`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Wi-Fi-зоны в Украине: время разбрасывать камни?

0 
 

Несмотря на весьма активный рост количества общественных Wi-Fi-зон, даже в развитых странах существует достаточно много проблем, сдерживающих развитие этой технологии и мешающих повсеместному распространению беспроводного доступа. Одна из основных -- ее так называемая "непрозрачность" для широких слоев пользователей. Если, например, традиционный Internet по кабелю -- услуга вполне привычная, то, как бы это странно ни звучало, обмен информацией посредством радиосигнала для многих лежит за гранью понимания. Доступные для пользователя материалы найти сегодня весьма трудно, как и получить исчерпывающие консультации профессионалов -- их тоже пока единицы.


Беспроводные проблемы...

Как известно, одной из первых компаний, предложивших интегрированное решение, которое требовало от пользователя минимальных навыков подключения к Internet, стала Intel с технологией Centrino. Правда, продавцы ноутбуков в нашей стране в большинстве случаев обращают внимание покупателей лишь на сниженное энергопотребление таких устройств и редко -- на их беспроводные возможности.

Относительно низкая популярность радиодоступа порождает целую цепочку других проблем -- и мифических, и вполне реальных. Еще одна, достаточно важная -- безопасность беспроводных сетей, касающаяся как воровства трафика, так и несанкционированного доступа к коммерческой информации. Понятно, что гарантировать 100%-ную надежность радиоканала не может никто, включая производителей оборудования с системами безопасности "на борту". К ныне действующим стандартам WEP и WPA предъявляется довольно много претензий, но если речь не идет об обмене коммерческой информацией, то в рамках Wi-Fi-зон этих средств безопасности может быть вполне достаточно.

В нашей же стране главным сдерживающим фактором развития рынка по-прежнему является сложность регулятивных процедур, определенных действующим законодательством. Напомним, что в Украине частота 2,4 GHz относится к разряду стратегически важных для государства. Для того чтобы стать легальным оператором Wi-Fi-доступа, необходимо получить лицензии на применение оборудования, на строительство базовых станций, на подключение абонентских терминалов и, естественно, на использование радиочастот. Несмотря на то что все эти документы выдает Держкомзв'язку, в их подготовке участвуют еще несколько ведомств, а это существенно замедляет процесс.


...и пути их решения

Не так давно мы рассказывали о перспективах упрощения регулятивных процедур для организации внутриофисных сетей -- одной из задач, которую поставила перед собой ассоциация Wireless Ukraine. Сегодня, по словам ее президента Александра Мандрыкина, его организация вместе с Держкомзв'язку и Центром "Укрчастотнагляд" разрабатывают проект соответствующего Положения. Его суть сводится к упрощению или упразднению действий, которые сейчас необходимо предпринимать потенциальным пользователям Wi-Fi-сетей для того, чтобы быть легальными. Один из наиболее сложных вопросов, связанных с вступлением в действие подобного документа, -- определение характеристик сети, подпадающей под понятие внутриофисной. Судя по проекту документа, заказчикам не придется обращаться за лицензиями в госорганы: этим будут заниматься поставщики услуг и оборудования. Что касается последних, то, в соответствии с новым Положением, для них наиболее значимым может стать сокращение сроков получения всех необходимых документов с 60--80 до примерно 30 дней.

По мнению участников рынка Wi-Fi, распространение внутриофисных сетей вполне может стать одним из основных кирпичиков в фундаменте, на котором будет строиться популяризация беспроводных технологий, включая, конечно, и Wi-Fi-зоны. Вторая важная составляющая -- рост числа клиентских устройств, поддерживающих Wi-Fi, "на руках" у украинцев. Помимо ноутбуков с Centrino (их доля в общем объеме продаж лэптопов выросла с 30--40 в IV кв. 2003 г. до 50--60% в I кв. 2004 г.), к ним относятся КПК с поддержкой 802.11b и Wi-Fi-адаптеры (PCMCIA и USB). Уровень продаж последних красноречиво свидетельствует о росте популярности Wi-Fi-сетей. Так, по данным Владимира Бондаренко, главы киевского офиса D-Link, объем сбыта PCMCIA-адаптеров стандарта 802.11b/b+ этой торговой марки в I кв. нынешнего года по сравнению с IV кв. 2003 г. увеличился в 1,5 раза.

К сегодняшнему дню на территории Украины действует уже порядка 100 общественных Wi-Fi-зон, основная часть которых приходится на столицу. Однако большинство из них относятся к пилотным проектам, призванным популяризовать либо конкретные торговые марки, либо беспроводные технологии в целом. Коммерческое же использование, помимо регулятивных проблем, останавливает еще одно не менее серьезное препятствие. До недавнего времени в Украине фактически отсутствовали доступные массовому потребителю решения для организации Wi-Fi-зон. Лишь недавно появились комплекты стоимостью до $1200--1500 от D-Link, ZyXEL, Compushack и ряда других производителей (подобные решения описаны в отдельном материале номера), помимо оборудования, включающие ПО для биллинга, управления трафиком и ведения клиентской базы. Подчеркнем, что доступные системы учета времени, проведенного пользователем в Сети, играют отнюдь не последнюю роль. В настоящее время покупка так называемых "коробочных" решений является одним из простейших вариантов развертывания полноценных зон беспроводного доступа для тех, кто обладает минимальными навыками их создания (не стоит забывать, что, помимо оборудования, необходимо приобрести или арендовать Internet-канал).


Бизнес-логика от Укртелекома

По оценкам ряда поставщиков, лишь 25% единиц Wi-Fi-оборудования продается для организации внутриофисных сетей. Порядка 50% поставляются для создания внешних радиомостов, к которым относятся выделенные радиоканалы между несколькими зданиями и решения "последней мили", предлагаемые Internet-провайдерами. Как бы там ни было, а на сегодняшний день этот рынок, пожалуй, наиболее быстрорастущий. В каждом крупном областном центре страны есть уже как минимум один региональный поставщик таких услуг.

Между тем само по себе понятие общественных Wi-Fi-зон принято связывать все же не с доступом в Сеть "всегда и везде", а с возможностью его получения на ограниченной территории. Дальше всех в реализации этой идеи в Украине продвинулся Укртелеком. На февральской выставке expoTel 2004 компания вместе со своими партнерами представила пилотный проект общественной Wi-Fi-сети. Сегодня же перспективы этого направления получили более конкретные очертания.

Укртелеком планирует продвигать услуги Wi-Fi-доступа в Internet в общественных местах под брендом RadioSpot, при этом стратегия компании предусматривает две программы развития. Первая ориентирована на владельцев ресторанов, клубов, кафе и других относительно небольших по размерам заведений. За $300--350 им предлагается стандартный набор оборудования -- точка доступа и несколько Wi-Fi-адаптеров. Помимо первоначального платежа, партнер первой программы будет платить компании ежемесячный абонентский взнос $20--25 за фиксированный Internet-трафик.

Для подключения к Internet с помощью RadioSpot пользователю необходимо будет приобрести скретч-карту. В настоящее время доступно несколько их номиналов в зависимости от времени работы в Сети -- 15 мин, 1 час и бизнес-день (8 часов) стоимостью соответственно 6--7 грн, 20 грн и 50 грн.

По словам Владислава Хмарного, директора ОАО "Укртелеком" по продаже Internet-услуг, подобная схема даже в самых неблагоприятных обстоятельствах позволит владельцам Wi-Fi-зон окупить затраты на оборудование уже через 1 год (в расчет берется не только прибыль от продажи Internet-доступа, но и рост потребления основных услуг заведения). Кроме того, поскольку биллинг осуществляется на стороне Укртелекома, компания сможет контролировать активность использования точек доступа и, например, возвращать их владельцам часть инвестиций, если на их территории услуга нерентабельна -- такая возможность в настоящее время обсуждается.

На сегодняшний день первая программа привлекла пока лишь 5 общественных заведений. Однако к концу 2004 г. число Wi-Fi-зон RadioSpot планируется увеличить до 200, пока, правда, только в столице.

Вторая схема партнерства с Укртелекомом предназначена для заведений, стремящихся предоставлять услуги Wi-Fi-доступа под собственной торговой маркой. К ним относятся, например, элитные гостиницы, бизнес- и торговые центры, способные предложить пользователю не только саму услугу, но и собственный уникальный контент. Такие партнеры не ограничены в выборе поставщика оборудования -- Укртелеком предоставляет только телекоммуникационные каналы, биллинг, а также по желанию -- карточки с логотипом владельца Wi-Fi-зоны. При этом стоимость Wi-Fi-доступа в Internet может быть значительно выше той, что предлагает сам Укртелеком в рамках RadioSpot.

Логично предположить, что как только общественные сети в Киеве достигнут определенной популярности, местные операторы начнут предлагать услуги голосовой связи по Wi-Fi. Подтолкнуть к этому может и удешевление телефонных аппаратов, поддерживающих этот стандарт.

Стоит учитывать, что на "пятки" Wi-Fi начинает наступать семейство протоколов 802.16 (WiMAX). По целому ряду параметров оно гораздо более пригодно для организации сетей городского масштаба. По поводу перспектив WiMAX среди украинских компаний бытуют две полярные точки зрения. В соответствии с первой, эта технология сможет переломить ситуацию и значительно повлияет на популярность беспроводного доступа в Сеть в целом. Вторая, более скептическая, содержит ряд сомнений относительно будущего WiMAX в нашей стране, исходя, прежде всего, из политики государства, касающейся выделения в коммерческое пользование новых частотных диапазонов, тем более на фоне перспектив упрощения регулятивных процедур для Wi-Fi. Что ж, поживем -- увидим.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT