Становится очевидным, что прогнозы роста в ряде сегментов ИТ-рынка, связанного с выходом мировой экономики из кризиса, были завышены. В числе самых ярких примеров – показатели бизнеса по производству ЖК-панелей, испытывающего трудности вследствие низкой потребительской активности в сегментах ЖК ТВ, компьютеров и прочей персональной электроники.
Согласно последним сводкам аналитиков DisplaySearch, в III квартале 2010 г. поставки крупноформатных ЖК-панелей достигли 163 млн единиц – на 4% меньше по отношению к предыдущей четверти, однако на 7% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Доходы индустрии с июля по сентябрь оцениваются в 21,3 млрд долл., что соответствует уменьшению объема выручки на 7% ко II кварталу и такому же увеличению в годовом сравнении.
По мнению экспертов, снижение спроса на панели стало следствием умеренной активности потребителей на рынке конечных продуктов, а также неэффективного регулирования имеющихся складских запасов, вызвавших затяжную эрозию средних отпускных цен. Кроме того, строительство ключевыми игроками более крупных и современных фабрик, на которые, по предварительным подсчетам, в текущем году будет потрачено не менее 17 млрд долл., может усугубить перенасыщение рынка.
Крупнейшими потребителями панелей остаются производители ЖК ТВ. В преддверии рождественского сезона ведущие вендоры стремились снизить уровень складских запасов. В финальной четверти года эта тенденция усилится вследствие резкого падения розничных цен, особенно на продукты из LED-сегмента. В первую очередь это коснется востребованных моделей с диагональю свыше 40", поставки которых лишь за III квартал возросли с 16 млн до 18,1 млн штук. Важным фактором остается нарастающий интерес к панелям с LED-подсветкой, отгрузки которых по отношению к предыдущему кварталу увеличились более чем на 2 млн единиц, достигнув в общей сумме 7,8 млн. Ожидается, что уже в следующем году больше половины выпускаемых плоских телевизоров будут оснащены LED-подсветкой, тогда как в нынешнем вряд ли удастся преодолеть рубеж и в 21%.
Квартальный объем поставок для нужд производителей телевизоров превысил 57,4 млн панелей, что на 24% больше, нежели годом ранее, и на 4% – чем в предыдущей четверти. Прогнозируется, что высокий спрос в Японии и на крупных развивающихся рынках во главе с Китаем сгладит падение потребления в Северной Америке и по итогам 2010 г. позволит нарастить общие отгрузки ЖК ТВ до 188 млн устройств (со 145 млн в 2009 г.).
Сегмент панелей для мониторов показал негативную динамику поставок в квартальном и годовом сравнении. С июля по октябрь средняя отпускная цена экранов неуклонно снижалась, и лишь в ноябре стали заметны первые признаки стабилизации. Не в последнюю очередь это связано с частичным восстановлением глобального спроса на ПК в настольном исполнении, а также решением некоторых ключевых игроков уменьшить загрузку соответствующих производственных мощностей. На фоне слабого роста спроса на мониторы по-прежнему значителен разрыв между стоимостью моделей на базе традиционной CCFL и новой LED-подсветки. По оценкам наблюдателей, в текущем году LED-решения займут около 20% рынка мониторов, однако уже в следующем таковыми будут свыше половины реализованных в мире дисплеев.
Хорошие темпы развития наблюдаются в сегменте панелей для нетбуков и медиапланшетов. Благодаря повышенному спросу на экраны с диагональю 9,7", поставки которых за последний квартал увеличились с 3 млн до 5,6 млн единиц, бизнес производства компактных ЖК-матриц вырос по отношению к прошлому году на 24%.
Особое внимание в этом контексте обращают на себя емкостные сенсорные панели малых и средних диагоналей, применяемые в мобильных ПК. Уверенный старт продаж iPad заставил аналитиков пересмотреть ранние прогнозы и предположить, что совокупные поставки экранов диагональю от 5" до 10,2" достигнут 19,5 млн штук в текущем году и не менее 122 млн к 2016 г. Общая площадь отгруженных производителям сенсорных дисплеев матриц по итогам года достигнет 7,9 млн м2, а в 2011 г. преодолеет рубеж в 10 млн м2.
Впрочем, средняя отпускная цена панелей 5–10,2", используемых в нетбуках и планшетах, снижается, поскольку на рынок выходит все больше поставщиков и объемы производства растут. На данный момент основная часть устройств из рассматриваемого сегмента имеет диагональ 9,7", однако интерес потребителей к Samsung Galaxy Tab и другим 7-дюймовым моделям планшетов в ближайшее время приведет к увеличению доли матриц этого формфактора.
С другой стороны, в сегменте сенсорных панелей 3–4,9" для мобильных телефонов средняя цена демонстрирует тенденцию к росту, поскольку плавно увеличивается интерес потребителей к сотовым терминалам с более крупным экраном.
В соответствии с запросами рынка ведущие производители приступили к расширению собственных технологических линий для выпуска ЖК-панелей среднего и малого размера. Так, China Picture Tubes (CPT) и Hannstar Display все чаще используют под эти цели линии пятого и шестого поколения, благодаря чему квартальные поставки панелей упомянутых компаний возросли к прошлому году на 20 и 53% соответственно.
Свыше 77 млн панелей, поставленных в предыдущем квартале, были оснащены LED-подсветкой, что соответствует увеличению отгрузок подобных решений на 6% относительно второй четверти года. Как результат, они приносят уже 44% общей суммы квартальных доходов индустрии. Уверенное вытеснение CCFL отмечается по всем направлениям. Так, около 26% реализованных за квартал ЖК ТВ были оснащены LED. Более быстрыми темпами освоение новой технологии происходит в сегментах ноутбуков и планшетов – проникновение LED-панелей в них достигло 93 и 100%.
По размеру доходов ведущие позиции сохраняют Samsung Electronics и LG Display. Полученный квартальный объем выручки позволил корейским производителям занять 26 и 25,9% глобального рынка панелей соответственно.
Чистый доход Samsung Electronics за квартал достиг рекордной отметки, увеличившись на 17% к прошлому году – до 3,96 млрд долл. Несмотря на это общую отчетность подпортило направление ЖК-панелей, пострадавшее от сокращения спроса на ПК и ЖК ТВ, а также замедления потребительской активности в США, Европе и на других зрелых рынках. Лидер ожидает, что негативные тенденции на рынке панелей, связанные с падением ASP, сохранятся и на протяжении текущего квартала будут усугубляться укреплением корейского вона относительно доллара США.
LG Display отгрузила панелей общей площадью 7,2 млн м2 – на 12% больше, чем за предыдущий квартал. Тем не менее чистый доход к прошлому году снизился на 62%, что объясняется торможением спроса на ЖК ТВ и компьютерные мониторы, поставка матриц для которых обеспечила корейцам 58 и 19% квартальной выручки соответственно. Таким образом, чистый доход производителя составил 198 млн долл., тогда как годом ранее это значение колебалось около отметки 523 млн долл. В финальной четверти года аналитики прогнозируют дальнейшее сокращение прибыли второго по величине игрока рынка, объяснимое снижением средних отпускных цен на панели вследствие сохраняющегося перепроизводства. В III квартале средняя стоимость квадратного метра панелей, выпускаемых на фабриках LG Display, упала на 10%.
Ожидается, что в высокий сезон с октября по декабрь поставки панелей возрастут не более чем на 3% по сравнению с третьей четвертью текущего года, преодолев отметку в 168 млн единиц.
Позиция | ЖК-мониторы | Ноутбуки | Нетбуки/планшеты | ЖК ТВ | Информационные дисплеи | Все типы устройств |
1 | LG Display | LG Display | LG Display | LG Display | Sharp | LG Display |
2 | AUO | Samsung | Samsung | Samsung | Samsung | Samsung |
3 | Chimei Innolux | AUO | HannStar | Sharp | – | AUO |
По данным DisplaySearch. |
Категория | Поставки, млн шт. | Квартальный рост, % | Годовой рост, % | ||
III квартал 2009 г. | II квартал 2010 г. | III квартал 2010 г. | |||
ЖК-мониторы | 49,6 | 50,9 | 46,6 | -8 | -6 |
Ноутбуки | 41,8 | 48,9 | 42,1 | -14 | 1 |
Нетбуки/планшеты | 10,7 | 12,3 | 13,3 | 8 | 24 |
ЖК ТВ | 46,3 | 55,0 | 57,4 | 4 | 24 |
Информационные дисплеи | 0,3 | 0,4 | 0,4 | -12 | 17 |
Другие устройства | 3,1 | 2,7 | 3,1 | 16 | 1 |
Всего | 151,9 | 170,2 | 163,0 | -4 | 7 |
По данным DisplaySearch. |