`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

MIT: как совместить академизм и коммерцию

0 
 

Мы уже рассказывали о центре PARC компании Xerox — весьма уникальной структуре, давшей миру множество новых технологий и идей. Пожалуй, можно назвать еще три-четыре эпицентра, где зарождается будущее информационных технологий, но институт, о котором пойдет речь дальше, стоит особняком в этом ряду.

Но, прежде чем приступить к рассказу о Массачусетском технологическом институте (МTI), скажем о некоторых общих тенденциях. Многие специалисты отмечают, что исследовательские организации, принадлежащие как к академической (государственные и частные университеты), так и к коммерческой сфере (например, Bell Labs), сегодня находятся на распутье.

С одной стороны, никогда результаты их работы еще не были столь значительными: так, в Соединенных Штатах объемы производства компьютеров, полупроводниковых устройств и коммуникационного оборудования за последние пять лет увеличились в четыре раза, в то время как общий рост объемов производства в индустрии составил всего лишь 28%.

С другой стороны, плотная конкуренция на рынке (особенно это касается рынка информационныхтехнологий) заставляет исследователей сосредоточиваться на решении каких-то конкретных проблем и разработке на основе полученных результатов готовых продуктов, и как следствие, отказываться от проведения долгосрочных работ. Например, в IBM увеличение расходов на исследования и разработку в 1997 г., в сравнении с 1996 г., составило 4,8%, в то время как в 1996 г. эти расходы увеличились, в сравнении с 1995 г., на 11,6%.

У AT&T аналогичные цифры еще более впечатляют: 1 и 12,3%, соответственно. И это притом, что IBM и AT&T всегда являлись лидерами в области долгосрочных исследовательских программ. Примером же того, как можно сочетать быстрое создание готовых продуктов с работой на очень дальнюю перспективу, является, по мнению многих специалистов, MIT.

Особый интерес с этой точки зрения представляет лаборатория Media Lab, основанная в 1980 г. Николасом Негропонте (Nicholas Negroponte) и Джеромом Уайсне-ром (Jerome Wiesner). Результаты исследований этой лаборатории использовались, например, при выработке стандарта MPEG-4; кроме того, их с успехом применяют многие известные компании.

Одной из основных отличительных особенностей Media Lab является уникальная схема финансирования исследований. Так, в большинстве образовательных центров конкретная компания платит конкретному студенту, работающему над конкретным проектом, и очень часто впоследствии принимает его на работу. В случае же Media Lab компании просто платят взнос в размере 150 тыс. — 200 тыс. долл. После уплаты взноса они получают примерно одинаковые права и доступ ко всему, над чем работают в лаборатории. Если компанию что-то заинтересовало, она может воспользоваться результатами работы Media Lab и продолжить исследования самостоятельно.

Весьма немаловажный момент: компания не обязана информировать исследователей Массачусетского технологического института и других субъектов, принимающих участие в описанной программе, о том, что ведет какие-то собственные исследования. Подобный подход обеспечивает 90%-ное финансирование лаборатории компа-ниями_представительницами индустрии и только 10% средств ей выделяет правительство (хотя укомплектована лаборатория практически полностью сотрудниками института). В результате, во-первых, зависимость MIT от государственной бюрократической машины намного меньше, чем у большинства других университетов, финансируемых правительством на 90%, а во-вторых, никто — ни компании, ни правительство — не имеют решающего голоса при выработке стратегии лаборатории. Иными словами, компании и правительство обменяли эксклюзивность на свободу исследований.

Как отметил Эндрю Липпман (Andrew Lippman), помощник директора Media Lab, компании получают не только то, что им интересно, но и то, что могло бы их заинтересовать, однако сами они об этом как-то не думали. В результате, по прошествии некоторого времени направление их исследований может существенно отличаться от того, что планировалось вначале.

По мнению Липпмана, уникальная модель открытого доступа к результатам исследований позволяет в большей степени ориентироваться на дальнюю перспективу: начиная работу над какой-то проблемой, ученые не знают, к чему она приведет, но в процессе исследования получаются результаты, которые в индустрии считают достаточно значимыми, чтобы его продолжать.

