Юрий Мирей, «1+1 Медиа»: «Если после обсуждения идеи топ-менеджеры говорят вашими словами, вы добились цели»

11 май, 2018 - 12:41КО

Сегодня у нас в гостях Юрий Мирей, CIO «1+1 Медиа», победитель проекта Best CIO 2017 в категории «Медиа». Мы поговорили с ним об особенностях работы ИТ-подразделения медиахолдинга, технологическом евангелизме и тенденциях, влияющих на украинскую медийную отрасль. А  беседу начали с вопроса о профессиональном пути.

Я отношусь к классическим «айтишникам»: сначала получил техническое образование, а затем прошел путь от инженера до Chief Information Officer.

Мне удалось поработать по обе стороны баррикад – стороне заказчика и стороне продавца. Как результат, получил разносторонний опыт и считаю это плюсом для ИТ-руководителя. Мое первое место работы, которое особо нигде не афишируется, – Государственное казначейство Украины. Это было в глубокой молодости и недолго. Ну а первая серьезная работа по направлению ИТ началась в «Датагруп». Правда, «Датагрупа» как такового тогда еще не существовало, а была группа компаний, которые потом объединились под известным сегодня брендом. Я работал в фирме, занимавшейся предоставлением доступа в интернет. Пришел на должность инженера, а уходил с позиции, имеющей отношение и к бизнесу, и к ИТ-управлению. Дальше была сторона ИТ-бизнеса – в компании De Novo, где я вел направление облачных технологий и ЦОД. Следующая остановка – снова сторона заказчика – «Новая почта». После этого я опять ушел в ИТ-продажи – в украинское представительство IBM (блок технологий Big Data & Analytics). И, наконец, мое текущее место работы находится на стороне клиента.

Юрий Мирей, «1+1 Медиа»: «Если после обсуждения идеи топ-менеджеры говорят вашими словами, вы добились цели»


Вы пришли в холдинг сразу на должность CIO?

Именно так. Какое-то время данная позиция была вакантна.

Когда коллектив долгое время ждет прихода руководителя, он к любому изменению настроен, как минимум настороженно. В таких условиях первое время важно ничего не развалить. Резкие телодвижения в отношении людей на высококонкурентном рынке чреваты проблемами. Надо понимать, что сформировать хорошую команду, а не бессмысленно раздуть штат, тяжело. Еще труднее, если учитывать тот факт, что мы все-таки украинская, а не международная компания, и, следовательно, работаем в украинском правовом поле с гривневыми зарплатами и не можем позволить себе перекупку кадров.

Поэтому моя главная задача в первые 100 дней работы состояла в том, чтобы не навредить компании и не растерять коллектив, а наоборот – дать сотрудникам мотив оставаться и работать эффективно.

Как вы ее реализовывали?

Я выбрал следующую стратегию. Моя позиция – все люди хорошие, толковые, опытные, сплоченный коллектив, ИТ здесь развивается, значит, все правильно. Я пытался определить те вещи, которые беспокоят сотрудников, вызывают у людей дискомфорт. Т.е. искал демотиваторы, причем те, которые можно быстро убрать, и старался их устранить. Персонал должен воспринимать вас как того, кто поддерживает их, а не как врага.

Какой штат ИТ-специалистов в «1+1 Медиа»?

Штат ИТ небольшой – если смотреть на отношение количества ИТ-сотрудников к числу сервисов и проектов, которыми мы занимаемся, и на общую численность персонала холдинга (1800 человек). Департамент ИТ делится на две крупные группы: поддержки пользователей и внедрения проектов. Еще коллектив разбит на небольшие команды по зонам ответственности. Например, проектами, связанными с онлайн-вещанием и сервисами, у нас занимается всего-навсего 3 человека. Всего в проектном направлении у нас сейчас 11 человек. И когда я слышу про то, что у кого-то в компании работает 10, например, Windows-администраторов, меня это удивляет. Что они там могут делать?

Т.е. вопрос в простой продуктивности людей. Найти толковых кадров, удержать и мотивировать – непросто. Гораздо легче экстенсивно набирать людей, но в таком случае у вас, скорее всего, будет хаос в организации.

Как поменялась ИТ-команда – количество сотрудников, структура и пр. – с вашим приходом?

