Знакомьтесь – Cisco, венчурный капиталист

29 август, 2007 - 18:52Владимир Исаев

Об инвестициях Cisco в интернет-магазин Ozon.Ru слышали, думаю, многие. Напомню только, что та сделка стала первой венчурной инвестицией сетевого гиганта на просторах СНГ, и собственно параллельно с ней компания объявила о намерениях серьезно заняться подобной деятельностью в нашем регионе.

Недавно с помощью украинского офиса Cisco мне удалось поговорить с Андреем Морозовым, главным по венчурным инвестициям компании в СНГ. Естественно, меня интересовали прежде всего планы Cisco на украинские стартапы, и вопросы мои были в основном о том каким образом компания «присматривается» к претендентам на инвестиции, что нужно иметь в виду «стартаперам» (startupers), формируя заявку, как долго она рассматривается и какова вероятность положительного решения.

Оказалось, что Cisco прежде всего заинтересована в реально работающих компаниях. Но и из них в итоге только 1% может рассчитывать на вложения, причем 90% заявок «заворачиваются» в течение нескольких дней. Это еще раз укрепило меня в мысли, что за голые идеи, какими бы привлекательными и хорошо представленными они ни были, серьезные инвесторы не платят, в отличие от участников ТВ-программы «Акулы бизнеса».

Хотя те же «Акулы…» отлично демонстрируют насколько глубоко украинские «стартаперы» могут владеть предметной областью и насколько плохо они преподносят идею в виде бизнес-проекта, т.е. бизнес-плана, оценки конкурентной ситуации и все такое прочее. В США, сказал г-н Морозов, ситуация прямо противоположная: люди могут лишь поверхностно разбираться в технологиях, но великолепно представлять себе какой продукт они делают, для кого он, да и вообще, осознавать, что бизнес делается не ради бизнеса, а ради заработка. И там вероятность получения средств на развитие от венчурных фондов на порядок выше.

Конечно, подходы наших «стартаперов», среди которых почти 100% инженеров, объясняются очень просто. В эпоху СССР их никто не учил бизнес-моделированию, а сейчас учиться либо негде, либо дорого, либо поздно. Но все же нынешнюю методу формулирования идей и целей для привлечения средств, как ни крути, придется ломать. А иначе никак.