Wal-Mart: как создаются легенды

17 март, 2008 - 18:05Владимир Исаев

Июнь 2002 г. ознаменовался для розницы – американской и мировой – громким крахом. Разорившаяся сеть K-Mart была вынуждена уволить почти 34 тыс. сотрудников и начать процедуру банкротства.

Тех, кого интересует нелегкая судьба этого американского ретейлера (к слову, судьба весьма поучительная) могут найти более подробную информацию на Wikipedia. Мой же рассказ не о нем, а об основном конкуренте и ровеснике K-Mart, за которым компания гналась всю жизнь - о Wal-Mart. Вернее, о книге «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart», написаную основателем компании Сэмом Уолтоном, которую я недавно имел удовольствие прочесть.

Wal-Mart как создаются легендыКнига пережила уже 4 издания и продолжает оставаться Библией для розничников.

Честно говоря, довольно трудно назвать ее захватывающей. Отчасти потому, что описываемые 60-70-ми годами (годами становления этой ныне крупнейшей в мире сети) события довольно трудно переложить на нашу почву. И время другое, и менталитет, и, следовательно, подходы. Хотя кое-что из первой части книги в плане идей почерпнуть можно, особенно если вы развиваете розницу в районном центре нашей страны. Но все же начало носит скорее познавательный смысл, чем практически полезный. Вторая причина - слишком уж часто повторяющаяся сентенция "мы ставим на первое место наших покупателей". Настолько частая, настолько же и, в общем-то, банальная (было бы странно, если бы кто-то заявлял противоположное).

Для меня лично было удивлением узнать, что основные свои козыри – дисконтный формат, выставки-ярмарки, раскладку товара – Уолтон подсмотрел у конкурентов, хотя и усовершенствовал их почти до идеала. «Плагиат экономит время» - такой слоган я пару лет назад видел в одном украинском рекламном агентстве. Видимо, люди знают, что делают :)

Wal-Mart как создаются легендыС этого магазинчика в Арканзасе (Бентонвилль) все и началось. Название «Wal-Mart» Сэм и его брат Бад (совладелец компании) придумали позже, в «кукурузнике», на котором облетали региональные магазины. Название броское и, к тому же, короткое, так что не пришлось тратить много денег на вывеску. Сейчас в бентонвилльском магазине расположен музей Wal-Mart.

Но куда более интересной лично для меня стала та часть, где описывается становление корпоративной культуры и методы стимулирования персонала. Вообще сложилось впечатление, что Уолтон был достаточно прижимистым (он и на себя-то мало тратил), но тем не менее, он вовремя ввел систему распределения прибылей между сотрудниками (включая уборщиков, которые получили возможность выйти на пенсию миллионерами), а также переложил ответственность за прибыли и обороты магазинов с их директоров на заведующих отделами. Это, конечно, привело к необходимости снабжать их информацией о том как их результаты выглядят на фоне других магазинов и на фоне конкурентов, а также на фоне других отделов. Но этот подход себя полностью оправдал.

Немало интересного касается и такого бича розницы, как воровство товара. Задача воспрепятствования ему тоже была возложена на поощряемых сотрудников. То же самое касается и усовершенствований в бизнес-процессах, предлагаемых персоналом – они тоже щедро оплачивались.

В общем, почти классический пример компании, действующей «снизу», т.е. исходящей из инициатив сотрудников младшего и среднего звеньев. И именно в этом Уолтон видит первую составляющую успеха своей компании. Вторая касается IT-инфраструктуры. Как известно, Wal-Mart первой из ретейлеров начала применять компьютеры (1969 г.), штрих-коды (1980), электронные расчеты (1985), беспроводные сканеры (конец 80-х), RFID-чипы (начало этого века). Кроме того, Wal-mart владела сетью спутниковых станций, которая была в какой-то период времени крупнее, чем у AT&T(!!!). «Что толку в том, что вы научились хорошо продавать полотенца в одном магазине, если вы не можете поделиться тем как это делать с другими торговыми точками?» - примерно так мотивирует Уолтон ее развертывание (хотя признает, что деньги на внедрение IT и средств связи его помощники буквально выбивали из него).

Именно в 1990-х годах, когда Wal-mart начала масштабное внедрение IT в свои бизнес-процессы, ей и проиграла K-Mart, начавшая инвестировать в технологии лишь в 2000-х. Кстати, и сам Уолтон, и авторы послесловия к русскому изданию книги (сотрудники France Informatique et Technologie) дают пару ценных советов насчет того, с какого конца приступать к их внедрению. Там же говорится, что IT позволяют Wal-Mart экономить на логистике 2,5% от оборота, а за последний год это, между прочим, 106 млрд.долл.

Wal-Mart как создаются легенды
Сэм Уолтон, счастливый семьянин, миллиардер, который предпочитал летать эконом-классом и ездил на стареньком грузовичке, прожил 74 года и ушел из жизни в 1992 г. (фото из архива BusinessWeek).

Кстати, если вы следите за "жизнью и творчеством" Евгения Чичваркина и его «Евросети», то станет ясно, откуда он черпает вдохновение (собственно, эту книгу я прочитал в том числе и по его рекомендации в ЖЖ). Например, многолетнему конфликту между «Евросетью» и Nokia есть предшественник – аналогичная история между Wal-Mart и Procter&Gamble. Итогом последнего стала одна из первых в США электронных систем, дававшая менеджерам по продажам P&G прямой доступ в базу Wal-Mart для того чтобы в онлайне следить за остатками продукции, ценами конкурентов и всем прочим.

Но не буду рассказывать все самое интересное. Тем более, что каждый наверняка найдет в книге то, что близко и знакомо именно ему.

Дополнительные ссылки по теме:

10 правил ведения бизнеса от Сэма Уолтона

«Правило 10 футов» (специально для продавцов)


Ценовая философия Wal-Mart