«Google или Facebook?» Если быть точнее, то: «Мохаммед Гавдат или Екатерина Скоробогатова?». И уже с философской точки зрения: «Настоящее или будущее?» — этим вопросом для меня началось знакомство с программой iForum.
Я выбрал настоящее, то есть Google. Тем более, что о новинках на платформе Facebook я уже писал. А теперь по порядку:
Конференцию открыл Александр Ольшанский, со вступительным словом. Он начал с рассказа об интеллектуальном продукте, глобальной экономике (и конкуренции), патентных законах, как основной законодательной базы. «Рынок интеллектуальной собственности уже больше, чем рынок оружия и наркотиков». Дальше было сравнение нюансов защиты материальной и интеллектуальной собственности. И мы плавно перешли к отсутствию нормальной законодательной базы в нашей стране. После этого слово было передано Виталию Коржу, «представителю власти». Господин Корж несколько затянуто начал благодарить за приглашение, акцентировать на важности диалога и так далее. В момент, когда из задних рядов начали выстреливать реплики типа: «Думает, здесь парламент», я решил прогуляться по стендам до выступления представителя Google.
Собственно, стендов было много, людей — очень много. В основном, присутствовали агентства, стартапы и представительства разнообразных компаний (был магазин Лебедева, например). Я обратил внимание на представительство Google, где можно было потестировать их Galaxy Nexus с 4.0 Android среди прочего. Рядом Growth Up разместил Audi A8 и двух потрясающе длинноногих девушек (не успел сделать фото). Я даже на секунду решил стать стартапером и придумал идею чертовски успешного проекта, но потом увидел кофеварки и убежал к ним.
Взбодрившись кофе, отправился слушать вице-президента Google по развивающимся рынкам с докладом «Этот новый мир: роль Интернета и технологий в нашей повседневной жизни». Тема очень общая и это сказалось на выступлении. Моххамед Гавдат начал с того, что Интернет проникает в нашу жизнь все больше, меняя социально-экономические связи. В качестве аргументов, он сравнил объемы памяти компьютера в 1984 году и современного смартфона. Акцентировал, что YouTube — это самое крупное онлайн хранилище видео и оно постоянно пополняется. Показал слайд с темпами роста количества Android смартфонов. Из интересных цифр: 16% всех ежедневных запросов в Google абсолютно новые, то есть не задавались никогда. И по поводу проникновения Интернет: в Индии у 85% населения есть доступ к Интернет. И только у 80% есть электричество. Яркий аргумент в пользу мобильного будущего.
Далее господин Гавдат на примере сервисов Insites и Business online показал как можно использовать собранные пользовательские данные для бизнеса, исследований и прогнозирования спроса, например. В третьей части доклада представитель крупнейшего в мире поисковика показал, как Интернет влияет на отношения людей и власти на примере революции в Египте. «Люди очень информированы и всё чаще они черпают информацию от друзей, а не от СМИ». В завершении нам показали видео презентацию проекта Google Glasses, в качестве иллюстрации направления развития Интернет-технологий. «Не важно, что обсуждают круто это или не круто. Это прорыв в инновациях» — этими словами спикер закончил свое выступление.
Вопросов не было и следующим сразу вышел Антон Носик с докладом: «Жизнь и смерть СМИ в Интернете». Начал господин Носик с того, что смена лидеров в этой индустрии происходит каждые
На Западе все началось с того, что крупные медиа начали осваивать маргинальную но перспективную среду коммуникаций. CNN, Disney, NBC инвестировали в свои проекты и развивали их. В России же была совершенно другая история: крупные медиакомпании игнорировали Интернет и у нас начали появляться свои, уникальные Интернет-СМИ: polit.ru, rbk, gazeta.ru, lenta.ru.
Первыми волну массового Интернета освоили провайдеры: например, AOL и Microsoft со своим порталом msn.com. AOL хотел стать контент-провайдером и слился с Time Warner. Но делу это не помогло, интерес к этим компаниям, как к поставщикам контента, начал падать и их место заняли контент агрегаторы: Google News и Yahoo News. В Рунете их аналоги Яндекс.Новости, новости mail.ru и rambler так же стали достаточно популярными инструментами потребления контента. И пока производители контента пытаются договориться с агрегаторами новостей о компенсациях и методах работы, пришла следующая эпоха: социальных сетей. Facebook и Вконтакте рулят контентом. Они стали основным источником траффика. А кнопки, с помощью которых можно поделиться или отметить запись, есть практически возле каждой статьи.
Вывод: лидеры менялись и будут меняться. Сейчас трендом становится мобильный Интернет. В завершении господин Носик рекомендовал Интернет-СМИ работать именно в этом направлении.
Завершит первую часть отчета рассказ о докладе Игоря Ашманова. Заранее признаюсь, он мне понравился больше всего, так как был наиболее фундаментальным, глубоким и «несколько занудным», как сказала моя знакомая. Доклад об Интернет-маркетинге, как продвижении на разных платформах начался с разделения продвижения на авторизованное и неавторизованное. Компания просто выбирает приоритетные параметры (например, низкая стоимость контакта при неавторизированном доступе к пользователю через почту — спам) и работает по подходящей для нее схеме. Естественно, представители платформ и пользователи борятся с подобными явлениями. Таким образом система саморегулируется и сохраняется баланс. Методами доступа к аудитории являются:
● Електронная почта
● Интернет СМИ
● Поисковые системы
● Социальные сети
● Блоги
А вот примеры соответствующих платформ:
● Google, Яндекс
● Lenta.ru
● Facebook, Vkontakte
● Livejournal
● Mobile App
● Игры
● Электронная почта
● Браузеры и расширения
● Декстоп (одна из старейших платформ)
Кстати, интересный факт — Google был пионером так называемого «инсталла». Это когда при закачке торрент файла вам еще предлагают установить по умолчанию поиск именно от Google. Сейчас такими методами активно пользуются Яндекс и Mail.ru.
У агентств, которые занимаются продвижением на платформах есть два варианта работы:
1. Специализация: когда агентство выбирает платформу и максимально эффективно работает только на ней.
2. Полный цикл: когда агентство предлагает стратегические решения и консалтинг. Работают такие агентства, в основном, с крупными клиентами.
Работа с платформами эволюционирует примерно так:
Услуга — Продукты — Разделение труда — Автоматизация — Трансакции
Эволюцию платформ можно отследить на примере фондовых бирж. Сейчас там торгуются не трейдеры, а специальные роботы. И чем мощнее робот и шире выделенный канал (важна даже отдаленность от биржы, когда вопрос идет в микросекундах), тем больше прибыль. Примерно так же сейчас эволюционирует и реклама в социальных сетях. Вот ссылка на статью по этой теме.
Очень интересная часть доклада: RTB (Real Time Bidding):
Есть покупатели трансакций (агентства) и продавцы трансакций (площадки). Между ними сложный механизм аукциона в реальном времени. Внимание пользователя и есть лот на аукционе. Это и есть будущее рекламных сетей в Интернет.
Путь развития агентства по такой схеме:
1. Полного цикла или специализация
2. Агентство или сервис
3. Сервис или API
Ну и перманентная смена платформы, в случае неудач или для поиска новых возможностей.
Хочется сказать, что аплодисменты господину Ашманову были самыми громкими и в последствии его доклад определили, методом голосования, как самый интересный.
Далее ждите вторую часть рассказа о мероприятии и о докладах, которые мне показались весьма интересны.