, Instagram). Кстати, у нас первый продающий контакт-центр, который не просто обслуживает звонки, но еще и занимается непосредственно продажами.
 
Вы чувствуете, что в данный момент находитесь на своем месте?
 
Да, потому что мы с командой занимаемся интересными инновационными проектами. Сейчас мы заложили стратегию построения технологичной компании. У нас достаточно много будет технической экспертизы. На следующий год запланировано большое расширение внутренней ИТ-команды, которая должна отвечать за развитие всех процессов в компании.
 
Т.е. вы будете делать больше проектов внутри компании?
 
Наблюдая за американским и европейским рынками, мы видим, что практически все компании, которые растут, имеют очень глубокую техническую экспертизу in-house. Мы тоже пошли таким путем. Все ключевые проекты, которые несут дополнительный доход для бизнеса, реализуют внутренние команды. Это быстрее. К тому же уникальные экспертизы остаются у вас.
 
А то, что не несет добавочной стоимости, например, обслуживание техники в магазинах, ремонты и пр., мы отдаем на аутсорсинг.
 
Вопросы, связанные с e-commerce, разработкой мобильного приложения и др., мы оставляем себе.
 
Еще мы работаем по методике Scrum. Используя систему управления задачами Jira, мы ведем спринты с внешними компаниями. Такие гибридные команды могут состоять, допустим, из разработчиков мобильного приложения, нашей внутренней команды разработки, людей из бизнеса (маркетинга, коммерческого департамента и др.). И вся эта команда решает задачу по развитию в рамках общих спринтов. Потом она может меняться в зависимости от спринта и задач, которые в нем собраны.
 
Когда вы начали работать по Scrum?
 
По Scrum мы начали работать где-то два года назад. По данной методике мы запускали проект intertop.ua и мультиканальные продажи.
 
Конкретно наш департамент использует Scrum уже примерно полтора года. А весь бизнес работает по этой методике уже около полугода. Сейчас вся компания использует Scrum/Agile. Это реально работает, поскольку бизнес и ИТ погружены в одну и ту же задачу. Каждый день проходит daily-митинг, где обсуждаются текущие задачи. Это достаточно сильно добавляет динамики всем процессам.
 
Как проходят ваши рабочие дни?
 
У меня в кабинете висит Scrum-доска с задачами высокого или стратегического уровня. Я встречаюсь с руководителями отделов и мы раскидываем задачи на две недели. Ребята разбирают эти задачи и планируют у себя. Если мне нужно детализировать какую-ту задачу – я всегда могу посмотреть в Jira: как она декомпозировалась, кто ею занимается в данный момент, какой у нее статус и пр.
 
Вообще мы строим открытую культуру в компании. У нас в департаменте висит дашборд, на нем маркером написаны все показатели, к которым мы стремимся. Это коммерческие показатели: реализация, наценка, количество пар, которые мы хотим продать, количество скачиваний мобильного приложения и др. И каждый в компании – от сотрудника контакт-центра до технического специалиста – видит все цифры, которые мы хотим достигнуть в этом месяце и по нарастающей. Все понимают, как они работают над этой общей целью, какой вклад они могут сделать для того чтобы было лучше. Я обязательно утром захожу и смотрю на эту доску, потому что все показатели нужно отслеживать и понимать, что с ними делать.
 
Если есть рабочие вопросы, то встречаюсь с коллегами. Возможно, нужно перепланировать день или появляются более важные вопросы. А в остальном – все как у всех: совещания, встречи, почта. Ничего особенного нет.
 
Что сегодня представляет собой Intertop?
 
Первый магазин Intertop открылся в Киеве в 1994 г. А сейчас компания управляет 112 магазинами 10 розничных брендов, а также двумя интернет-магазинами: intertop.ua и ecco.com.ua. Магазины расположены в 20 областях Украины. 
 
В коллекциях Intertop представлены модели более 50 мировых брендов, таких, как Ecco, Geox, Clarks, Timberland, Armani Exchange, The North Face, Skechers, Tommy Hilfiger и др.
 
Что вы можете сказать про текущее состояние ИТ-инфраструктуры Intertop?
 
Признаюсь, что на данный момент, с нашей точки зрения, ИТ-инфраструктура не в самом лучшем состоянии. Но мы работаем над ее улучшением. Мы запустили ряд очень важных проектов, полностью заменили парк техники для бэкофиса. На три года запланирована полная замена оборудования во всех магазинах сети. И мы этот процесс уже начали.
 
Запущены проекты по выбору нового сетевого оборудования и серверных решений. Мы планируем максимально мигрировать в «облака». Сейчас идет предпроектное обследование по замене ERP-системы.
 
В прошлом году мы потратили много ресурсов чтобы запустить (выполнить редизайн) интернет-магазин, мобильное приложение, поставили во всех магазинах сети киоски – для отработки сценариев мультиканальных продаж. Оптимизировали и переработали очень много процессов, связанных с мультиканальностью. При этом мы понимаем, что их еще нужно дорабатывать и дорабатывать.
 
Очень важно, что мы в прошлом году сформировали хорошую ИТ-команду и продолжаем ее укреплять. Т.е. у нас ИТ-экспертиза постоянно растет, и в количественном выражении команда растет. В 2019 г. команда ИТ должна вырасти в 2-3 раза.
 
Также мы продолжаем проекты, связанные с оптимизацией. Прежде всего по мультиканальным сценариям.
 
У вас есть структурное разделение – вот ИТ, а вот – e-commerce?
 
Да, у нас они разделены, но все сотрудники сидят и работают вместе. Команды нацелены на результат, а не на какие-то бюрократические установки.
 
Т.е. это больше историческое разделение?
 
Структурно есть однозначное разделение, но из-за того, что мы развиваемся очень сильно за счет технологий, эти рамки размываются.
 
С учетом процесса диджитизации, нет ли планов по объединению с департаментом маркетинга?
 
У нас большой департамент маркетинга, в нем есть отдел онлайн-маркетинга. Так сложилось исторически. Так проще управлять бюджетами, устанавливать приоритеты затрат и пр.
 
Мы же не совсем e-commerce-бизнес, мы омни-бизнес. Человек может зайти на сайт, а купить в офлайне или наоборот. Каналы продаж переплетаются.
 
У нас максимально минимизированы бюрократические процессы. Нет такого, что я, например, должен пойти к директору по маркетингу, поставить задачу через нее человеку в онлайн-маркетинге и тогда он выстроит приоритеты и будет запущен какой-то процесс. Все намного проще, мы напрямую можем взаимодействовать, ставить задачи. И если, скажем, есть вопросы по приоритетам, то сотрудник, который отвечает за онлайн-маркетинг, всегда может подойти ко мне или директору по маркетингу и обсудить их. Такой жесткой вертикали, которая бы замедляла процессы, у нас нет. Поэтому вопрос объединения департаментов не стоит.
 
Какие тенденции вы бы отметили в украинском ритейле?
 
Мультиканальность очень сильно трансформировала бизнес. Она изменила нас как офлайнового игрока. И в сфере e-commerce мы вынуждены постоянно проводить изменения.
 
Если говорить о технологической составляющей, то мы постоянно изучаем инновационные проекты, привлекаем команды, с которыми можем поработать, и пытаемся реализовать с ними что-то – для начала в минимальном объеме, а потом масштабируем это. Так, например, сейчас мы выполняем один из проектов с компанией Competera по ценообразованию. Они могут сделать предрасчет цен на товары с использованием технологий искусственного интеллекта. И это серьезно упрощает поиск оптимальных цен (форсирование цен).
 
Также сейчас идет несколько проектов, связанных с персонализацией и построением модных образов для клиентов. Возможно, у нас что-то получится сделать и в этом плане.
 
Еще мы хотим у себя исключить генерирование CAPEX. Мы заинтересованы в технологиях, которые можно использовать по транзакционной модели с периодической оплатой. Эта модель работает отлично.
 
На данный момент мы также запустили пилотный проект с «Укртелеком». Он очень интересный для будущего. Мы не покупаем оборудование, а платим только за канал связи, который они нам предоставляют. Таким образом, мы не генерируем у себя CAPEX, а строим долгосрочные отношения и оплачиваем то, что выполнено в рамках существующих обязательств. В рамках этого проекта сейчас уже запущено пять пилотных магазинов и мы планируем масштабироваться и дальше.
 
Такие проекты нам интересны. И вообще мы максимально открыты для предложений и интересных идей.
 
А если говорить про Интернет Вещей, есть ли планы на использование тех же меток?
 
Метки – все еще достаточно дорогая штука. Если они будут удешевляться, то мы, безусловно, будем их использовать. Потому как в нашей модели они могли бы быть весьма полезны, поскольку позволят максимально быстро переоценивать товары, упрощать проведение всевозможных маркетинговых и промо-акций.
 
На что еще вы бы порекомендовали обратить внимание?
 
Мне кажется, что одно из самых перспективных направлений, на которые стоит обратить внимание – это использование технологий искусственного интеллекта. За этим большое будущее. Если у вас еще есть какие-то сомнения в этом, попробуйте, например, прочитать книгу «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее» футуриста Кевина Келли. Очень рекомендую. 
 
Еще несколько вопросов про ваши общие подходы. Вы чаще покупаете готовые решения или разрабатываете собственное ПО?
 
Жесткого правила нет. У нас организована внутренняя разработка, которая, например, обеспечила реализацию части сценариев мультиканальных продаж. Если брать, скажем, сайт, то в нем уже столько доработанных нами вещей, что от того ядра, которое мы когда-то приобрели, уже почти ничего не осталось.
 
А мобильное приложение, например, для нас создал с нуля внешний подрядчик.
 
При этом если есть интересные сторонние решения, которые можно брать и запускать в действие, конечно, мы на них смотрим, и по возможности применяем.
 
А проект ERP – это будет готовый продукт или собственное решение?
 
Это однозначно будет продукт. Рассматриваем сейчас три системы: SAP, Microsoft Dynamics NAV и «1С». В данном вопросе крайне важно понять, как наши процессы ложатся на них.
 
Мы заменим новой системой Oracle JD Edwards, часть процессов, реализованных в IBM Cognos и еще зоопарк небольших бизнес-приложений. Также при этом попытаемся убрать старые дублирующие процессы, которые накопились у нас за последние 10 лет. Будем стараться максимально использовать типовые процессы.
 
И вопрос в заключение нашей беседы. Какой небольшой совет вы могли бы дали другим CDO/CIO?
 
Если в двух словах: нужно постоянно обучаться. И тут все средства хороши – читайте книги, посещайте курсы и тренинги, не важно онлайн или офлайн, важно быть в курсе последних инноваций и технологий, а также их практического приложения к задачам, которые стоят перед вами. И обязательно уделяйте внимание персоналу, стремитесь собрать хорошую команду, какими бы знаниями и техническими навыками вы бы не обладали лично, сами в одиночку вы никогда не сможете решить масштабные задачи.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT