Высокий сезон планшетам не помог

13 февраль, 2015 - 15:45Артем Юрченко

Своим появлением в 2010 г. планшеты внесли существенные коррективы в привычный ландшафт мировой компьютерной индустрии – магистральное направление, связанное с настольными ПК и ноутбуками, существенно замедлило и без того слабые обороты, а отдельные сегменты, к примеру нетбуки, окончательно потеряли статус серьезных игроков. Впрочем, не прошло пяти лет и планшеты постепенно оказываются в схожем положении.

Высокий сезон планшетам не помог

Первое за почти пятилетнюю историю развития планшетной индустрии падение глобальных поставок зафиксировано в финальной четверти прошлого года. Несмотря на традиционный высокий сезон продаж, рынок оказался не в силах дотянуться до прошлогоднего достижения, отчитавшись отгрузкой в каналы 76,1 млн устройств, включая решения 2-в-1. Таким образом, относительно аналогичного календарного периода 2013 г. спад достиг 3,2%. Исследователи из Canalys подтверждают тенденцию – согласно их подсчетам с октября по декабрь в каналы ушло 67 млн планшетов, что на 12% меньше в годовом сравнении. Тем не менее, в целом за год мировой рынок все же остался в плюсе, однако позитивная динамика (+4,4%) при отгрузке 229,6 млн планшетов – крайне низкая.

Android-планшеты остаются двигателем рынка, однако их главная ударная сила – продукты с диагональю экрана 7" ослабляются под напором крупноэкранных смартфонов. Если еще в начале прошлого года за ними было 66% всех Android-поставок, то уже в конце года доля составляла чуть более половины. В наступившем году вендоры будут намереваться увеличить прибыльность бизнеса за счет аппаратов с диагональю 8" и более, а многие мелкие игроки навсегда покинут рынок. Это утверждение пока что справедливо преимущественно для поставщиков решений категории «white-box». Ввиду того, что недорогие Android-модели уже почти не приносят прибыли, многие мелкие игроки рынка «white-box» с китайского Юго-Востока покидают рынок. В то же время, с целью, увеличения прибыли более крупные игроки переходят на выпуск Windows-планшетов, либо смартфонов. Как итог, за период с октября по декабрь аналитики Digitimes Research насчитали 25,2 млн отгруженных на мировой рынок планшетов «white-box», что на 4,9% и 10,3% меньше в квартальном и годовом сравнениях соответственно.

Высокий сезон планшетам не помог

Обнаруженный в конце года провал Apple объясняется, прежде всего, минимальными усовершенствованиями в последних выпущенных версиях iPad Air и mini относительно предыдущих поколений, которые так и не смогли заинтересовать приверженцев бренда. Вместе с тем все громче заявляет о себе проблема, связанная с захватом традиционной вотчины iPad последними моделями iPhone с крупным экраном.

Samsung почти удалось достигнуть задекламированного в начале 2014 г. намерения отгрузить свыше 40 млн планшетов. Несмотря на провал в финальной четверти (-18,4% «YoY»), общегодовые поставки выросли на 1,1%, до 39,7 млн устройств. Ожидается, что помимо запуска в серию семейства Tab 4, выручить корейцев смогут недавно анонсированные модели из среднего и высшего ценовых диапазонов.

Широкий выбор моделей с разнообразными диагоналями экранов и поддержкой как Android, так и Windows, позволяют Lenovo максимально оперативно реагировать под смену пользовательских предпочтений, неизменно оставаясь в плюсе по поставкам.

Ухудшением результатов предыдущего года отчиталась в финальном квартале ASUS. Запущенный еще в конце 2013 г. планшет Т100 по-прежнему занимает ключевое место в портфолио вендора, однако его позиции слабеют под натиском недорогих решений конкурирующих компаний. Намереваясь восстановить былые темпы продаж вендор запускает три новые модели в линейке Transformer.

Amazon остается аутсайдером Тор-5. Несмотря на проведенное в конце сентября обновление линейки продуктов, в частности старт продаж Kindle Fire HDX 8.9 и выпуск недорогого 6-дюймового Fire HD, продажи компании в предновогодний квартал сократились на 70%.

Высокий сезон планшетам не помог

С уверенностью можно сказать, что в наступившем году мировой рынок планшетов продолжит демонстрировать низкий рост. Если верить Gartner, в 2015 г. позитивная динамика глобальных поставок вряд ли превысят 8%, что будет говорить об отгрузке не более 233 млн устройств. Среди главных причин спада называется удлинение жизненного цикла планшетов, подкрепленное, в том числе, регулярным бесплатным обновлением ОС, а также малое количество новшеств в аппаратном обеспечении, удерживающее потребителей от апгрейда уже имеющихся аппаратов.