Web 2.0: так есть ли пузырь?

4 декабрь, 2007 - 12:18Артур Оруджалиев

Стремительное развитие интернет-индустрии привлекает все больше инвестиций, однако суммы некоторых из них порой удивляют даже самых оптимистично настроенных экспертов. Все чаще можно услышать, что подобные события уже имели место – во время плачевно известного бума доткомов в 2000 г.

Web 2.0 так есть ли пузырь?
По словам Стива Балмера, «чековая книжка его компании открыта», и Microsoft намерена в течение ближайших 4–5 лет приобретать примерно по 20 фирм в год стоимостью от 50 млн до 1 млрд долл. каждая

«Является ли Web 2.0 очередным пузырем?» – вопрос, который задают себе в последнее время все больше людей и активно обсуждают в Интернете, в том числе в блогах «Компьютерного Обозрения» (ko.itc.ua/32587, ko.itc.ua/32654), на этот раз прозвучал из уст самого Тима О'Рейли (Tim O'Reilly), человека, фактически создавшего этот термин несколько лет назад. Примечательно, что адресовал он его публике, собравшейся на одной из главных конференций по интернет-бизнесу Web 2.0 Summit, прошедшей в Сан-Франциско в конце октября.

Лишь не следивший в последнее время за событиями в секторе онлайн-бизнеса мог не заметить связи между этим вопросом и недавней покупкой Microsoft 1,6% социальной сети Facebook за 240 млн долл.. И именно к обсуждению упомянутой сделки сводилось большинство кулуарных разговоров на мероприятии.

Данный шаг редмондского гиганта фактически обозначил стоимость Facebook в целых 15 млрд долл. К слову, эта сумма сопоставима с капитализацией таких компаний, как, например, Symantec, Xerox и Seagate. Казалось бы, у них множество офисов по всему миру, огромные партнерские сети и отлаженные каналы сбыта. Что же есть у Facebook?

На первых взгляд – крупный интернет-портал и 300 разработчиков, занимающихся его развитием. При более детальном рассмотрении – 45 млн пользователей (сравнимо с населением Украины, включая грудных детей) и около 6 тыс. программных приложений для социальной сети. Над ними же, по словам основателя и исполнительного директора Facebook Марка Закерберга (Mark Zuckerberg), работают 100 тыс. программистов по всему миру.

Впрочем, даже если учесть это сообщество, все маркетинговые и другие возможности и перспективы, которые оно имеет, многим экспертам означенная сумма в 15 млрд все равно кажется баснословной.

Одна из основных причин сомнений относительно адекватности оценки проекта – отсутствие четкой стратегии монетизации современных социальных сетей. Главным инструментом извлечения прибыли из них является сегодня продажа рекламы (трафик в онлайн-сообществах довольно большой) и различных платных услуг, в том числе премиум-аккаунтов, предоставляющих какие-либо дополнительные возможности их владельцам. Хотя, по мнению многих аналитиков, этого мало для окупаемости инвестиций и генерации значительных доходов.

Предприниматели, вкладывающие сегодня деньги в проекты Web 2.0, руководствуются в основном перспективами, что пугает экспертов. Ведь в том числе и из-за этого настоящий бум социальных сетей, наблюдающийся по всему Интернету, все больше людей небезосновательно сравнивают с периодом бешеной популярности доткомов в 2000 г.

«Кто не помнит уроки прошлого, обречен их повторить»

Web 2.0 так есть ли пузырь?
Большинство кулуарных разговоров на мероприятии было посвящено обсуждению покупки Microsoft 1,6% социальной сети Facebook за 240 млн долл.

Достаточно вспомнить, к примеру, историю онлайн-сообщества Globe.com. Ресурс, созданный двумя выпускниками Корнелльского университета, в 1999 г. насчитывал 9 млн пользователей, что тогда было просто невиданным успехом. Самым популярным методом привлечения инвестиций в среде интернет-проектов в те годы было публичное размещение на бирже, и проведя IPO, компании удалось навсегда вписать свое имя в историю – за один лишь первый день котировки ее акций взлетели с $9 до $97 за штуку, продемонстрировав невиданный 866%-ный (!) рост. Инвесторы понадеялись на уже упомянутую перспективу, и где их средства теперь?

