Wortmann: «IT made in Germany»

29 май, 2006 - 14:33КО

Сегодня практически все компании перемещают свои производ-ства в Юго-Восточную Азию, но на общем фоне есть и исключения. Например, Wortmann AG собирает ноутбуки, десктопы и серверы в Германии и пока не намерена переносить свои предприятия даже в Восточную Европу. Почему? Это один из вопросов, на которые ответил Фарид Ахмад (Farid Ahmad), менеджер Wortmann AG в странах EMEA, в интервью нашему еженедельнику.

Расскажите о том, с чего начиналась ваша компания.

Wortmann AG была основана Зигбертом Вортманном в 1986 г., и осенью этого года мы будем отмечать 20-летний юбилей. Первые компьютеры г-н Вортманн собирал в отцовском гараже, но из небольшого семейного предприятия компания вскоре превратилась в одну из наиболее успешных промышленных IT-групп в Германии.

Wortmann «IT made in Germany»
Фарид Ахмад

Зигберт Вортманн с самого начала исповедовал стратегию пусть и не быстрого, но стабильного развития бизнеса. Он любит повторять, что нам не нужно спешить, достаточно 10–15%-ного, но стабильного и уверенного прироста в год. Именно так и развивалась Wortmann AG, и сегодня на ее 17 предприятиях работает более 600 сотрудников, а оборот по итогам прошлого года составил 650 млн евро. Тут стоит отметить, что с момента своего старта у компании не было ни одного убыточного года. В число упомянутых 17 компаний, среди прочего, входят и фирмы по разработке программного обеспечения, например для медицинской отрасли.

В сфере интересов Wortmann AG, которую я представляю, – производство техники, системная и сетевая интеграция. Прежде всего мы ориентированы на корпоративных заказчиков, предъявляющих весьма высокие требования к компьютерам.

Где расположены производственные мощности Wortmann AG?

У нас есть собственный завод в Германии, где собираются ноутбуки, ПК и серверы под торговой маркой Terra. Стоит отметить, что мы – единственная немецкая IT-компания, сохранившая собственное производство в этой стране. Поэтому наш слоган «IT made in Germany» полностью соответствует действительности. Все конкуренты компании уже вывели свои мощности за пределы Германии, как правило, в Восточную Европу или Китай. У нас также есть собственные производства в Юго-Восточной Азии, но там выпускаются только ЭЛТ- и ЖК-мониторы Magic.

Каким был объем продаж ноутбуков в прошлом году?

Я, к сожалению, не могу назвать абсолютные цифры, но за год они увеличились почти на 200%. При этом учтите, что компания не занимается целенаправленно розничными продажами, а работает только с оптовыми покупателями, в основном с корпоративными заказчиками. Среди них такие крупнейшие европейские структуры, как Bundeswehr Deutschland, DASA, Deutsche Telekom, Miele, Volkswagen, T-Mobile и многие другие.

Основной бизнес компании сосредоточен в Германии?

До 2002 г. наша продукция предлагалась только на внутреннем рынке, да и на сегодняшний день более 85% оборота приходится на Германию. Однако сейчас 10% в структуре продаж занимают государства Западной Европы (5% поставляется в другие регионы). Представительства Wortmann AG открыты в Швейцарии, Франции, Австрии, Испании, а также в Польше и Украине. Так что я очень рад, что нашу продукцию уже знают потребители и в вашей стране.

Wortmann AG – одна из наиболее динамично и стабильно развивающихся IT-компаний в Европе, чем можно объяснить этот успех?

Я думаю, что успешное развитие Wortmann AG определяется нашими принципами ведения бизнеса. Прежде всего отмечу, что мы – единственная немецкая компьютерная компания, не пользующаяся кредитами или финансовой поддержкой банков, государства или других фирм. Если на протяжении 20 лет какое-либо предприятие в Германии может развиваться столь независимо – это придает ему очень большой вес.

Ну и конечно же, залог динамичного развития – высокое качество продукции, мы этому вопросу уделяем первостепенное значение. Требовательность немецкого потребителя уже стала притчей во языцех, поэтому вы понимаете, насколько это важно для компании-производителя в Германии. Наши инженеры ведут собственные разработки и сотрудничают с лабораториями партнеров, стараясь создавать новые модели с максимально высокими характеристиками. Приведу лишь один пример: Microsoft для презентации своих продуктов в Германии, как правило, выбирает именно наши компьютеры.

Впрочем, хорошие характеристики продукции, безусловно, сами по себе не обеспечивают устойчивого бизнеса. Для этого нужен сервис, удовлетворяющий высоким требованиям корпоративных заказчиков. Мы создали широкую сеть сервис-центров в Германии, на многие наши продукты даем пятилетнюю гарантию, предлагаем несколько вариантов обслуживания. В Украине мы тоже придаем этому большое значение и уже создали такую службу. Должен отметить: специалисты из Киева имеют очень высокую квалификацию, что подтверждают наши сотрудники, которые регулярно проводят их обучение.

На украинском рынке Wortmann AG в первую очередь известна как производитель ноутбуков. Какие принципы вы исповедуете при выпуске этой продукции?

