Жесткие диски: осваивая новые рынки

6 декабрь, 2007 - 12:14Артем Юрченко

Снижение рентабельности и развитие технологий хранения данных на базе NAND Flash и SSD заставляют разработчиков и производителей HDD искать рынки сбыта продукции за пределами все еще емкой ниши ПК. Отрадно отметить, что в последнее время приток потребителей дисков из таких альтернативных отраслей стабильно увеличивается.

Среди наиболее быстрорастущих «некомпьютерных» рынков сбыта HDD выделяются цифровые видеорекордеры (DVR) и ТВ-приставки (STB). Эта продукция медленно, но уверенно мигрирует из премиум-класса в массовый сегмент. Если верить аналитикам Leichtman Research Group (LRG), то на сегодняшний день только в Северной Америке, остающейся передовым потребителем цифрового ТВ, каждая пятая семья пользуется DVR. Усилия кабельных и спутниковых провайдеров приведут к тому, что к 2011 г. подобные устройства будут установлены в домах более чем половины американских семей. Наряду с приставками от TiVo и Comcast, которые позиционируют DVR как неотъемлемый компонент для просмотра видеоматериалов высокой четкости, с незначительной натяжкой к этой категории также стоит отнести оснащенные жесткими дисками консоли Xbox 360 и PS3.

Производители накопителей постоянно расширяют ассортимент нацеленной на сегмент DVR продукции. Относительно недавно Hitachi обновила линейку устройств CinemaStar. Ее ключевым компонентом стал 3,5-дюймовый диск P7K500 емкостью 500 ГБ, способный не только оптимизировать воспроизведение последовательности кадров, но и самостоятельно восстанавливать нарушенные фрагменты. Силами внешнего накопителя My DVR Expander от Western Digital пользователи TiVo смогли увеличить объем видеобанков на 65 ч в HD-качестве.

Эксперты iSuppli оценили продажи HDD для DVR/STB за первые шесть месяцев года в пределах 18,6 млн устройств. По итогам второго полугодия продажи должны вырасти как минимум на 22%, или до 22,7 млн накопителей.

Не менее перспективным рынком сбыта жестких дисков становится и автомобильная отрасль. Уже сегодня встраиваемые в транспортные средства мультимедийные центры весьма требовательны к объемам дискового пространства. Стимулировать дальнейший рост спроса на HDD в составе бортовых систем способны стремительно развивающиеся высокоскоростные технологии передачи данных, а также навигаторы. Все это дает экспертам iSuppli уверенность, что в текущем году данный рынок освоит без малого 4,5 млн HDD, а уже к 2013 г. продажи в автомобильном сегменте приблизятся к 16,6 млн устройств, вытеснив автомобильные системы с оптическими накопителями в США, Европе и Японии.

Несмотря на такие перспективы, аналитики не сбрасывают со счетов рынок компьютеров – он по-прежнему остается главным потребителем жестких дисков. Во многом благодаря ему на протяжении III квартала общее количество реализованных устройств зафиксировано на отметке 132,5 млн шт. Среднегодовой рост продаж ПК приблизительно на 10% дает возможность нарастить квартальные объемы поставок не менее чем на 15%. Сыграло роль и удешевление: если в III квартале прошлого года ASP устройств для ноутбуков составляла $86, то за тот же период нынешнего – не превышала $53. При этом значительное падение цен было отмечено в сегменте дисков с большой плотностью записи (к примеру, 320 ГБ), в то время как стоимость 80 ГБ и менее оставалась почти неизменной. В числе положительных моментов следует отметить и то, что изменение средней цены HDD позволяет им достойно конкурировать с NAND и SSD. На сегодняшний день стоимость хранения 1 МБ на твердотельных накопителях варьируется от $7 до $10, а в HDD она уже не превышает 20 центов.

Впрочем, об успешности III квартала для индустрии НЖМД лучше всего говорят финансовые отчеты производителей. Доход Seagate за этот период превысил 3,3 млрд долл. Невзирая на все еще значительные затраты, связанные с приобретением Maxtor и EVault, чистый доход компании преодолел рекордную отметку в 355 млн долл. Впечатляющим оказалось и количество отгруженных устройств – более 47 млн, что говорит об увеличении продаж на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Жесткие диски осваивая новые рынки

Не менее позитивны результаты Western Digital, увеличившей квартальный доход на 26%, или до 1,7 млрд долл. А вот бизнес Hitachi GST развивается довольно неоднозначно. Компания до сих пор является третьей по объему мировых поставок, но с момента приобретения в 2002 г. подразделения по выпуску жестких дисков у IBM данное направление остается неприбыльным. Чтобы исправить ситуацию, предпринимались различные действия, в том числе сокращение персонала и приглашение на руководящие должности менеджеров из конкурирующих структур, но эффекта это так и не дало. Последней попыткой выхода из затянувшегося пике стал поиск стратегического инвестора, способного приобрести часть акций Hitachi GST. Впрочем, в ожидании предложений вендор не сворачивает свои научно-исследовательские программы. Среди последних разработок стоит упомянуть новую считывающую головку, позволяющую уже к 2009 г. наладить массовый выпуск 3,5- и 2,5-дюймовых дисков объемом 4 TБ и 1 TБ соответственно.

Стабильным ростом доходов отмечены последние кварталы и для Fujitsu, причем ее самые громкие успехи связаны с мобильным сегментом. По итогам III квартала поставки портативных HDD достигли 8,32 млн шт., что на 45% превысило показатели предыдущего календарного периода. Примечательно, что около 90% сбыта, или 7,44 млн дисков, – это устройства с интерфейсом Serial ATA. Активно продвигаются и новые разработки, в частности 2,5-дюймовые HDD емкостью 300 ГБ с частотой вращения 7200 об/мин. По сравнению со II кварталом зафиксировано увеличение продаж примерно на 20% HDD Serial Attached SCSI (SAS).

Эксперты прогнозируют, что финальная четверть года позволит нарастить совокупные продажи накопителей на 11%. В абсолютных величинах эта цифра будет соответствовать более чем 147 млн НЖМД. Несмотря на царящее на рынке затишье, рост сбыта сохранится и на протяжении первого полугодия 2008 г.