WiMAX: успехи есть, но до победы еще далеко

7 август, 2008 - 10:05Артем Юрченко

В общей линейке технологий беспроводного широкополосного доступа WiMAX чувствует себя вполне уверенно – с каждым месяцем растет число операторов, берущих на вооружение его «фиксированную» и мобильную версии. И тем не менее, как только на горизонте появился LTE, некоторые наблюдатели начали прочить лавры стандарта связи следующего поколения именно ему.

Благодаря высоким скоростям и доступной цене на оборудование, стабильный интерес к решениям на базе WiMAX уже не вызывает удивления. Кроме того, потенциальных пользователей привлекает возможность свободного подключения к беспроводным сервисам различных устройств по единому тарифному плану, а также наличие одинаково мощного и надежного канала как в домашних (офисных), так и в полевых условиях. Эти обстоятельства делают первые коммерческие сети WiMAX весьма востребованными не только на зрелых, но и на развивающихся рынках.

Что характерно, если раньше WiMAX отдавали предпочтение преимущественно телеком-провайдеры второго эшелона или амбициозные новички, то сегодня его начинают рассматривать в качестве основной технологии и ведущие национальные операторы. И это несмотря на выжидательную позицию многих крупных производителей оборудования, связанную с задержками сертификации и проблемами с выделением частотного спектра в ряде стран.

Из 264 провайдеров, отмеченных в ежеквартальном отчете WiMAXCounts агентства Maravedis, более половины пока ограничиваются услугами высокоскоростного доступа в Интернет (High Speed Internet, HSI). В то же время число фирм, наряду с HSI оказывающих услуги VoIP, VPN и VoD, стремительно растет. Таким образом, уже через два года большинство участников рынка перейдет к полноценному предоставлению сервисов Triple Play.

WiMAX успехи есть, но до победы еще далеко

По состоянию на начало II квартала 65% провайдеров приступили к коммерческому использованию WiMAX, 14% – находились на стадии финальных тестов и еще 9% – готовились к запуску сервисов. Заинтересовать своими услугами им удалось почти 2 млн абонентов, причем 65% от этого числа пришлось на домашних пользователей. К слову, если в I квартале ARPU таких клиентов составлял $48, то средний доход от одного бизнес-пользователя равнялся $146. Совокупный оборот операторов WiMAX увеличился по сравнению с финальной четвертью прошлого года на 20%, превысив 366 млн долл.

Впрочем, не все проходит гладко. Например, в США Sprint Nextel, занимающаяся созданием общенациональной WiMAX-сети не первый год, уже в который раз переносит сроки завершения своего проекта Xohm. Но несмотря на это у нее до сих пор есть значительное преимущество во времени перед конкурирующими инфраструктурами от AT&T и Verizon, которые будут построены на базе стандарта LTE. С недавних пор к подготовке Xohm к полноценному коммерческому запуску присоединились кабельные операторы Comcast, Time Warner и Bright House Networks. Весомая поддержка получена от Intel и Google. Благодаря финансовым вливаниям новых участников Xohm, общая сумма инвестиций в детище Sprint Nextel превысила 14 млрд долл. Кроме того, существенное усиление проекта произошло за счет объединения технической базы Sprint Nextel с инфраструктурой Clearwire, являющегося на сегодняшний день ведущим игроком рынка WiMAX в США – количество его подписчиков уже превысило 440 тыс.

Гораздо динамичнее идет продвижение WiMAX в Южной Корее. Мобильный аналог под названием WiBro запущен в коммерческое использование около двух лет назад. На сегодняшний день суммарная абонентская база операторов SK Telecom и KT увеличивается на 10 тыс. человек ежемесячно и уже к 2011 г. вырастет до 2,5 млн абонентов. Дабы не уступить в конкурентной борьбе будущим поколениям сетей, эволюционирующим из стандарта HSPA, корейские специалисты работают над технологией NeMA (New Mobile Access), позволяющей достичь пиковых скоростей до 100 Мб/с при скорости перемещения клиентского устройства до 120 км/ч.

В экспертной среде сходятся во мнении, что менее чем через пять лет лидерами мирового WiMAX-движения окажутся Индия и Япония. Контролируя соответственно 37 и 17% Азиатско-Тихоокеанского рынка, они уже обогнали Китай. Во многом благодаря этим странам объем беспроводного широкополосного доступа на базе WiMAX на территории APАС увеличится с 58 млн долл. в прошлом году до 5,5 млрд в 2012 г., причем, львиную долю доходов будут генерировать пользователи мобильной версии.

Залогом успеха технологии в Индии является поддержка ее продвижения со стороны государства, стимулирующего локальных операторов BSNL и Tata Communications к замене морально устаревшей проводной инфраструктуры и оперативно выделяющего необходимые частоты. В Японии же сервис-провайдер UQ Communications, получив право на использование диапазона 2,5 ГГц, уже в начале 2009 г. рассчитывает запустить услуги на базе мобильного WiMAX в ряде крупных городов страны. Планы UQ подкреплены партнерским участием со стороны крупного национального оператора KDDI, а также Kyocera и Intel Capital. Благодаря совместным усилиям уже через пять лет обороты японского рынка WiMAX могут достичь 925 млн долл.

Описанные события на ключевых мировых направлениях распространения WiMAX в значительной степени стимулируют рост продаж сетевого оборудования. По мнению аналитиков Infonetics Research, рынок WiMAX продолжит интенсивное развитие, сопровождающееся построением новых и расширением уже существующих сетей. В I квартале этого года объем выручки от продажи аппаратного обеспечения возрос по сравнению с тем же периодом 2007 г. на 59%, до 363 млн долл. Среди характерных тенденций первого полугодия 2008 г. обращают на себя внимание успехи стандарта 802.16e. Увеличившись в годовом сопоставлении на 141%, рост доходов от продажи оборудования для мобильного WiMAХ впервые превысил аналогичный показатель для стандарта 802.16d. Лидером в сегменте оборудования для «стационарного» WiMAX остается израильская Alvarion, а в мобильном – Motorola, которой удалось не только существенно нарастить рыночную долю, но и стать первым вендором, квартальные доходы которого от продаж оборудования 802.16e превысили 50 млн долл. К слову, часть клиентского и провайдерского оборудования обеих компаний для мобильного использования уже прошла сертификацию на работу в диапазоне 2,5–2,7 ГГц.

Не менее высокими темпами развивается сектор мобильных телефонов и UMPC, увеличивших продажи на 171% за рассматриваемый промежуток времени. Особые надежды на удовлетворение потребности в WiMAX-терминалах связываются с недавней организацией консорциума Open Patent Alliance (OPA), главная задача которого – упрощение процесса получения сертификатов на использование наработок членов OPA.

Пожалуй, нетрудно заметить, что на фоне развития конкурирующей с WiMAX технологии LTE апологеты первой пытаются выиграть время и захватить как можно большую часть рынка. Тем не менее эксперты все чаще говорят о том, что многие операторы сделают ставку именно на LTE, тогда как уделом WiMAX могут остаться преимущественно развивающиеся рынки с ограниченной технической инфраструктурой и доступным частотным спектром. Впрочем, в безрадостном будущем WiMAX можно усомниться, ведь численность его пользователей, по данным маркетинговых агентств, уже к концу нынешнего года способна превысить 6 млн.