Качество и еще раз качество. У нас очень строгая система всестороннего входного контроля и не менее суровая проверка готовых систем. Мы стремимся предоставить заказчику качественные и при этом максимально современные устройства, чтобы инвестиции в нашу технику работали как можно дольше. Я уверен, что именно за это и ценят Wortmann AG. Под современной техникой я подразумеваю ту, которая поддерживает последние достижения. Поэтому зачастую вы можете увидеть нас в числе первых, кто реализует те или иные технологические новинки.

Кого вы считаете своими наиболее явными конкурентами?

Прежде всего отмечу, что мы выступаем за позитивную конкуренцию и не позволяем себе негативных высказываний о продукции компаний-соперниц, даже если они имеют под собой почву. Кроме того, поскольку у нас мощное направление дистрибуции в Германии, многие наши конкуренты по направлению ноутбуков, такие, например, как HP, Samsung, одновременно и партнеры Wortmann AG, когда речь идет о крупных корпоративных заказах мониторов или принтеров.

Сегмент ноутбуков сегодня бурно развивается, все основные игроки – очень динамичные компании, поэтому конкурировать приходится практически со всеми.

А что вам позволяет выдерживать конкуренцию с глобальными вендорами? Ведь доля локальной сборки во многих развитых странах заметно сокращается под давлением мировых гигантов.

Этот вопрос мне задают постоянно. Я, конечно, не могу раскрыть вам все секреты нашего бизнеса, а они, поверьте, существуют, как и в любом другом, но у нас есть определенные преимущества перед конкурентами, не имеющими локальных производств в Германии. Например, наличие собственной сборки позволяет создавать системы на заказ (BTO, Built To Order) и максимально удовлетворять нужды клиентов – и по скорости доставки продуктов, и по конфигурации решений. Что касается нашего производства, Wortmann AG территориально располагается в г. Хуллхорст (Hullhorst), это земля Северный Рейн-Вестфалия. И хотя в этом регионе проживает более 17 млн человек, а по насыщенности индустрии мирового уровня он находится на первом-втором месте среди немецких земель, можно сказать, что наше производство находится в глубинке, где заработная плата, инфраструктурные расходы намного ниже, чем, скажем, в Мюнхене. У нас очень небольшие издержки, что позволяет содержать собственные сборочные линии. Кроме того, это дает очень мощную политическую и моральную поддержку в Германии, где вопросы занятости населения сегодня очень актуальны. Подчеркну, что наличие локального производства – принципиальная позиция нашего руководства. Еще один момент, который стоит отметить, отвечая на ваш вопрос: наш бизнес стабилен благодаря своей многовекторности, и если в какой-то период одно из направлений не позволяет зарабатывать, это компенсирует другой бизнес.

Как разрабатываются продукты – есть ли у вас собственный исследовательский центр?

Направление R&D для Wortmann AG, как и для любой другой крупной компании, очень важно, поскольку это напрямую связано с развитием. У нас есть штат инженеров, которые тесно взаимодействуют с крупными ODM-производителями. Но эта работа сводится не только к выбору уже готовых продуктов – зачастую мы совместно разрабатываем какие-то устройства, вносим свои коррективы, дополнительные опции и свойства, которые в итоге присутствуют только в продукции Wortmann AG и отличают ее от техники других фирм. Некоторые устройства делаются эксклюзивно для нас.

Можете ли вы назвать азиатских производителей, с которыми сотрудничаете?

Это коммерческая информация. Могу лишь сказать, что у нас есть долгосрочные отношения с несколькими компаниями, но мы постоянно изучаем рынок и расширяем список партнеров производителями, способными обеспечить Wortmann AG необходимым набором продуктов при достойном качестве выполнения заказа.

На что делается основная ставка – на массовый сегмент или на high-end?

Я бы перевел ответ в несколько иную плоскость – мы делаем ставки не на сегменты, а на требования клиентов, разные и постоянно меняющиеся. Любой серьезный производитель должен иметь в своем портфеле широкий диапазон продуктов, удовлетворяющий запросам заказчиков. Потому что сегодня пользователю может потребоваться система для секретаря или бухгалтерии, где особая производительность не нужна, а завтра он попросит ноутбук для инженера, нуждающегося в мощном решении, на котором мог бы работать CAD. Но в целом могу отметить, что в нашем ассортименте доля high-end-устройств в последнее время увеличивается, и это вполне объяснимо.

Какая продукция занимает бóльшую долю в вашем портфеле – на платформе AMD или Intel?

Тут я, думаю, не открою никаких тайн. Вероятно, вы не найдете ни одного крупного производителя ноутбуков, у которого бы в ассортименте доминировала техника на процессорах AMD. В то же время я очень уважаю эту компанию, и она выпускает сегодня весьма производительные и конкурентные продукты. Так что мы тут не исключение.

Какие у вас планы в отношении Украины?

Я считаю, что у нас очень хорошие перспективы в вашей стране. Вы уже прошли тот период, когда покупатель приобретает все что угодно, лишь бы подешевле. Кстати, подавляющее большинство продаваемых нами систем в Украине – это высокоуровневые решения, что поначалу нас даже несколько удивляло. Для ваших соотечественников качество выходит на первый план, а это именно то, в чем мы сильны. И, по-моему, мы очень вовремя вышли на украинский рынок, открыв в 2004 г. представительство в Киеве. Продукцию Wortmann AG уже узнают, у нас появились постоянные клиенты, и я уверен, что их число со временем будет только расти.