Зачем мы нужны Facebook?

9 апрель, 2010 - 12:01Владимир Исаев

Сколько копий было сломано вокруг монетизации социальных сетей. Сколько косточек перемыто их основателям и владельцам. Чего стоит один только Facebook и Марк Цукерберг, который уже больше года считается самым молодым миллиардером.

Мы, простые обыватели, долго не могли понять, как собирается зарабатывать Марк и его команда. Ведь в первом представлении, социальные сети в принципе казались антибизнес-моделью. Сама компания, оставаясь частной, свои финансовые результаты не раскрывает, но кое-кто поговаривает, что уже в этом году оборот Facebook составит 1 млрд долл.

То есть, при количестве пользователей 400 млн, Facebook зарабатывает в среднем $2,5 с носа, в основном за счёт рекламы. Неплохо, правда?

А теперь перенесемся по другую сторону Земли, то есть в наши пенаты. Опять же, открытых данных нет, но поговаривают, что у Facebook здесь скромные 600-800 тыс. пользователей. Которые, конечно, не идут ни в какое сравнение с 70 млн пользователей Вконтакте. До сих пор Facebook особо и не занимался развитием бизнеса у нас, если не считать локализацию интерфейса, несколько уполномоченных агентств по продаже рекламы и пару не очень серьёзных кампаний по привлечению пользователей. Но вот, видимо, пришла пора более пристально посмотреть и на наш регион.

Сначала появились сведения о том, что Facebook ищет представителя в России, а сегодня «Ведомости» обнародовали еще более амбициозные планы компании - открыть в Москве представительство и заручиться поддержкой мобильных операторов. Пока всё это только слухи (впрочем, «Ведомости» редко ошибаются, да и ясность появится уже в понедельник), но всё же, попробуем спрогнозировать варианты развития событий.

Вариант 1, оптимистичный.

Facebook договаривается с мобильными операторами (сначала России, а потом, я думаю, и Украины) на бесплатное взаимодействие с соц.сетью по СМС, делает масштабную рекламную кампанию для привлечения пользователей, особо акцентируясь на переманивании подписчиков Вконтакте (вплоть до утилиты автопереноса данных и целых сообществ), привлекает известных блоггеров/SEO-специалистов/рекламистов хорошими тарифами на рекламу, а разработчиков – стимулирующими программами для развития локальнополезных приложений, добивается заявленных 15-20% аудитории. Нынешние пользователи Facebook в СНГ – это в основном интернет-гики, которые, разумеется, по массе значительно уступают среднему пользователю Вконтакте. Но набрать 5-6 млн пользователей при таком раскладе будет, мне кажется, нетрудно.

Вариант 2, почти реалистичный.

Facebook договаривается с мобильными операторами, что-то делает для активного привлечения аудитории (но напрямую с Вконтакте не бодается), плодит количество уполномоченных рекламных агентств. Вконтакте при этом берётся за голову (а не как сейчас) и поворачивается лицом к пользователям, начинает более правильно работать со спамерами и рекламными агентствами, пытаясь отсечь одних и удержать других. Не очень верится, что Вконтакте сможет заработать $2,5 на каждом пользователе, но тем не менее. В общем, это практически сценарий «Яндекс против Google», при котором Яндекс не только не уступает, но в некоторых направлениях опережает Google на локальном рынке. Но я в этот сценарий практически не верю (хотя бы потому, что это потребует жёсткой ломки внутренней парадигмы Вконтакте), поэтому в названии этого варианта и есть слово «почти».

Вариант 3, более чем реальный, или «как обычно».

Facebook договаривается с мобильными операторами, только если не выдвигает требований поделиться доходами от трафика (в противном случае это практически нереально), выходит на наш рынок чисто формально, продолжает продавать рекламу как сейчас и организовывать кампании по привлечению рядовых пользователей. Последнее еще труднее, чем договориться с мобильными операторами. Потому что все кто хотел прийти в Facebook без дополнительных стимулов уже туда пришли. Параллельно проводятся небольшие кампании по привлечению разработчиков приложений и раскрутке API. Вконтакте смотрит на всё это сквозь пальцы, потому что от такой активности Facebook ему по большому счёту ни холодно, ни жарко. При таком варианте Facebook может и не постигнет судьба MySpace, но и 15-20% аудитории ему светит только лет через 5-10, когда число Интернет-пользователей вырастет чисто экстенсивно.

Не знаю как у вас, а у меня вот такие мысли. Кстати, а как у вас? :)