"Золотая" марка

8 май, 2008 - 11:51Артур Оруджалиев

Согласно экспертным оценкам, в 2007 г. в Украине было продано мобильных телефонов на сумму 1,4–1,7 млрд долл. Зафиксированный же Государственной таможенной службой объем импорта не превышает и 30 млн долл. Соответственно, около 95% терминалов попали в нашу страну посредством различных «серых» схем ввоза.

"Золотая" марка
Игроки рынка уверены, что новая марка лишь продублирует существующую и на объемы «серого» импорта не повлияет

С целью изменения сложившейся ситуации НКРС и Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) выступили с инициативой ввода дополнительной маркировки радиоэлектронной техники. По новым правилам при импорте данного типа устройств компании обязаны наклеивать на упаковку товара специальный голографический знак. Представители госструктур уверены, что именно с его помощью станет возможным быстро определить, официально ли ввезен терминал в Украину.

Уже начиная с 6 июня розничные сети обязаны продавать устройства лишь с новой маркой. При этом, как утверждают представители УГЦР, отличительные знаки можно будет получить и на нераспроданную технику, которая ввезена в Украину ранее.

Примечательно, что среди представителей бизнеса сторонников таких изменений отыскать довольно сложно, и они еще до фактического начала работы этой схемы уверены в ее неэффективности. Дело все в том, что реализуемые сегодня мобильные телефоны и без того оснащаются специальной пометкой UA UCRF. По словам Ирины Волк, директора украинского подразделения Samsung Mobile, новые правила заставляют дублировать уже имеющиеся знаки, что приведет лишь к повышению стоимости продукта для конечного потребителя.

Хотя сама марка является бесплатной, за нее предусмотрен дополнительный сбор в размере 10 грн за импортируемое устройство. Кроме того, подорожание может быть и более ощутимым, поскольку новые правила могут вызвать простои транспорта с товаром и как следствие – меньшую оборачиваемость кредитных средств, считает Сергей Яковлев, коммерческий директор департамента дистрибуции MTI.

К этому вопросу можно подойти и с другой стороны. Так, по мнению экспертов, если в прошлом году, как отмечено выше, в Украину официальным путем было ввезено лишь 5% мобильных телефонов, то новые марки будут оформляться лишь на такое количество товара. Ведь даже сегодня найти в продаже несертифицированные телефоны не составляет большого труда, проблема в том, что у МВД, СБУ и других организаций фактически нет полномочий бороться с реализаторами этой продукции.

Некоторые участники рынка также не понимают, какое отношение имеет УГЦР к борьбе с контрабандой, ведь это входит в компетенцию таможенной службы, и к сбору налогов и пошлин (чем фактически и является новая дополнительная плата). Как считают дистрибьюторы и розничные продавцы, новые правила приведут лишь к усилению давления госструктур на бизнес, а на легализации импорта это никак не отразится.

Владимир Колодюк, президент Unitrade Group, уверен, что введение маркировки затронет лишь крупные торговые сети, на «полуподвальную» розницу, расположившуюся в подземных переходах и на рынках, это не повлияет, а ведь именно там реализуется наибольшая часть «серой» продукции. Недобросовестные продавцы точно так же будут подделывать новые марки, тратить на это средства, что повлечет подорожание товара, однако на росте поступлений в бюджет это никак не скажется.

Поставщики, с которыми нам удалось пообщаться, солидарны, что бороться с контрабандой и «обелять» канал продаж необходимо, однако делать это стоит путем диалога. Эллина Лебедева, менеджер по маркетингу киевского офиса Nokia, удивляется тому, что при подготовке новых правил ввоза мобильных телефонов с производителями и продавцами никто даже не советовался. Она, как и многие другие, готова содействовать их разработке, однако представителей рынка госорганы позвали обсуждать изменения на специальный круглый стол уже после принятия решения. Правда, не совсем понятно, зачем.