Структура была лишь немного доработана. В группе внедрения мы потеряли только одного сотрудника. И есть еще один ИТ-специалист, который уволился, проработал в другой организации где-то полгода, подал документы на позицию, которую покинул, и вернулся на нее. И фактор был не денежный. Это для меня показатель.

Ваше ИТ-подразделение обслуживает весь холдинг?

Да, у нас вертикально интегрированный холдинг, где есть отдельные телеканалы, проекты и пр., но ИТ-подразделение единое. Мы – часть бэк-офиса, которая выполняет и фронтофисные задачи.

У нас нет ИТ-менеджеров и ИТ-директоров на телеканалах и бизнес-юнитах, а есть отделы в рамках единой ИТ-структуры, которыми руководят начальники отделов, и группы по зонам ответственности. Плодить большую управленческую прослойку считаю неправильным, поскольку при этом можно потерять связь с реальностью. С другой стороны – напрямую управлять больше чем 20 людьми невозможно. Все время будет уходить на коммуникацию, причем не для контроля задач (это работа линейных менеджеров). Нужен баланс.

Сейчас ИТ-инфраструктура холдинга весьма развитая. Какой она была до вас?

Инфраструктура и до моего прихода была неплохая, с «железом» тут все было в порядке. Мы достроили ее в коммуникационном плане, в процессах, в подходах.  Стали гораздо эффективнее финансово (в плане расходования бюджета). Нам удалось перейти с B-брендов на А-бренды, при тех же затратах получили больше. К тому же повысилось качество предоставляемых сервисов (согласно опросам удовлетворенности пользователей) – и это с учетом того, что услуг стало предоставляться больше, возросло число пользователей, а ИТ-персонал практически не увеличился.

Была ли достаточная поддержка со стороны других руководителей холдинга?

Важно понимать, что CIO – одна из ключевых фигур в компании. Но приходить на эту должность и продавать технологии (в виде технологий) – неправильно. Финансистам нужно продавать финансовую модель, маркетологам – результат улучшения, например, продаж и т.д.

Если правильно подойти к вопросу – увидеть бизнес-проблему, показать ее (не все ведь еще осознают проблему), должным образом преподнести решение – поддержка обеспечена. Если после обсуждения идеи топ-менеджеры говорят вашими словами, значит, вы добились цели.

У нас в этом плане очень хорошая синергия с другими менеджерами высшего звена. Поддержка всегда есть, хотя и не всегда есть необходимый ресурс (идет приоритизация проектов).

Похоже, мы плавно перешли к технологическому евангелизму, который вы указывали как один из трех своих главных приоритетов в персональной анкете Best CIO 2017. Он ограничивается только верхним уровнем менеджмента?

Нет, мы с моей командой общаемся и с сотрудниками других уровней. Потому что если конечные пользователи будут сопротивляться, руководство не одобрит решение. Иногда нужно и мне самому разбираться в каких-то вопросах, общаться с пользователями, доносить, как, почему и зачем нужен тот или иной проект. Это позволяет видеть картину снизу-вверх. Однако все-таки Helicopter View должен быть основной работой. В такой ситуации я общаюсь с разным людьми и вижу какие-то возможности или проблемы.

На ваш взгляд, какие технологии поменяли или меняют сейчас медийную отрасль?

Все поменялось в мире. Есть Netflix, Hulu и другие сервисы. В Украине у Netflix объем продаж составляет порядка 2,2 млн долл., и это при том, что они не проводят маркетинговых активностей нашей стране. Влияет ли это на медийную отрасль? Думаю, да. Влияет ли YouTube на телевидение? Думаю, да. Т.е. речь идет не о технологиях, а о бизнес-моделях.

Вот смартфон – это технология или идеология? Это вещь, которая полностью изменила мир. Хотя мобильный интернет доступен повсеместно (в виде GPRS) с 2000 г. Технология была, а уже потом появились смартфоны, в большом количестве. И как изменилось потребление при этом? Кардинально. Предложен принцип «второго экрана». Смартфон уже стал моим «первым экраном» – у меня установлено приложение, через которое я смотрю ТВ, в том числе на ходу. Я могу пользоваться и другими возможностями цифрового интерактивного телевидения.

Т.е. технологии присутствовали. Но когда смартфоны начали массово использоваться, поменялась идеология потребления. Раньше мы все смотрели широковещательные каналы, сейчас мы смотрим условно-индивидуальные каналы. Все изменилось с приходом смартфонов и мобильного интернета.

А что сейчас меняет отрасль?

Большие данные, т.е. возможности сбора и анализа, а также предиктивная аналитика. Вот что сильно меняет индустрию. Вы знали, что Netflix снимал сериал «Карточный домик» на основе анализа данных? Еще с применением Big Data совершенно меняется реклама.

И опять же – технологии анализа данных существуют давно. Популярному сегодня статистическому языку R уже порядка 30 лет. Методологии анализа тоже были. Но раньше стоимость хранения и обработки данных была настолько высокой, что делала нецелесообразным подобные инициативы. Сейчас же она так снизилась, что уже можно ничего не удалять. И благодаря этому все меняется.

И все же есть мнение, что Большие данные переоцененная концепция (hype). По вашему мнению, это не так?

Я убежден, что Big Data – не hype. Это правильная технология работы с данными. Просто сейчас ее часто используют манипулятивно – в особенности для получения инвестиций под очередной стартап. А будет результат или нет – кто его знает? Это же Большие данные… Но между тем у нее уже есть множество живых применений, где концепция приносит денежную выгоду.

Криптовалюты – вот hype в чистом виде. С настолько резкими скачками стоимости, с настолько большими заработками, причем явно спекулятивными, растет пузырь, который, не дай бог, еще приведет к падению рынка акций в США. И при этом никто не говорит, что сама технология blockchain плохая, наоборот, технология отличная, с потенциалом применения в будущем.

А в «1+1 Медиа» у вас уже есть примеры применения Big Data?

Мы определенно будем использовать Big Data.

Собрать данные несложно, труднее построить модель, которая сможет дать финансовый эффект. Однако людей, которые могут такие модели разрабатывать, на рынке пока немного. Сказывается перегретость ИТ-рынка.

Как часто вы разрабатываете собственные решения?

Тут вопрос в целесообразности. Если речь идет о каком-то уникальном продукте, его нужно писать самим. Наши онлайн-сервисы – практически все результат собственной разработки. Если же мы говорим о чем-то, что имеет стандартные бизнес-процессы, а бэк-офисные ИТ-процессы зачастую именно такие, целесообразнее применить промышленное решение. Писать свой Microsoft Office никто сейчас не будет.

Все зависит от задач, которые мы решаем. Можно взять, к примеру, готовый портальный продукт – тот же WordPress, если вас устраивает посещаемость 100 человек в месяц, и у вас нет требований к высокой доступности сервиса. Ну а если к вам приходят десятки и сотни тысяч посетителей в день, WordPress уже не подойдет. А если к тому же необходимо решение, доработанное под ваши нужды, которое будет стабильно «стримить» большие потоки контента, то, скорее всего, вы будете его разрабатывать сами (или под заказ).

И если CIO достаточно квалифицированный и опытный, он сможет определить, какого рода решения требует та или иная задача.

К вопросу о повышении квалификации, как в вашей компании это происходит?

Если говорить о сотрудниках, которые занимаются созданием чего-то нового, то идет постоянное профессиональное обучение. Компания инвестирует в людей, оплачивая курсы по их направлениям деятельности.

Если речь идет о менеджерах, то здесь большую роль играют soft skills. Я тоже время от времени хожу на обучение. Потому что без этого никак. Например, нужно подтянуть ораторское мастерство или что-то еще. Руководителю этим нужно заниматься.

Что вы бы посоветовали другим CIO и будущим ИТ-руководителям?

Пожалуй, я бы посоветовал искать баланс. Не отрываться от реальности и не погружаться в какие-то вопросы слишком глубоко. Потому что если вы занимаетесь какой-то одной задачей, рискуете погрязнуть в ней и забыть про свое основное предназначение. Если CIO начинает управлять проектами (т.е. выполнять роль Project Manager), то, скорее всего, что-то пошло не так. Потому что управление проектами требует чтобы менеджер посвящал этому направлению все свое время. А так не получится.