Жидкостные аккумуляторы нам помогут

30 август, 2011 - 17:37Павел Молодчик

Электромобили неконкурентоспособны из-за дороговизны, недолговечности, громоздкости, массивности и относительно низкой удельной энергоемкости аккумуляторных батарей, а т.ж. непрактичной продолжительности процесса зарядки. Автомобили с топливными элементами никуда не годятся из-за недолговечности и дороговизны протонно-обменных мембран. Для взрывоопасных водородных автомобилей я из человеколюбия предложил бы построить специальные дороги, проходящие по безлюдной местности.

На фоне всей этой несостоятельности обнадеживающе (что выражается круглой суммой в $16m) выглядит стартап 24M Technologies, организованный крупным производителем батарей A123 Systems с целью совершенствования и коммерциализации идей, возникших в MIT.

$16m - это недавно анонсированный руководством 24M объем финансирования. Отметим что эта сумма включает 6-миллионный грант ARPA.

Программа максимум - 10-кратное повышение удельной энергоемкости и снижение стоимости электоавтомобильных аккумуляторов на 85% в предстоящие 5 лет.

Устроены аккумуляторы 24М так: электролиты двух типов (содержащие взвесь наночастиц) прокачиваются через реактор (в котором наночастицы самоорганизуются в токопроводящие сети) в помощью гидронасосов. Отработанные ("разряженные") электролиты поступают в приемные резервуары для последующей рекуперации. Таким образом, мощность аккумуляторов определяется объемом реактора, а емкость - вместимостью резервуаров.

Жидкостные аккумуляторы нам помогут
На этой иллюстрации схема упрощена: в ней не учтена необходимость разделять приемные и расходные емкости. Так что в действительности резервуаров не два, а четыре.

Предположительно, коммерциализация новой технологии будет осуществляться на основе существующей автозаправочной инфраструктуры: наряду с табличками "бензин", "дизтопливо" и "природный газ" на топливораздаточных колонках появится ненавязчивая надпись "электролит".

Что успех этой инициативы сулит ИТ?

В первую очередь - появление энергоемких аккумуляторов, наконец-то действительно, по-честному и взаправду лишенных "эффекта памяти".

Удешевление систем оптимизации энергопотребления ЦОД.

Появление на АЗС клиентов с ноутбуками подмышкой... Конечно, насосы - слабое место жидкостного аккумулятора. Появление механического насоса в ноутбуке противоречит общей тенденции солидификации гаджетов. Однако, в некоторых из исследуемых конструкций насосов нет. В них электролит протекает через реактор под действием силы тяжести. В воображении вырисовывается ноутбук, задняя часть крышки которого устроена как песочные часы. Пользователь устанавливает экран в рабочее положение, и электролит струится из верхней пары резервуаров в нижние сам собою. Если стенки резервуаров прозрачны, оставшийся заряд можно определить с одного взгляда. Слабое место - опасность обесточивания при работе в салоне самолета, попавшего в зону турбулентности:)