УЛЕТАЯ МЫСЛЬЮ ВДАЛЬ

А спектр поисков довольно широк. В настоящее время в Media Lab работают 23 исследовательские лаборатории и пять групп по интересам. То, насколько темы исследований, на первый взгляд, «оторваны» от сегодняшнего дня, можно проиллюстрировать краткой выдержкой из их списка. Приведем несколько тем с примерным переводом:

  • Digital Life (цифровая жизнь);

  • News in the Future (новости в будущем);

  • Things That Think (думающие вещи);

  • Toys of Tomorrow (игрушки будущего);

  • Counter Intelligence (можно перевести, скорее, как «противо-разум», но никак не «контрразведка»).

Однако оторванность эта кажущаяся. Например, в рамках темы «Цифровая жизнь» ведется разработка под названием HyperSoap. Она лежит на стыке технологий WWW и новых подходов к созданию интерактивных развлечений. Свое название эта программа получила от механизма гиперссылок (Hyper) и «мыльных опер», называемых у нас «мексиканскими сериалами» (Soap).

Разрабатываемое программное обеспечение позволяет легко индицировать отдельные объекты и области в последовательности видеокадров. При просмотре фильма зритель может указывать на предметы, привлекшие его внимание (платье актрисы, ее ожерелье или стол, за которым она сидит). Программа же в течение всего представления очень точно отслеживает индицированные объекты и при указании на них пользователя может ответить соответствующими действиями: например, показать во всплывающем меню цену и другие характеристики заинтересовавшего вас товара. Автоматизация распознавания образов, лежащая в основе этого программного обеспечения, позволяет уменьшить ручную работу при создании такого интерактивного контента. В результате, в одной сцене может присутствовать несколько десятков объектов, которые можно выбрать.

Майкл Боув (Michael Bove), руководитель группы Object-Based Media, выполняющий эту разработку, рассказывает: «Новый тип образовательных программ позволит детям попасть в африканскую саванну и собирать там гербарий. Другие программы могут давать «живые» инструкции по самым различным темам ~ от полетов на самолетах до хирургии».

По этой технологии можно создавать и интерактивные рекламные буклеты вместо уже давно знакомых печатных. Вы получаете DVD-ROM с такой программой, вставляете его в свой ПК и, наблюдая сериал из жизни высшего общества, выбираете себе обновку к новому летнему сезону. В дальнейшем, можетбыть, появится возможность просматривать подобные программы с гиперссылками и по сетям кабельного телевидения. Не исключено, что возникнут и интерактивные видеокиоски. Они будут вовлекать покупателя в некие драматические представления, во время которых он сможет делать свой выбор с помощью простого нажатия экрана.

БИЗНЕС — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Ну а после небольшого футурологического отступления, вернемся ко дню сегодняшнему в жизни Media Lab. В ходе процесса взаимодействия с бизнес-структурами устанавливаются очень важные для института долгосрочные отношения.

Расширению контактов с бизнес-структурами, несомненно, способствует и то внимание, которое в Массачусетском технологическом институте уделяется обучению студентов предпринимательству. Например, в 1994 г. при школе управления Sloan School of Management был открыт учебный центр Enterpre-neurship Center, с тех пор число посещающих его студентов выросло более чем в три раза. (Хотя, в общем-то, предпринимательству в институте учат уже несколько десятков лет, и, как отмечают специалисты, если собрать все компании, созданные его выпускниками и преподавателями, то получится некое образование, экономика которого занимает 24-е место в мире.) А совсем недавно, в декабре, школой была проведена однодневная конференция по венчурному капиталу, на которой студентами, преподавателями и ветеранами индустрии обсуждались текущие тенденции в мире венчурных вложений и высоких технологий.

Конечно, ни одна формула успеха не является постоянной, и даже Массачусетскому технологическому институту необходимо искать новые схемы финансирования и коммерциализации своих исследований. Главное при этом, по мнению многих специалистов, — сохранить ту свободу, которая позволяет его исследователям работать на ближнюю и дальнюю перспективу, и тем самым продолжать показывать остальным пример того, как именно надо двигать технологию вперед.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT