`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Apple: «все в одном»

+11
голос

Продолжая публикацию архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из №6 (225) «Компьютерного Обозрения» от 16 февраля 2000 г. Ровно 20 лет назад Стив Джобс анонсировал MacOS X и сформулировал подходы к развитию Apple, которые радикально преобразовали компанию, превратив ее из почти обанкротившейся фирмы в крупнейшую в мире корпорацию.

Говорят, что одной из основных причин ухода Стива Джобса в 80-е гг. из Apple были разногласия с тогдашним ее президентом Джоном Скалли (John Sculley), и касались они в основном стратегии развития компании. Причем якобы Стив настаивал на том, что Маc должен стоить около 1000 долл, и перейти в разряд массовых устройств, а его оппонент считал, что продавать Мас’и нужно не дешевле 2500 долл., а то и выше, раз их покупают за такую цену.

Подход Скалли был прагматичен, как подход любого бизнесмена, стремящегося увеличить доход компании и пытающегося выжать все из продукта, на который есть спрос. Эта схема работала без изъяна до середины 90-х, но оказалось, что спрос — штука очень тонкая и непредсказуемая, особенно в такой агрессивной среде, как компьютерный рынок, да еще в период бума в секторе PC. Доходы Apple начали падать просто катастрофически (с 11 млрд долл., годовых в 1995 г. до 5,9 млрд долл, в 1998 г.), прибыли обернулись убытками.

 «все в одном»

В результате Скалли покинул компанию, назначенный на пост главы Джил Амелио также не смог остановить крушения, стали поговаривать о том, что Apple готовится к продаже с молотка, назывались даже потенциальные покупатели, например Sun и Oracle. Но в конце 1997 г., когда развитие операционной системы для Мас буквально застопорилось, была приобретена Next, а вместе с ней в совет директоров пришел Стив Джобс. С этого момента началось возрождение компании, о чем явственно свидетельствуют диаграммы финансовых показателей.

Удалось вернуть интерес пользователей к продуктам Apple, но что более важно — вернуть интерес индустрии. Судите сами: iMac стал уже своего рода нарицательным понятием и все, что с ним связано, в каком-то смысле можно считать эпохой. О феномене «второго пришествия Джобса», наверное, напишут еще не одну книгу, мы же попробуем проследить, что же происходит или произошло в компании за последние недели.

Стивен постоянно и умело нагнетал интерес к продуктам Apple, не оставляя без анонса и полугодия: то G3, то G4, то iBook, то iMac DV, — что-то обязательно появлялось. Поэтому неудивительно, что накануне январской выставки MacWorld SF2000 все с нетерпением ждали объявления новых моделей этих систем. Однако глава Apple в очередной раз преподнес сюрприз, не представив во время своего выступления ни одной аппаратной новинки, а основное внимание сосредоточив на новой операционной системе MacOS X и стратегии компании в области Internet (об этом достаточно подробно мы писали в первом номере за этот год).

Радикально новая MacOS — то, ради чего было потрачено 400 млн. на покупку Next и что в 96-97 гг. считалось основным камнем преткновения нормального развития Apple, — как видим, появится на Мас’ах только в марте 2000 г. (хотя стоит отметить, что именно в OS X нашли воплощения идеи и технологии Next). С выходом iMac все забыли о roadmap будущих ОС, о всяких кодовых именах Rapsody и пр. Всех увлекла «неординарная игрушка».

Недавнее же выступление Джобса на MacWorld стало отражением — нет, не изменений в стратегии Apple, а ее расширения.

Итак, Apple продолжает исповедовать свой давний принцип «включил и работай», однако теперь решения, в которых реализован такой подход, строятся на четырех ключевых элементах: аппаратное обеспечение, операционная система, прикладное ПО и Internet. При этом все компоненты, разумеется, должны органично дополнять друг друга и обеспечивать максимальное удобство для пользователей.

 «все в одном»

Информацию о новой операционной системе MacOS X (и об интерфейсе Aqua) пока можно почерпнуть только из пресс-релизов. Чтобы дать какую-то оценку, следует дождаться ее выхода в марте. Однако необходимо отметить, что одной из целей при создании данной ОС (а она, как известно, была переписана от начала до конца) являлась оптимизация ее под службы Internet, ориентированные на клиентов Apple.

Как подчеркнул Джобс в одном из своих последних интервью, следует четко разделять доступ к Internet и службы Internet. Именно за счет уникальных служб, обеспечивающих пользователям целый ряд дополнительных преимуществ, Apple решила еще больше выделиться на фоне других компьютерных компаний. А чтобы покупателей iMac, из которых по статистике каждый третий приобретает компьютер впервые, не заботила проблема выбора провайдера, она заключила соглашение с EarthLink.

Новые службы, получившие название iTools, появились в начале нынешнего года. Доступны они только пользователям MacOS (как написано на вводной странице iTools, это еще один повод, чтобы купить компьютер от Apple) и работают в непосредственном взаимодействии с операционной системой. К, примеру, служба iDisk предоставляет каждому пользователю Мас бесплатно 20 МВ для размещения информации на сервере, однако уникальность ее заключается в том, что доступ к ней ничем не отличается от работы с жестким диском компьютера. Другая служба — KidSafe — обеспечивает доступ к ресурсам Web для детей (соответствующие Web-узлы отбирались учителями и библиотекарями).

 «все в одном»

Однако для того чтобы понять, какое внимание уделяют Internet в Apple, не обязательно быть пользователем Мас — достаточно просто зайти на обновленный Web-узел компании. Так, на нем появился раздел iReview, представляющий собой некий портал для доступа к информации по разнообразным темам с рейтингами узлов. По-видимому, при его создании в компании, опять же, преследовали цель максимально упростить пользователям, особенно новичкам, ориентирование во Всемирной Паутине. Проще говоря, все, что требуется знать человеку, впервые купившему компьютер, — это как попасть на сервер Apple. Кроме того, iReview, как, впрочем, и весь сайт компании, безусловно, является дополнительной рекламой, если можно так выразиться, стиля Apple, и вряд ли он оставит равнодушными даже тех, кто и не думает переходить на платформу Macintosh, — достаточно сказать, что в разработке дизайна сайта принимал непосредственное участие сам Стив Джобс.

Вообще, на дизайне последних продуктов Apple следует остановиться немного подробнее. Существует расхожее мнение, что своим успехом они во многом обязаны именно этой, на первый взгляд, мелочи (с технологической точки зрения продукты компании, будем справедливы, всегда были на высоте). Однако Apple стала по сути первой в компьютерной индустрии, кто начал уделять внешнему виду продуктов столь пристальное внимание, и результат не заставил себя долго ждать. Как отметил Джобс: «Дизайн — это реальное воплощение творческих способностей человека, которое венчает процесс самовыражения в виде внешней оболочки продукта или службы». Комментарии, как говорится, излишни.

Заслуживают также внимания особенности общей реорганизации, проведенной в Apple. Одна из основных целей этой процедуры — сделать так чтобы стиль работы компании был максимально приближен к стилю работы начинающих фирм.

По словам Джобса, именно в таких условиях можно в значительной мере реализовать творческий потенциал компании и воплотить его в продуктах, выпуск которых маленькой фирме новичку явно не под силу, — например, iMac или MacOS X. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, был, в частности, сильно сужен диапазон продуктов, а премиальные старшим менеджерам компании начали выдавать не в деньгах, а в акциях.

 «все в одном»

Еще одной составляющей успеха Apple стало ее переориентирование на потребительский рынок (помните спор с Джоном Скалли о цене на Мас’и). На завоевание этого сегмента и направила все свои усилия
Apple, практически не уделяя внимания корпоративному рынку. Тем не менее это отнюдь не значит, что, например, тот же iMac не имеет здесь шансов: как отметил Джобс, если крупные компании закупают разнообразные потребительские товары, то почему же они не могут поступить точно так же и в отношении компьютерного оборудования. В конце концов, самым важным для них являются, говоря сухим техническим языком, эксплуатационные характеристики, тут уж Apple имеет что предложить.

Что касается создания так называемых цифровых устройств нового типа, то в данном направлении компания тоже не ведет никаких разработок (по официальной версии). Джобс объясняет это тем, что Internet «абсолютно оптимизирована под ПК», и, как бы ни изощрялись разработчики, пытаясь придумать что-то новое, они все равно возвращаются все к той же концепции персонального компьютера. С другой стороны, компания активно смещает акценты в область бизнеса, которую ранее относили к потребительской электронике. В качестве примера можно привести сочетание «цифровая видеокамера — iMac», позволяющее пользователям делать клипы Movie (об этом вы могли прочитать в предыдущем номере еженедельника).

И напоследок о том, почему зарплата главы Apple равна 1 доллару в год. Как поясняет сам Джобс, придя в компанию он не преследовал цель заработать побольше денег — их него и так достаточно, — а просто хотел понять, сможет вывести Apple из кризиса, т. е. по сути стремился «проверить себя». Ну а почему Джобс так долго оставался и.о. главного исполнительного директора? Потому что не хотел, чтобы держатели акций и сотрудники Pixar думали, что он ушел оттуда навсегда. Сегодня, доказав свою способность одновременно управлять двумя компаниями, он стал «полноправным» главой Apple. Тем не менее Джобс продолжает называть ceбя iCEO — ему это просто нравится.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT