WebOS

4 сентябрь, 2006 - 14:51Андрій Кухар

Трудно сказать, революция это или эволюция, но идея ПО как сервисов (SaaS) приобретает все большую популярность. Опровергать это утверждение вряд ли кто-то посмеет. Увы, не все так гладко с WebOS – концепцией интеграции различных Web-приложений. О ней и пойдет речь в статье.

Пожалуй, проблематично отыскать концепцию в современных массовых вычислениях, которая по уровню эксцентричности превышала бы WebOS. Здесь есть все: несоответствие названия сущности идеи, ее эффектные достоинства и серьезные преграды для развития, претенциозные реализации, отсутствие адекватного толкования термина. Но давайте обо всем по порядку.

Концепция WebOS прошла три этапа развития. Этап первый – WebOS как ОС. В 1996 г. в Калифорнийском университете в Беркли был запущен проект под названием Network of Workstations (NOW). NOW являлся материнским проектом, одним из его подпроектов был WebOS. ПО WebOS предназначалось для обеспечения общего набора сервисов операционной системы для территориально рассредоточенных, высокодоступных, расширяемых и динамически настраиваемых приложений. Это ПО определенно можно было отнести к классу операционных систем. В 1998 г. работы над проектом NOW подходят к концу, официально завершается и WebOS. Дальнейшие исследования в области WebOS ведутся в университетах Дьюка, Техасском в Остине и Вашингтонском.

WebOS
eyeOS версии 0.9 (IRIS) от испанской команды программистов. Дизайн системы на должном уровне, чего, увы, нельзя пока сказать о стабильности

Этап второй – WebOS как совокупность Web-сервисов. 1999 г. – начинающая компания MyWebOS лицензирует ряд связанных с WebOS технологий у вышеуказанных вузов, а затем выпускает MyWebOS – комплекс Web-сервисов, к которому пользователь получает доступ через Web-браузер и который не зависит от применяемой локальной операционной системы. Это ПО уже нельзя ставить в один ряд с традиционными ОС, поскольку оно не выполняет ни абстрагирования, ни защиты системных ресурсов. Следом за MyWebOS появляется онлайновая система для групповой работы Hyperoffice. В 2000 г. компания приобретает ресурс webos.org уже с другой готовой WebOS и изменяет свое название на WebOS, Inc. Увы, ее «топит» дотком-крах осени 2001 г. Она «всплыла» лишь недавно и теперь занимается сугубо Hyperoffice.

Наконец, этап третий – WebOS как платформа для сервисов Web 2.0. На дворе 2005-й год. Компания Zeppo Network добивается получения прав на торговую марку WebOS в США и выпускает продукт WebOS. Это не что иное, как система управления контентом, поэтому мы на ней не будем останавливаться.

Однако по-настоящему о начале третьего этапа в развитии идеи WebOS возвестил Джейсон Коттке (Jason Kottke), опубликовав на своем блоге заметку «GoogleOS? YahooOS? MozillaOS? WebOS?». В ней идет речь о новой концепции WebOS, ее составляющих и вероятных претендентах на воплощение. В статье нет и намека на ранние разработки WebOS, Коттке вновь изобретает велосипед. WebOS в его видении – программная система, состоящая из трех компонентов: Web-браузера, Web-приложений (сервисов) и локального Web-сервера. Браузер отвечает за отображение контента, исполнение сервисов, управление локальными и удаленными данными. В Web-приложениях главный упор делается на механизм использования «коллективного разума» – в них встроены средства совместной работы над файлами, а также создания, редактирования и распространения контента. Локальный Web-сервер организует передачу данных с локальной машины на браузер. Основным претендентом на разработку WebOS совершенно естественно называется главный радетель идеи SaaS – компания Google.

WebOS
Довольно простая, но функционально достаточная онлайновая интегрированная среда разработки YouOS, дополненная хорошей документацией и простым энтузиазмом, и вот результат – более трехсот доступных приложений

С момента выхода заметки Коттке прошел год, а мир до сих пор полнится слухами и только слухами о GoogleOS. Впрочем, свято место пусто не бывает, и несколько начинающих компаний предпринимают попытки создания WebOS. Среди них: Orca, XIN, eyeOS, YouOS. К сожалению, назвать успешными их пока нельзя. Так, Orca, несмотря на обилие впечатляющих скриншотов в Сети, заставить работать более или менее беспроблемно практически невозможно. XIN вообще еще недоступна для общественности. Худо-бедно функционируют лишь YouOS и eyeOS, поэтому в двух словах о них. Обе WebOS распространяются на условиях лицензий Open Source. У той и другой основные приложения: текстовый процессор, файловый менеджер, браузер, программа для чтения RSS, клиенты электронной почты и мгновенных сообщений, чат и пр. YouOS будет интересна разработчикам, поскольку обладает хорошо документированным API, собственной онлайновой IDE для программирования на языке JavaScript, а также хоть и примитивной, но командной строкой. У обеих WebOS присутствует возможность сохранения данных в онлайне, но работа в офлайне не предусмотрена.

В общем, идея WebOS довольно интересна и в перспективе даже может быть востребована. У нее есть поистине хорошие качества. Пользователи получают мобильную программную систему, которая всегда с ними и везде выглядит одинаково: на компьютере, мобильном телефоне, КПК, HDTV или даже на экране холодильника. Их не заботят административные задачи, как то установка и обновление ПО, создание резервных копий данных, защита от вирусов и прочих вредоносных средств. Выполнение этих задач полностью ложится на плечи поставщиков собственно WebOS и сервисов. Разработчики не привязаны к конкретной и традиционной ОС и машине, они имеют возможность создавать действительно кросс-платформенные решения. Им легко распространять продукты, их обновления и заплатки.

Между тем пока не получены ответы на многие серьезные вопросы. Необходимо решить проблему безопасности пользовательских машин, подключенных к удаленным системам, и конфиденциальности пользовательских данных, хранимых на удаленных серверах.

WebOS
YouOS версии 0.11 (Epsilon). По словам разработчиков, студентов MIT, CIT и Стэнфорда, YouOS представляет собой распределенный виртуальный компьютер, сформированный слиянием Web и традиционных операционных систем

Чтобы комфортно работать с WebOS, требуются высокоскоростные, низколатентные и, разумеется, сравнительно дешевые методы доступа к Интернету. Хотя в данном направлении происходит движение, до приемлемых значений этих величин еще далеко.

Большой недостаток текущих и, скорее всего, будущих WebOS-проектов состоит в том, что в рамках каждого из них создается практически с нуля вся система вместо построения общей базы. Компании, занимающиеся WebOS-решениями, преследуя собственные цели, предпочли выбрать легкий путь. Трудности же заключаются в совместной разработке механизмов объединения сервисов под одним общим интерфейсом. Обеспечивая пользователей WebOS, необходимо предоставлять им свободу выбора лучших услуг, а не приковывать их ко встроенным в систему решениям. Во главе угла должна быть прежде всего интеграция разнородных сервисов.

И последнее, даже если предположить, что WebOS удовлетворит потребности новичков, то этого не произойдет с пользователями среднего и высокого уровней подготовки. Последние играют в игры, проектируют в CAD-системах, редактируют/создают аудио- и видеоданные, работают с графикой. Автономному ПО нужны «лошадиные силы» – процессор, память, видеокарта, которые принципиально не может дать Всемирная Паутина.