Задел на будущее

31 август, 2007 - 11:48Артур Оруджалиев

Пришедшие на смену карманным компьютерам коммуникаторы постепенно увеличивают свою долю на украинском рынке мобильных терминалов, однако их сбыт пока не достиг того уровня, при котором поставщики активно занимаются продвижением подобных устройств. Розничные цены на них остаются стабильно высокими, а продавцы неплохо зарабатывают даже на небольших партиях товара. В перспективе же хороший доход от обслуживания этой техники смогут получать сервис-центры – таким компаниям в секторе коммуникаторов «есть где развернуться».

Мал золотник?

Зачастую в своих экспертных оценках как аналитические агентства, так и сами участники рынка не выделяют коммуникаторы в самостоятельный сегмент, учитывая их продажи вкупе с КПК и смартфонами. Обусловлено это, по всей видимости, все еще низкой долей такой техники в общем сбыте мобильных продуктов. Суммарно на эти три типа устройств приходится сегодня 6–8% продаж всех сотовых терминалов. При этом смартфоны занимают боóльшую часть, сбыт КПК без GSM-модулей стремительно сокращается, а реализация коммуникаторов растет хоть и быстро, но все еще не слишком высокими темпами.

Если по итогам 2006 г., по нашим подсчетам, доля коммуникаторов на рынке сотовых терминалов равнялась примерно 0,8% (72 тыс. штук в абсолютном выражении), то, основываясь на результатах продаж в первой половине 2007 г., эксперты ожидают преодоления планки в 1% и при определенных условиях – достижения 1,2% (120–140 тыс. штук).

Задел на будущее

Однако даже если самый позитивный прогноз окажется верным, для того чтобы поставщики занялись активным продвижением коммуникаторов в канале, их должно продаваться не менее 500 тыс. штук в год. В компании «Евросеть» полагают, что сбыт достигнет такого уровня не ранее, чем через 2–2,5 года. При этом многие игроки уверены, что работать на перспективу в данном случае неэффективно.

С другой стороны, если взглянуть на маржу продавцов, может создаться впечатление, что сами коммуникаторы являются чуть ли не «золотой жилой». По мнению экспертов, наценка реселлеров на эти аппараты может достигать 25%. С учетом того, что средняя стоимость продаваемого в Украине коммуникатора равняется $600–700, заработок на одном устройстве сравнительно высок. Впрочем, только в теории – на практике все далеко не так гладко.

Магазины, закупив партию какой-либо модели, нередко спустя определенное время снижают отпускную цену – залежалый товар быстро становится неликвидным, и во избежание этого продавцы сознательно идут на уменьшение маржи, обычно большее, чем вдвое – до 10–12%. При этом не все вендоры предоставляют своим партнерам в канале услуги защиты от удешевления товара (price protection) или остатков на складе (stock protection). И даже если они есть, в кулуарах партнеры признаются: добиться компенсаций бывает попросту нереально. Так что в результате снижения вендором отпускных цен дистрибьюторы и реселлеры вынуждены компенсировать разницу из своего кармана, опять же за счет сокращения маржи.

Роль каналов

Некоторые участники рынка коммуникаторов более категоричны в заявлениях, считая, что в Украине «провален» в целом весь канал продаж мобильных телефонов «благодаря» неорганизованной рознице, стихийным рынкам, демпингу производителей, а маржа за последние несколько лет резко снизилась. В качестве примера можно привести Россию, где сотовые аппараты классом выше среднего, в том числе и коммуникаторы, нередко на $100 дороже, чем у нас, что свидетельствует о более оправданной ценовой политике на рынке северного соседа.

Top 5 коммуникаторов на украинском рынке в мае 2007 г.
1 Sony Ericsson M600i
2 Nokia 9300
3 ASUS P535
4 Sony Ericsson P990i
5 Qtek 2020
По данным GfK-Ukraine

В разрушении канала поставщики склонны винить и интернет-магазины. Добавляя к цене дистрибьютора $10–20, такие фирмы откровенно демпингуют, отбирая порой клиентов у офлайновой розницы. Довольно часто потенциальный покупатель приходит ознакомиться с устройством в магазин, получает консультацию специалиста, определяется с выбором, а потом заказывает товар на более дешевой онлайн-площадке.

Впрочем, с таким утверждением согласны не все. Нина Иванова, руководитель группы персональных компьютерных устройств компании DataLux, считает, что крупные интернет-торговцы, сотрудничающие с официальными дистрибьюторами, не оказывают негативного влияния на рынок. Скорее наоборот – поддерживая широкий ассортимент на своих виртуальных витринах, они способствуют популяризации продуктов.

В целом роль онлайн-канала для сегмента коммуникаторов очень важна. Если на всем IT-рынке через Сеть продается менее 1% техники, то в секторе рассматриваемых нами устройств их доля несравнимо больше. По оценкам Алексея Марущенко, регионального менеджера NetPlus в Украине, она достигает 30%. Остальное же реализуется в основном через крупнейшие розничные сети и мелкооптовый канал.

Сами же ритейлеры, работающие на этом рынке, называют другие цифры. Юлия Пузырева, начальник отдела маркетинга и рекламы филиала «Восточная Европа» компании «Евросеть», полагает, что на онлайновую розницу приходится не более 5% продаж.

Корпоративные закупки коммуникаторов в Украине пока крайне редки и исчисляются сотнями штук. Как оказалось, такую технику для своих сотрудников приобретают лишь некоторые компании из сегмента FMCG. Для большинства же фирм, занимающихся сбытом товаров повседневного спроса, заявления оснастить своих мерчандайзеров подобными устройствами остаются, по всей видимости, только обещаниями и, соотвественно, на доходы продавцов техники совершенно не влияют. Однако в грядущем изменении ситуации уверены практически все игроки рынка. Алексей Марущенко полагает, что в данном вопросе очень важна позиция компании-разработчика платформы. По его словам, если бы Microsoft активнее занималась продвижением своей мобильной операционной системы в украинском корпоративном сегменте, закупки техники и осведомленность о возможностях ОС потенциальных потребителей были бы гораздо выше.

Пустая ниша

Пока же в возможности, функциональность и тонкости настройки коммуникаторов, считают эксперты, многие потенциальные владельцы вникать не хотят, ограничиваясь лишь базовыми опциями. Это играет на руку сервисным компаниям, и многие уверены, что в будущем неплохой доход может принести обслуживание таких устройств на программном уровне – их настройка, перепрошивка, модернизация ПО и т. п. Однако, опять же, произойдет это не ранее, чем рынок преодолеет планку продаж хотя бы в полмиллиона терминалов ежегодно.

То же самое касается и традиционного обслуживания аппаратной составляющей. По мнению продавцов, такой сервис является весьма перспективным направлением, и тот, кто наилучшим образом будет выполнять обязательства по гарантийным ремонтам, как показывает практика, получит доверие владельцев коммуникаторов, и в случае поломок по истечении гарантии клиент обратится к ним же, обеспечив компанию достаточно хорошей прибылью.

Промах вендоров?

К кому же потенциальный обладатель коммуникатора придет за покупкой, сегодня зависит лишь от цены устройства и бренда торговой точки. Сколько-нибудь масштабных маркетинговых мероприятий по продвижению именно этой продукции в настоящее время не проводится. Ритейлеры и дистрибьюторы рады бы этим заняться, но они практически не ощущают обычной в таких случаях поддержки вендоров, в частности финансовой. Алексей Марущенко уверен, что если бы HTC была более активна в продвижении своего бренда и в рекламе устройств, можно было бы избежать сокращения доли этого вендора в секторе аппаратов на Windows Mobile в Украине. По оценкам аналитиков, в первом полугодии 2007 г. она снизилась с 55 до 35%.

Ситуацией, что называется, воспользовалась ASUS. Всего с двумя терминалами в линейке она, по словам экспертов, увеличила свою долю на рынке коммуникаторов на Windows Mobile, шагнув за отметку 40%. Впрочем, уже осенью HTC может вернуть утраченные позиции. Нина Иванова полагает, что анонсированные компанией новые терминалы, в частности Touch, существенно повысят популярность этого производителя в нашей стране. Возможно, заметную роль тут сыграет и удешевление коммуникаторов HTC за счет оптимизации канала поставок своей техники в Украину, которую компания намерена закончить в нынешнем году.

В сегменте же Symbian-продуктов сегодня присутствуют лишь «телефонные» вендоры (Nokia и Sony Ericsson), они традиционно оказывают неплохую маркетинговую поддержку своим партнерам и продвигают коммуникаторы в рамках рекламных акций по сотовым терминалам, под которые отведены достаточно солидные бюджеты. И в значительной степени именно благодаря этому продукты на данной платформе пользуются большой популярностью в нашей стране.

От продавцов же в магазинах в настоящее время мало что зависит, зачастую они попросту не информированы обо всех возможностях устройства, о преимуществах той или иной модели, платформы и т. п. Ввиду все того же отсутстствия финансирования для сотрудников розничных сетей практически не проводятся специальные семинары, как следствие, у них нет необходимых знаний для мотивирования посетителей к покупке коммуникаторов – зачастую им гораздо проще продать несколько более дешевых мобильных телефонов или имиджевый терминал.

Поэтому покупают коммуникаторы сегодня в основном подготовленные пользователи, любители IT-новинок, а не случайно обратившие внимание на такой аппарат клиенты магазинов. Еще одна категория потребителей – пришедшие по рекомендации знакомых: некоторые посетители розничных точек хотят стать обладателями исключительно такой модели, «как у друга».

Критерии популярности

Во многом большой долей именно таких покупателей объясняется присутствие в списках самых популярных продуктов устройств, выпущенных еще в 2005 г. Наиболее показательный пример – Qtek S200: модель давно снята с производства, выпускавшая ее компания теперь продвигает аппараты под маркой HTC, но запросы на S200 все еще весьма часты. Другими востребованными моделями являются ASUS P525, P535, HTC P3300 и P3400, стабилен спрос на Nokia 9300 и Sony Ericsson M600i и P990i.

Последние три, по данным GfK Ukraine, входят в Top 5 самых продаваемых в мае 2007 г. коммуникаторов в Украине. По словам Нины Ивановой, такое устройство сегодня гораздо ближе по сфере применения к мобильному телефону, чем к КПК. В результате покупатели чаще обращают внимание на миниатюрные размеры и стальный дизайн, а не на производительность процессора и объем встроенной памяти. Впрочем, технические характеристики все равно очень важны – наличие камеры, GPS-навигатора, поддержка Bluetooth 2.0 и Wi-Fi оказывают существенное влияние на выбор.

А вот к модулям 3G, несмотря на планы развертывания UMTS-сетей в Украине, по словам сотрудников «Евросети», потребители все еще равнодушны. В компании считают, что интерес к таким устройствам проявится в полной мере лишь когда операторы запустят сервисы нового поколения. Только после этого доля 3G-терминалов в Украине начнет стремительно расти.