Впрочем, сам О'Рейли, проводя аналогию с пузырем 2000 г., считает, что люди с тех пор чему-то да научились. Свидетельством этого в числе прочего является и объем ежегодных инвестиций. Если в 1999 г. сделок было совершено на сумму 54,1 млрд долл., а в 2000 г. это число превысило 100 млрд, то по итогам 2007 г., по данным PricewaterhouseCoopers и Национальной ассоциации венчурного капитала, в инновационные проекты и разработки будет вложено всего около 30 млрд долл.

Несмотря на меньшую цифру, чем во времена бума доткомов, ажиотаж вокруг интернет-проектов увеличивается едва ли не ежедневно. Масла в огонь в рамках Web 2.0 Summit подлил и CEO Microsoft Стив Балмер, объявивший в своем выступлении на мероприятии, что «чековая книжка его компании открыта», и она намерена в течение ближайших 4–5 лет приобретать примерно по 20 фирм в год стоимостью от 50 млн до 1 млрд долл каждая.

Конкуренция онлайн-гигантов усиливается

Web 2.0 так есть ли пузырь?
От ответа на вопрос журналистов, не переоценил ли редмондский гигант Facebook, Руперт Мэрдок мастерски ушел, не упустив при этом возможности предположить, что News Corp, владеющая MySpace, по всей видимости, пока недооценена рынком

После этого заявления аналитики сразу же отметили, что Microsoft таким образом планирует и дальше конкурировать с Google – эксперты уже достаточно долго следят за противостоянием двух гигантов, и в настоящее время все чаще на каждый шаг одного из них следует активная реакция другого. Хорошая иллюстрация этого «поединка» – поглощение Microsoft компании aQuantive, занимающейся интернет-рекламой, за 6 млрд долл. «в ответ» на приобретение фирмы DoubleClick компанией Google за 3,1 млрд.

Говоря о последней, стоит обратить внимание на примечательный факт: будучи интернет-компанией номер один, акции которой растут как на дрожжах и недавно преодолели отметку в $700, Google пока не ввязывается в борьбу в сегменте социальных сетей – ее проект Orkut запущен давно, имеет немало пользователей, однако какой-либо существенной активности компании по отношению к нему на рынке не заметно, да и лидером среди онлайн-сообществ он не является.

Тут самое время вспомнить другого игрока из этого сектора – News Corp. Ее владелец, медиамагнат Руперт Мэрдок (Rupert Murdoch), был одним из самых ожидаемых гостей на Web 2.0 Summit. Ведь именно он – тот самый человек, который два года назад за 536 млн приобрел ресурс MySpace – еще до того, как его аудитория стремительно выросла и социальные сети стали называть «интернет-платформой будущего».

От ответа на вопрос журналистов, не переоценил ли редмондский гигант Facebook, господин Мэрдок мастерски ушел, не упустив при этом возможности предположить, что News Corp, владеющая MySpace (110 млн пользователей, самое популярное интернет-сообщество), по всей видимости, пока недооценена рынком.

Посетитель 2.0

Помимо сравнений нынешнего интернет-бума с периодом доткомов 2000 г., на прошедшем мероприятии некоторые участники довольно активно обсуждали и изменяющиеся способы доступа в Интернет.

Все чаще посетитель различных сайтов, в том числе и социальных сетей, представляет собой не привычный всем образ человека за компьютером, а пользователя сотовых устройств или даже плееров с модулями Wi-Fi. И хотя их доля пока невелика, стремительное развитие беспроводных высокоскоростных сетей по миру свидетельствует о том, что она будет лишь увеличиваться.

По данным экспертов, 90% владельцев мобильных телефонов в течение суток не удаляются от своего терминала более чем на один метр. Что это означает для владельцев ресурсов? Как минимум – потенциал для новых социальных сервисов. В частности, речь идет о том, что у «мобильных» посетителей есть возможность очень оперативного и регулярного доступа к веб-порталам. Их аппарат всегда рядом, его, в отличие от ПК, не нужно долго загружать, и он прекрасно справляется с такими, например, задачами, как участие в онлайн-дискуссиях, просмотр фотографий и т. п.

Важно, что вернувшись к стационарному рабочему месту, пользователь все равно зайдет на сайт традиционно и выполнит привычные для себя действия, однако находясь в удалении от ПК он может продолжать активно участвовать в тех же социальных сетях. Станет ли он это делать на практике – зависит от владельцев проектов, на плечах которых и лежит создание необходимого инструментария и продвижение таких возможностей.